Главные вкладки

    Сказкотерапия- как возможность интеллектуально- личностного роста дошкольников
    статья по рисованию (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Малахова Ольга Александровна

    Из глубины веков человечество воспитывалось на произведениях художественной литературы. Особую ценность имели и имеют сказки. Именно этот жанр ярко демонстрирует постигающему законы мира ребёнку  духовно- нравственные установки, характеристики  добра и зла. Несмотря на изменение подходов в системе образования,  в связи с введением ФГТ, использование сказкотерапии на современном этапе помогает наиболее гармонично "вписаться" в непосредственно образовательную деятельность (НОД ) с дошкольниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx14.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малахова Ольга Александровна,

    педагог- психолог МКДОУ «Црр- д/с№4»

    п.г.т.Анна Воронежской области

    Сказкотерапия  как возможность интеллектуально-личностного роста дошкольника.

          Введение ФГТ поставило новые задачи к педагогам по  построению структуры   педагогического процесса в целом. В связи с этим возникла  необходимость внедрения деятельностного  подхода к обучению дошкольников.  

      В настоящее время я работаю над творческим проектом: «Сказка- ложь, да в ней намёк…» Главный его девиз: «Спешите делать добро!»  Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздаётся автором, рассказчиком, читателем и слушателем и способен в этот момент конструировать жизненные смысловые установки. Сказкотерапия помогает мне интегрировать различные виды деятельности для  формирования таких качеств выпускника ДОУ, как: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность и сообразительность. При применении деятельностного  подхода в организованной совместной деятельности с детьми использую   проблемные ситуации.

       Создавая развивающие ситуации в сказочных историях , я акцентирую внимание детей:

    - на рассматривание  явлений и событий  с различных  позиций,

    -на умение переносить знания с одного вида деятельности на другой,

    -на способность  адаптироваться в окружающем мире и активно проявлять себя в творчестве.

       Деятельностный подход, применяемый мною в сказкотерапии,  способствует формированию мыслительных и творческих способностей у дошкольников, а также помогает ненавязчиво и в увлекательной форме    решить проблемы эмоционально- личностного характера.

      Используя сказкозкотерапию, интегрирую такие образовательные области, как: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

        В сценарии совместной деятельности планирую  различные этапы:

    -интрига;

    -минута фантазии;

    -творческий рисунок;

    -видеосъёмка;

    -сборник детских историй.

          Каждая моя встреча с детьми имеет своеобразный ритуал проигрывания сказки. Сначала, это обсуждение  впечатлений, полученных при слушании подлинной сказки, где даю возможность каждому ребёнку выразить свои эмоции и чувства,  своё отношение. Затем следует показ иллюстрации с новым содержанием сказки. Беседа на этом этапе помогает переключить внимание детей на вариативность концовки сюжета. Потом наступает «Минутка фантазии» под классическую музыку, желательно с закрытыми глазами. Элемент интервью помогает каждому ребёнку рассказать своё продолжение сказки, не перебивая друг друга. Причём,  на данном этапе я обращаю внимание детей на альтернативном  выходе из положения, где персонаж должен найти конструктивное  решение, проявив оптимизм. Далее идёт процесс рисования, где каждый ребёнок вправе самостоятельно выбрать изобразительный материал. Для более эмоциональной передачи детских впечатлений, я использую музыкальный фон. Кульминацией погружения в сказку является совместное составление книжек и запись детских историй на видеокамеру, позволяющих каждому ребёнку посмотреть на проблему со стороны, поразмыслить и определить собственное отношение к более эффективному разрешению добрых и злых поступков.

        Отрадно заметить, что детям очень нравится придумывать собственный вариант сказок. Так, например, анализируя ситуацию встречи колобка и лисы, дети составили несколько серий с продолжением. Это поиск колобком своих родителей, которые увезли его отдыхать на Чёрное море; приглашение в гости Человека- паука, который предлагает колобку отправиться в Бразилию на обучение профессии повара; взросление колобка из- за чудесного дождя и обретение им ума и силы и т.п.

        Итак, сказкотерапия только тогда будет эффективной, когда она будет  живой: не только уводить в воображаемый мир, но и помогать ребёнку по- новому взглянуть на ситуацию и измениться. Именно такая сказка способна выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности.

      Ведь человек становится взрослым тогда, когда понимает смысл сказки!

    Благодаря использованию сказкотерапии  в совместной организованной деятельности,  дети приобретают  опыт познания, переживания, преобразования окружающего мира и самого себя. Они становятся интеллектуально и духовно богаче.

    Литература:

    1.Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

    2.Савенкова Л.Г. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в практике работы ДОУ.// Управление ДОУ, №7, 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика воспитательной и образовательной работы, направленной на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность

    Здесь вы можете познакомиться с особенностями авторской   методики воспитательной и образовательной работы в ЦПИД, направленной на развитие  интеллектуальных и личностных качеств  дошко...

    Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника

    Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в  ходе работы   по  формированию   познавательной  активности...

    «Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»

    Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)...

    Презентация на тему "Развитие патриотизма и толерантности как один из факторов личностного роста у дошкольников

    Понятие личностного роста дошкольников, факторы на него влияющие. Пути развития патриотизма и толерантности в детском саду. Несколько практических упражнений....

    «Тренинг личностного роста средствами сказкотерапии».

    Осознание педагогов своей индивидуальности,  преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам  тренинга в развитии навыков самопознания и компетент...