Педагогический проект
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

 Тютюнник Елена Викторовна

"Мы творим прекрасное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskiy_proekt_po_izo.ppt602 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". (В. А. Сухомлинский). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема проекта: Кратко о редакторе Педагогический проект «Мы творим прекрасное» Этапы проекта Планирование Сравнительный анализ

Слайд 2

Формирование творческой личности _ одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее Эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Заняться проблемой детского творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой _ они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы рисования. Но главное, в работах детей – не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, выявить уровень технических навыков и умений и строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребёнком. Я пришла к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребёнка. Развитие дошкольников должно подходить через научный подход к исследованию детского возраста. Поэтому было решено создать педагогический проект на тему: «МЫ ТВОРИМ ПРЕКРАСНОЕ».

Слайд 3

Паспорт педагогического проекта Раздел программы Художественно-эстетическое развитие. Тема Исследование практически особеннос-тей развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредст-вом нетрадиционного рисования. Тематическое поле Создание системной, регулярной работы с детьми и использование нетрадиционных форм рисования. Название проекта «Мы творим прекрасное!» Тип проекта Информационно-практико-ориентированный. Проблема Детское творчество и оформление развивающей среды Цель Развитие творческих способностей, каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Задачи Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте. Изучить развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Мероприятия Формы работы с детьми Формы работы с родителями 1. Дидактические игры для развития воображения и фантазии. 2.Чтение загадок 3.Рассматривание картин, изображе-ний, иллюстра-ций. 4.Просмотр слайдов по нетрадиционной технике рисования 5.Чтение художественной литературы. 6.Тестовые задания (дорисовывание кругов,…) 7. Беседы 8 Занятия с использованием нетрадиционной и нестандартной изотехнологии. 1. Консультации. 2. Беседы. 3. Родительские собрания. 4.Участие в тематических занятий. 5. Анкетирование 6. Привлечение родителей к пополнению среды по рисованию (нетрадиционные материалы) 7. Участие в сборе художественной литературы по данной теме 8. Участие в конкурсах, в выставках

Слайд 5

результат Обучение детей нетрадици-онным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоцио-нально положительное отно-шение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и вос-приятия. Предполагаемый результат -создание необходимых условий -повысить интерес детей к изобразительной деятельно-сти, научить использовать разнообразные материалы и техники, расширить творчес-кие возможности детей дош-кольного возраста. Форма презентации -ознакомление педагогов города и района с (презентацией) с результатами работы над проектом -обобщение положительного опыта в СМИ

Слайд 6

Развитие творческих способностей, каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник. Наблюдения за детьми показало, что приобретённые детьми знания и умения, навыки в рисовании имеют неплохой результат. Но главное, в работах детей – нет фантазии и творчества. Чем это можно объяснить ? Во- первых, родители мало уделяют внимание ребёнку на развитие подлинно художественного вкуса (не беседуют с детьми об искусстве, не посещают музеи, выставки …) , а во- вторых. В дошкольном образовательном учреждении вместо скучных бесед, лекций и нотаций, каждое занятие должно быть сказкой, рассказывающая о дальних странах, о добре и зле, о щедрости и храбрости. И дети, с удовольствием слушая сказку, знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия, рисование цветным песком, батик, пластилиновая живопись и т.д.). А так же учатся работать красками, мелками, резать ножницами, лепить, узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать. Главная моя цель первое, на что было обращено внимание, это то, что занятия должны быть не обычными, а обязательно развивающими, творческими и изобретательские способности детей.

Слайд 7

Это занятия по знакомству с различными техниками, нестандартными приемами в ИЗО, работа с разнообразным материалом, потому что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы. Все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе обучения , независимо от вида деятельности и структурного объединения. На каждом занятии проводятся пальчиковые гимнастики (П.г.), разминки, игры, для того, чтобы делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти. В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции, нужно отметить одно интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Подбор музыки для успешной работы с детьми : классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. Создание развивающей среды для развития творческих способностей детей дошкольного возраста: мини-музеи, альбомы по творчеству: художники иллюстраторы, различные народные промыслы , различные жанры живописи, архитектура, книжная графика, знакомство с творчеством Ю. Васнецова, Е.Чарушина, И.Шишкина, И.Т.Хруцкого, знакомство с творчеством Саврасова, Брюллова К., Мане Э. С Палехским.

Слайд 8

- совместная деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы об искусстве, дидактические игры, развивающие занятия по ИЗО, развитие мелкой моторики , пальчиковая гимнастика, вечера досуга, КВН, тренинги. Конкурсы. Участие в конкурсах, конкурсы рисунков; - работу с родителями – создание наглядно и письменного материалов, проведение семинаров- практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов, консультации, беседы, родительские собрания; - работу педагога – психолога по подбору методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка; Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования ведётся на материалах следующих программ: «Программа воспитания иобучения детей» под редакцией М.А.Васильевой Лыкова «Цветные ладошки» «Художник и природа»

Слайд 9

На занятиях по ИЗО деятельности могут использоваться множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка: - Релаксация - дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. - Медитация – это полное погружение в какой-либо процесс. Эффективно используются медитации, сопровождаемые сказочным текстом. Назначение медитативных сказок – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, «подзарядка». Но главное – сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. - Фантазии – Д.Зингер и другие исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель IQ , легче преодолевают трудности. - Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире. - Игровые психотерапевтические техники (игротерапия) – необходимы для решения личностных проблем ребенка.

Слайд 10

- Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем. - Арт - терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества. - Ароматерапия (фитокартина) – использование в работе пахучих целебных трав, семян положительно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей. - Пальчиковые игры . Развитие мелкой моторики. С 3 – 4 лет - развитие умения проводить различные формообразующие линии, рисовать геометрические фигуры, изображать отдельные предметы, создавать развернутый, полный сюжет , использовать в работе весь цветовой спектр. С 4 – 5 лет развитие умения смешивать цвета, получать разные оттенки одного цвета, производные цвета, различать теплые и холодные цвета. С 5 – 6 лет развитие глазоручной координации, умения работать с мелким сыпучим материалом,

Слайд 11

С 6 – 7 лет – развитие умения регулировать силу нажима при работе в технике «пластилиновая живопись», подготовки руки к письму. Беседы об искусстве. С 3 до 4 лет – это знакомство с творчеством Ю. Васнецова, Е.Чарушина, И.Шишкина, И.Т.Хруцкого. С Дымковским , Филимоновским, промыслами, с местными промыслами – Богошовский , берестяной и деревянная архитектура. С историей появления матрешки, кукол и знакомство с книжной графикой. С 4 до 5 лет – это знакомство с творчеством Сутеева, Серова, Левитана. С Каргопольским, Гжельским, Богородским, Жостовским промыслами, с соломенными игрушками и игрушками из бумаги, с архитектурой, тестопластикой, книжной графикой. С 5 до 6 лет – это знакомство с творчеством художников–иллюстраторов, а так же с творчеством Чюрлениса, Дейнеки. С Вологодским, Городецким, Мезенским промыслами. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический и былинный жанр. С 6 до 7 лет – это знакомство с творчеством Саврасова, Брюллова К., Мане Э. С Палехским, Хохломским, Архангельским промыслами, с чеканкой. Знакомство с жанрами живописи: батальный, исторический.

Слайд 12

Проект построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Проект состоит из трех этапов , направленных на развитие художественных навыков, мелкой моторики и общекультурное развитие ребенка с учетом возрастных его особенностей 1-й этап- направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Знакомство с различными изобразительными техниками: С 3 до 4 лет - это флористика, выполнение оттисков, пальчиковая живопись, насыпные картинки, пуантилизм, монотипия, рисование песком, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью. С 4 до 5 лет - это коллаж, флористика, рисование жидким тестом, аппликация из изоленты и скотча, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью, рисование мыльными пузырями, пластилиновая живопись, тестопластика. С 5 до 6 лет – это тестопластика, рисование на камнях, граттаж, техника изготовления масок, декорирование предметов, коллаж из ткани, холодный батик, бумажная пластика, работа акварелью по-сырому, изготовление съедобных картин и картин из перьев.

Слайд 13

С 6 до 7 лет – это флористика, техника изготовления панно из крупы, тестопластика, рисование по клеткам, рисование пластилином, восковой батик, конструирование из бросового материала, выполнение копий с картин известных художников, техника изготовления масок, вееров и театральных кукол. Для проведения 1 этапа создавалась предметно-развивающая среда, включающая нетрадиционные и нестандартные изоматериалы , разнообразные художественные материалы , картины-иллюстрации великих художников и другое, использовались диагностические методики (Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Т.С Комарова) Ежемесячно работа по развитию творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные дидактические игры , для развития воображения и фантазии, через беседы об искустве. Как свидетельствует наблюдения, для детей достаточно несколько занятий ,чтобы нетрадиционный подход к выполнению изображения дал толчок развитию детского интеллекта. Он подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили нетрадиционные и нестандартные изотехнологии.

Слайд 14

Проведение занятий целесообразно сопровождать показом, рассматривание картин, плакатов, слушание музыкальных произведений, чтение художественной литературы. В результате у детей появился стойкий интерес к нетрадиционным материалом и чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать 2-ой этап - направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа было использовано тестовые задания. Тесты предназначены для диагностики творческих способностей детей. Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Здесь следует помнить, что необходимо расширить опыт ребёнка, для этого нужно создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребёнок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Для этого не только проводятся специально организованные занятия , здесь на помощь приходит игра, где ребёнок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит.

Слайд 15

3-ий этап – Проведение итоговой диагностики «Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования» . Для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты проходят анализ. Для записи данного исследования используется диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие». Вместо скучных бесед, лекций и нотаций, каждое занятие – это сказка, рассказывающая о дальних странах, о добре и зле, о щедрости и храбрости .Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать. Все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе обучения , независимо от вида деятельности и структурного объединения. Результат Проекта: у детей возрастает интерес к нетрадиционной технике рисования; творчески всматриваются в окружающий мир, находят разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия; они создают новое, оригинальное, проявляют средства для его воплощения.

Слайд 16

Предложенный мной проект развития детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного рисования, имеет еще одну особенность. Все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе обучения , независимо от вида деятельности и структурного объединения. Данный проект развития детей дошкольного возраста универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов искусства для более результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества. С моей точки зрения системная работа педагога с детьми по данному проекту развития детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного рисования, формирует в детях творческое начало, проявляющееся в умении решать нестандартные задачи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать. Помогает детям становиться более свободными, открытыми, готовыми к общению. Все это способствует дальнейшему продуктивному обучению в школе Любой педагог может использовать этот проект в своей работе. Вы не будете делать ошибок, если у вас добрые намерения и если вы принимаете ребенка с уважением и вниманием таким, каков он есть.

Слайд 17

Пакет Музыкальные произведения Воздействие на человека № 1 Бах. «Кантата» №2 Бетховен. «Лунная соната» Прокофьев. «Соната «Ре»» Франк. « Симфония ре-ми-нор» Уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся. № 2 Шопен. «Мазурка» и прелюдии Штраус. Вальсы Рубинштейн. «Мелодия» Уменьшается чувство тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего. № 3 Бах «Прелюдия» и фуга «Ми-нор» Чайковский. «Шестая симфония», часть 3 Шопен. «Прелюдия» Лист. «Венгерская рапсодия» №2 Поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение. Американские специалисты под руководствомДаймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле «резко глупеет». Исследователи разработали 3 пакета программ воздействия музыки на человека, которые мы успешно применяем в работе с детьми. Программы воздействия музыки на человека.

Слайд 18

Модель взаимодействия специалистов по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования

Слайд 19

Модель использование программ в формирование знаний по пожарной безопасности «Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой

Слайд 20

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...