«Тренинг личностного роста средствами сказкотерапии».
материал по коррекционной педагогике

Шелевая Оксана Александровна

Осознание педагогов своей индивидуальности,  преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам  тренинга в развитии навыков самопознания и компетентности в общении средствами сказкотерапии, создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Поиск резервов для более эффективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Тренинг личностного роста средствами сказкотерапии»

Цель:  осознание педагогов своей индивидуальности,  преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам  тренинга в развитии навыков самопознания и компетентности в общении средствами сказкотерапии, создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Поиск резервов для более эффективной работы.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах, навыков восприятия и  адекватной оценки эмоциональных состояний других людей, коммуникативных умений;

- накопление эмоционально-положительного опыта,  формирование положительного представления о себе, настрой на состояние успеха;

- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

- развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром посредством сказочной формы.

Оборудование: «Хрустальная музыка», канцелярские булавки, бумага, карандаши, фломастеры, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 часа.

Структура сказкотерапевтического тренинга:

Вводная часть (разминка): знакомство, введение правил работы, 1-2 разминочных упражнения.

Основная часть (рабочая), в ходе которой ведущий отслеживает групповую динамику. Уделяет внимание проработке агрессии и внутренним конфликтам. Сказки, игры, работы обсуждаются и анализируются участниками тренинга.

Завершение: участникам важно отреагировать накопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итог и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.

Методы применяемые в программе данного тренинга: чтение сказки, анализ, рисование и сочинение -  дополнение, изобразив чувства человека на бумаге, психологические игры, упражнения.

Ход тренинга:

Приветствие

Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга. Предлагает педагогам на небольшом листе написать свое имя, так как бы  они хотели, чтобы их называли на тренинге и прикрепить его с помощью булавки на груди. Затем встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

 Вводная часть

Группа принимает правила работы на тренинге.

Правила:

 - Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

- Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

- Правило «Я - высказывание». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

Игра «Лишний стул»

Цель игры –  настройка группы на непринужденное и откровенное общение, создание сказочной атмосферы.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия  игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать  ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

 - Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдают правила.

- … те, кто всегда слушает радио.

Можно давать задания, совместимые с темой сказки, например:

- Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

Основная часть.

1.Игра  «Звездочки»

Цель игры: поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Ход: ведущий готовит для игры «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать» себе подобных», не зная, кто ты сам.

Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания.

2. Знакомство со сказкой «Человек»

Жил-был человек. Он рос, ел, пил. Ходил и говорил. Как все. У него была работа, дом. Семья. Как у всех. Временами он отдыхал: смотрел телевизор, ходил в гости. Посещал общественные мероприятия  и развлекался. В общем, как все. Временами ему бывало грустно, временами он раздражался, но это, конечно, проходило, и он снова продолжал жить привычной жизнью: работа – дом – работа – дом… Как все.

Но однажды человек остановился, поднял глаза и увидел небо. Он присмотрелся и заметил, что оно меняется каждую минуту, никогда не бывая одинаковым. Человек прислушался и услышал пение птиц. Как красиво они пели! Он посмотрел по сторонам и заметил необыкновенное богатство красок, которое дарили миру цветы и деревья. Рядом играли и смеялись дети. Их звонкие голоса как будто говорили: мы умеем жить!

И человек сделал то, чего не делал никогда. Он взял лист бумаги и запечатлел на нем свои чувства, рожденные внезапно. Так на Земле появился еще один Творец.

Вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Как жил человек очень долгое время?
  3. Какое событие изменило его?
  4. Нарисуйте и опишите чувства, которые изобразил человек на листе бумаги.

3.Упражнение  «Новый взгляд»

Цель: переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.

Ведущий обращается к группе: « Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, работаем, смотрим телевизор ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь и приобрести новый опыт, который поможет вам увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное. Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Участники группы пишут в течение пяти минут на бумаге необходимые качества, которые пригодятся им в пути.

Далее ведущий говорит: «Какой будет ваша дорога – широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и, достигнув цели, найти что-то ценное, вам необходимы будут не только отвага и сила, но и мудрость воображение. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путь и узнать, что хотят вам сообщить простые цветы и деревья, люди и дома, облака и разные предметы. Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь глубже воспринимать все новое».

Как только участники будут готовы, они расходятся по разным направлениям и с этого момента не разговаривают друг с другом.

Через 30 минут участники возвращаются в группу, и ведущий говорит им: «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, творит. Вы прошли часть пути – малую, но достаточную, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свое творчество на бумаге и расскажите или покажите, какой подарок вы получили сегодня, какое открытие для себя сделали?»

Участники находят удобное для себя место и записывают, зарисовывают или составляют коллаж из своих впечатлений. По мере готовности педагоги рассказывают друг другу о приобретенном опыте.

Завершение

Игра «Подарок»

Цель: символическое окончание занятия. Отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций, настрой на обычные дела.

Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»

Участники группы делятся впечатлениями о тренинге: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Сказочный ритуал. Все участники группы хором произносят «До свидания сказка»

- Всем большое спасибо за работу!

Литература:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2002.

2.Стишенок И.В., Сказкотерапия для решения личных проблем. СПб., Речь, 2013.

3.Черняева С.А., Психотерапевтические сказки и игры. СПб., Речь, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Тренинг личностного роста для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальн...

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ

Тренинг направлен на самоосознание и выявление своего внутреннго Я. Содержит приемы по расстановки жизненных приоритетов человека.   ...

Анатированый каталог методик по тренингу личностного роста

Материал содержит описание, область применения и этапы тренинга самопознания и личностного роста...

Технологическая карта "Групповой тренинг личностного роста"

Будет интересно старшим воспитатетлям в работе с педагогами....