Индивидуальное логопедическое занятие
видеоурок рисованию (подготовительная группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Важное значение в коррекции звукопроизношения имеют индивидуальные занятия. Учитель - логопед, зная диагноз нарушения, методически правильно планирует и организует корекционную работу с ребенком. Время для постановки и введении звука в речь может быть для каждого ребенка индивидуально/ от 1 месяца до 6 месяцев/.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Индивидуальное  логопедическое занятие

ТЕМА:  «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»

 

Цель: -      совершенствование работы артикуляционного аппарата (движений

             губ, языка, щек, нижней челюсти);

  1. движений кисти и пальцев рук;
  2. формирование правильной речи ребенка;
  3. автоматизировать произнесение звонкого твердого согласного звука «Р» в слогах, словах, предложениях (со стечением согласных: гра, гро, гру, гры);
  4. учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов;
  5. расширять и активизировать словарный запас;
  6. упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слов;
  7. развивать фонематический слух;
  8. развивать внимание и наблюдательность, память и самостоятельное мышление;
  9. воспитывать усидчивость, желание заниматься, уверенность в себе.

Оборудование: сигнальные карточки с гласными буквами а о у и ы; таблички с положением органов артикуляционного аппарата в упражнениях логопедической гимнастики; предметные картинки: грач, градусник, гранат, графин, груша, грызуны; коврик для упражнений; перфокарты; таблицы с буквами, доска, зеркало.

Дидактически игры и упражнения:

«Найди лишний предмет»

«Отгадай слово»

«Для чего нужен предмет»

«Скажи наоборот»

«Чего нет»

«Найди пару»

«Сплети буку Р»

«Вставь букву «Р» и узнаешь слово»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня продолжим учиться произносить звук Р. Вспомни, какой это звук?

 Р - согласный, звонкий, дрожащий, твердый.

  1. Дыхательно-голосовая гимнастика

       Логопед: Вспомним гласные буквы А О У И Ы. Споем песенку на одном дыхании. Прочитаем и споем на одном выдохе с ударением на заданный гласный.

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

Работа проводится у доски.

  1. Пальчиковая гимнастика

(По желанию ребенка. Цель: создать положительный настрой на занятие).

  1. Артикуляционная гимнастика

(около зеркала, на полу на коврике: лежа, сидя)

Место проведения: стол перед зеркалом

1. Упражнение для губ:

«Заборчик» – «Рупор» - «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. и – о - у

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы рта

«Поцелуйчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение удерживать в вытянутом положении губы.

2. Упражнения для щек:

«Надуть щеки»

Цель: укреплять мышцы щек, регулируя дыхание

«Выпускаем воздух влево, вправо, вперед»

«Прополощем рот» (поочередное надувание правой и левой щеки)

«Втянуть щеки»

Цель: укреплять мышцы щек, стимулировать движения нижней челюсти.

3. Упражнения для языка:

«Качели» (I, III)  темп – разный

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять

«Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку

«Болтушка»

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части

«Пулемет» – «Автомат»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Упражнения проводятся на коврике /на полу/.

И.п. – лежа, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях перед грудью. «Жук упал» /длительное Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами: тихо, громко.

И.п. – сидя, ноги вытянуты, руки в стороны /от длительного З-З-З с поднятым к альвеолам кончика языка «Комарик летит» (с поворотами головы влево, вправо, вверх, вниз): медленно, быстро.

И.п. – лежа, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях перед грудью

Тр-тр-тр-тр-р-р-р-р

                                               «Заведем мотор».

4. Проверка домашнего задания.

Цель: закрепить пройденный материал.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

  1. Что же нужно там кроту?
  2. Потемнее темноту!

Оценка логопедом знаний ребенка.

5. Работа с новым материалом.

Место проведения у доски.

  1. Запомни и повтори слоги:

гра – гро – гру - гры  (справа)

гро – гру – гры – гра  (слева)

гру – гры – гро – гра  (за спиной ребенка)

  1. По картинкам  (за столом).

Логопед называет предметы:

груша, гранат, графин, грач, градусник, грызуны

Повторяет ребенок.

  1. Д/и «Что может быть лишнее»

I в.  КТО?  грач              II в.  ОНА, МОЯ  груша            III в. Мн. число  грызуны

(одушевл. предмет)           (ж. род)

  1. Д/и «Для чего нужен предмет?» (закончить предложение)

Графин нужен, чтобы…

Градусник нужен, чтобы…

Гранат нужен, чтобы…

Груша нужна, чтобы…

Грызун нужен, чтобы…

Грач нужен, чтобы…

  1. Д/и «Скажи наоборот».

Графин высокий – графин низкий

Груша сладкая – горькая

Грач молодой – старый

Градусник достали – убрали

Грызуны веселые – грустные

Гранат большой – маленький

Грач прилетел – улетел

Грызуны убежали – прибежали.

  1. Д/упражнение «Найди пару»

«Веселей шагать вдвоем

Пару мы сейчас найдем…»

Груша – гранат – фрукты

Грач – воробей – птицы

Графин- (самовар), сковорода – посуда 

Грызуны – рысь – животные.

  1. Д/игра «Сплетем букву Р»

Из веревочки ребенок выкладывает букву Р.

8) Д/игра «Если вставить букву Р, то узнаешь слово» /работа у доски/

  1.  На доске

Г… У Ш А                        Г… А Н А Т

Р                Г … А Ф И Н                 Г… А Ч

                 Г… А Д У С Н И К        Г… Р Ы З У Н

Найди слово, где один слог, два слога, три слога.

  1. Домашнее задание.

Логопед. В тетради для домашних заданий я записала тебе новую потешку, ты ее выучишь, четко проговаривая все слова со звуком «Р».

Грачиха не боится грома

Она с грачатами уж дома

  1. Гра – гра, гра – гра

Гроза нам тоже не страшна.

  1. Итог занятия.

Мы  продолжали учиться  произносить звук Р в слогах, в словах, в предложениях. Ты занималась хорошо. Какое у тебя было настроение? (на доске схемки «Мое настроение»: радость, грусть, испуг, удивление).



Предварительный просмотр:

            Индивидуальное  логопедическое занятие

ТЕМА:  «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»

 

Цель: -      совершенствование работы артикуляционного аппарата (движений

             губ, языка, щек, нижней челюсти);

  1. движений кисти и пальцев рук;
  2. формирование правильной речи ребенка;
  3. автоматизировать произнесение звонкого твердого согласного звука «Р» в слогах, словах, предложениях (со стечением согласных: гра, гро, гру, гры);
  4. учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов;
  5. расширять и активизировать словарный запас;
  6. упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слов;
  7. развивать фонематический слух;
  8. развивать внимание и наблюдательность, память и самостоятельное мышление;
  9. воспитывать усидчивость, желание заниматься, уверенность в себе.

Оборудование: сигнальные карточки с гласными буквами а о у и ы; таблички с положением органов артикуляционного аппарата в упражнениях логопедической гимнастики; предметные картинки: грач, градусник, гранат, графин, груша, грызуны; коврик для упражнений; перфокарты; таблицы с буквами, доска, зеркало.

Дидактически игры и упражнения:

«Найди лишний предмет»

«Отгадай слово»

«Для чего нужен предмет»

«Скажи наоборот»

«Чего нет»

«Найди пару»

«Сплети буку Р»

«Вставь букву «Р» и узнаешь слово»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня продолжим учиться произносить звук Р. Вспомни, какой это звук?

 Р - согласный, звонкий, дрожащий, твердый.

  1. Дыхательно-голосовая гимнастика

       Логопед: Вспомним гласные буквы А О У И Ы. Споем песенку на одном дыхании. Прочитаем и споем на одном выдохе с ударением на заданный гласный.

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

а – о – у - и – ы

Работа проводится у доски.

  1. Пальчиковая гимнастика

(По желанию ребенка. Цель: создать положительный настрой на занятие).

  1. Артикуляционная гимнастика

(около зеркала, на полу на коврике: лежа, сидя)

Место проведения: стол перед зеркалом

1. Упражнение для губ:

«Заборчик» – «Рупор» - «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. и – о - у

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы рта

«Поцелуйчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение удерживать в вытянутом положении губы.

2. Упражнения для щек:

«Надуть щеки»

Цель: укреплять мышцы щек, регулируя дыхание

«Выпускаем воздух влево, вправо, вперед»

«Прополощем рот» (поочередное надувание правой и левой щеки)

«Втянуть щеки»

Цель: укреплять мышцы щек, стимулировать движения нижней челюсти.

3. Упражнения для языка:

«Качели» (I, III)  темп – разный

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять

«Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку

«Болтушка»

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части

«Пулемет» – «Автомат»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Упражнения проводятся на коврике /на полу/.

И.п. – лежа, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях перед грудью. «Жук упал» /длительное Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами: тихо, громко.

И.п. – сидя, ноги вытянуты, руки в стороны /от длительного З-З-З с поднятым к альвеолам кончика языка «Комарик летит» (с поворотами головы влево, вправо, вверх, вниз): медленно, быстро.

И.п. – лежа, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях перед грудью

Тр-тр-тр-тр-р-р-р-р

                                               «Заведем мотор».

4. Проверка домашнего задания.

Цель: закрепить пройденный материал.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

  1. Что же нужно там кроту?
  2. Потемнее темноту!

Оценка логопедом знаний ребенка.

5. Работа с новым материалом.

Место проведения у доски.

  1. Запомни и повтори слоги:

гра – гро – гру - гры  (справа)

гро – гру – гры – гра  (слева)

гру – гры – гро – гра  (за спиной ребенка)

  1. По картинкам  (за столом).

Логопед называет предметы:

груша, гранат, графин, грач, градусник, грызуны

Повторяет ребенок.

  1. Д/и «Что может быть лишнее»

I в.  КТО?  грач              II в.  ОНА, МОЯ  груша            III в. Мн. число  грызуны

(одушевл. предмет)           (ж. род)

  1. Д/и «Для чего нужен предмет?» (закончить предложение)

Графин нужен, чтобы…

Градусник нужен, чтобы…

Гранат нужен, чтобы…

Груша нужна, чтобы…

Грызун нужен, чтобы…

Грач нужен, чтобы…

  1. Д/и «Скажи наоборот».

Графин высокий – графин низкий

Груша сладкая – горькая

Грач молодой – старый

Градусник достали – убрали

Грызуны веселые – грустные

Гранат большой – маленький

Грач прилетел – улетел

Грызуны убежали – прибежали.

  1. Д/упражнение «Найди пару»

«Веселей шагать вдвоем

Пару мы сейчас найдем…»

Груша – гранат – фрукты

Грач – воробей – птицы

Графин- (самовар), сковорода – посуда 

Грызуны – рысь – животные.

  1. Д/игра «Сплетем букву Р»

Из веревочки ребенок выкладывает букву Р.

8) Д/игра «Если вставить букву Р, то узнаешь слово» /работа у доски/

  1.  На доске

Г… У Ш А                        Г… А Н А Т

Р                Г … А Ф И Н                 Г… А Ч

                 Г… А Д У С Н И К        Г… Р Ы З У Н

Найди слово, где один слог, два слога, три слога.

  1. Домашнее задание.

Логопед. В тетради для домашних заданий я записала тебе новую потешку, ты ее выучишь, четко проговаривая все слова со звуком «Р».

Грачиха не боится грома

Она с грачатами уж дома

  1. Гра – гра, гра – гра

Гроза нам тоже не страшна.

  1. Итог занятия.

Мы  продолжали учиться  произносить звук Р в слогах, в словах, в предложениях. Ты занималась хорошо. Какое у тебя было настроение? (на доске схемки «Мое настроение»: радость, грусть, испуг, удивление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...