ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДОШКОЛЬНИКА
консультация (старшая группа)

Сахьянова Ольга Геннадьевна

Семья и детский сад — вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семья и детский сад19.1 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДОШКОЛЬНИКА

Сахьянова О.Г.

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Семья и детский сад — вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.

Установление сотрудничества и тесного взаимодействия детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования, по оценке взаимодействия педагога и родителей. На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Часто используемые наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Планируя ту или иную форму работу, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

Для успешной работы детского сада и родителей поставила перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

- поощрение родителей.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью»

родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских утренниках, участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей

Родители – активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательном образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя и детского учреждения.
Родители – исполнители, для них характерны средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребёнку, пассивность к работе в ДОУ, но, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели (хорошо, что таких родителей мало), мягко говоря, равнодушные к тому, что происходит в детском саду.

Таким образом, было решено искать новые формы работы с родителями.

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы:

а) Повысить уровень родительской компетентности;

б) Создать гармоничные отношения детей и родителей в семье;

в) Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияет на развитие ребенка:

- Улучшится эмоциональный климат в семье;

- Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

- Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;

- Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

индивидуальные –консультации, беседы;

наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

Современные формы:

устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, задачи воспитания и обучения; особенности и условия образовательной работы в данной возрастной группе, способы развития у них коммуникативных качеств.

В процессе дискуссий за круглым столом «Здоровый образ жизни – залог здоровья наших детей» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по применению детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.

Анкетирование родителей «Роль семьи в воспитании ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В ходе проведения консультаций «Как отвечать на детские вопросы?», «Как активно слушать ребёнка?» использовала прослушивание записи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации и участие в проведении праздников и развлечений: «Скоро, скоро Новый год»», «Золотая осень», «Широкая Масленица».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Осенние игры для детей и взрослых» родители узнали: как правильно организовать игры на свежем воздухе, чтобы прогулка была не только интересной, но и познавательной. А рубрика «Игры из сундучка» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми на развитие мелкой моторики у детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуются буклеты по ОБЖ «Ребёнок дома», «Что нужно знать об укусах насекомых» и др., еженедельные рекомендации по темам недели. Изготовление газеты «Без напоминаний и с удовольствием», «Учим ребёнка общаться» помогли родителям возможность получить необходимую информацию о том, как формировать у детей привычку трудиться, получили практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей; дали возможность родителям помочь своим детям разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками. В подготовке газеты родители принимали непосредственное участие, т.к. родители делились семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Взаимодействие педагога и родителей является одним из важнейших условий формирование личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, его полноценную социализацию, физическую подготовку, а также успешный переход к новой ступени- обучению в школе, воспитателю и родителям важно быть партнерами в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.

Сотрудничество и тесное взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии и формировании основ полноценной, гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – ...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

Презентация состоит из трёх частей.В ней представлен  материал о том, как в нашем саду проводится работа с родителями.Надеюсь,что наш опыт пригодится молодым педагогам....

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО».

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО»....