Тренинг личностного роста педагогов ДОУ
рабочая программа по теме

 

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты других людей на основании анализа группового взаимодействия также способствует более глубокому пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. Совершенствование, самопонимание, расширение сферы самосознания, осознание собственных ошибок, что является, в целом, развитием личности является важным аспектом профессиональной подготовки студентов, которая предполагает не только овладение конкретными методами и приемами на практике, но и личностный тренинг. Личностный аспект подготовки важен для всех специалистов, деятельность которых осуществляется в рамках «человек-человек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ns_portal.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг развития личности педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты других людей на основании анализа группового взаимодействия также способствует более глубокому пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. Совершенствование, самопонимание, расширение сферы самосознания, осознание собственных ошибок, что является, в целом, развитием личности является важным аспектом профессиональной подготовки студентов, которая предполагает не только овладение конкретными методами и приемами на практике, но и личностный тренинг. Личностный аспект подготовки важен для всех специалистов, деятельность которых осуществляется в рамках «человек-человек».

Содержание тренинга

Занятие 1. Первое занятие

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, ознакомление с основными принципами тренинга, продумывание и принятие правил работы, освоение приемов самораскрытия, освоение способов передачи и приема обратной связи.

Упражнение «Знакомство».

Это самое первое упражнение тренинга, и оно должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Каждый участник представился и попытался подчеркнуть свою индивидуальность. Некоторым не нравились свои имена, поэтому они выбирали себе другое имя или склоняли его. В основном рассказывали историю, значение своего имени, кто дал это имя, в честь кого назвали т.д.

Ознакомление с основными правилами тренинга.

Цель: ознакомление участников с основными принципами психологического тренинга, принятие правил работы.

Занятие 2.   Упражнение «Кто Я?», « Кто она?»

Цель: обеспечение возможности быстрого психологического контакта на уровне самооценки.

Занятие 3.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель: взаимодействие с партнером, развитие умения доверять своему партнеру, ориентировка в пространстве.

При обсуждении спрашивали, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Упражнение  «Ролевое разыгрывание».

     Цель: обеспечение членов группы обратной связью относительно их обычного поведения.

Занятие 4. Данное занятие состоит из 2 частей.

Первая часть. Упражнение «Рассказ о своем детстве».

Цель: самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, разговор о личностных качествах и личностных проблемах, развитие коммуникативных способностей.

     Материал: фотографии испытуемых из детского альбома.

Задание педагогам: написать отрывок из своего детства, рассказать о себе с 3 лица.

В конце выступления педагоги могли задавать вопросы выступающему.

Занятие 5. Вторая часть. Упражнение «Ласковое имя».

Цель: стимулирование эмоционального раскрытия участников.

Занятие 6. Упражнение «Общение  в паре».

Цель: экспериментирование с вербальным и невербальным общением через установление фактического контакта.

Упражнение «Рисование с партнером».

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение, взаимодействие с партнером.

Занятие 7. Упражнение «Рисую внутреннюю речь».

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение.

Упражнение «Коллективное рисование».

Цель: осознание своего состояния и состояние партнера; такое осознание помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе.

Занятие 8. Упражнение «Моя самая большая обида».

Цель: умение осознать свои недостатки, избавление от негативных эмоций и переживаний, умение находить в отрицательном позитив.

После выполнения упражнения педагогам нужно было зачитать вслух написанное и найти положительное в отрицательном

Занятие 9. Упражнение «Впечатления».

Цель: тесная коммуникация, регуляция самооценки.

Условие: впечатления должны касаться не профессиональных качеств партнера, а только человеческих.

Упражнение «Метафора».

Цель: развитие коммуникативных умений, умение делать вывод, самоанализ.

Занятие 10. Упражнение  «Горячий стул»

Цель: обеспечение обратной связи, контакт с группой.

Занятие 11. Упражнение  «Мышечная гимнастика».

Цель: мышечная релаксация отдельных групп мышц, снятие напряжений, осознание раздельности групп мышц.

Упражнение «Проективный рисунок».

Цель: изучение представлений студента о себе через представление о своем «Я-образа».

Занятие 12. Упражнение «Угадывание по ассоциациям».

Цель: коррекция самооценки, умение анализировать.

Упражнение «Инвентаризация».

Цель: регуляция самооценки, самоанализ и самораскрытие личностных качеств.

Занятие 13. Упражнение «Зеркало».

Цель: регуляция самооценки.

Упражнение «Брачное объявление».

Цель: самоанализ, умение работать над собой, понимать себя и доверять другим.

Занятие 14. Упражнение «Мне нравится…».

Цель: сближение членов группы, повышение степени их взаимного доверия, регуляция самооценки.

Упражнение «Последняя встреча».

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Занятие 15. Упражнение «Доверяющее падение».

Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнером, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью вообще.

Упражнение «Чемодан».  

К пожеланиям все участники отнеслись положительно, без обид.

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Занятие 16. Подведение итогов.

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Таким образом, в ходе тренинга педагоги осознали себя как индивидуальность, то есть как человека, который во многом принципиально отличается от других. Участвуя в работе тренинга личностного роста, человек постепенно понимает, что – главное принять себя таким, какой ты есть сегодня. Только принимая себя со всеми своими слабостями и недостатками, только откровенно признав их и одновременно поняв свои сильные стороны, можно двигаться вперед.    

Литература: 1.И.В. Вачков  Психологический тренинг как средство развития профессионального развития профессионального самосознания педагогов. // Школа здоровья, 1995, №3 – С. 73-84.

2. Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб., – СПб.: Речь, 2002. – 160 с.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч.пос. для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 256 с.

4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., «Академия», 2004. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Повышение самооценки и достижение поставленных целей...