Игры для развития речи детей.
учебно-методический материал по развитию речи

Гуменная Светлана Анатольвна
Картотека игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл format_1.docx97.42 КБ

Предварительный просмотр:

“Угадай игрушку”

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

  1. Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

“Про кого я говорю”

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

  1. Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

  1. Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Игра «Съедобные— несъедобные»

Цель: расширить словарный запас детей, тре нировать их слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Описание. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый стоит в центре, бросает одному из них мяч и называет любое слово. Тот, кому предназначался мяч, должен решить: поймать его (значит, съесть) или нет.

Ребенку не разрешается долго думать, следует от вечать и действовать быстро, не задумываясь. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1-2 круга.

  1. Это кукла.
  2. Она живая?
  3. Нет.

Игры

для развития речи

у детей 

Игра «Разложи правильно»

  1. Цель: научить детей различать существитель ные мужского и женского рода.

  1. Оборудование: предметные картинки со знако мыми ребенку предметами мужского и женского ро да, фишки.

  1. Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.

Игра «К чему относится?»

Цель: закрепить в речи детей обобщающие по нятия.

Оборудование: мяч.

Описание. Дети стоят в кругу. Взрослый называ ет какой-либо предмет и бросает мяч одному из де тей.

Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и назвать обобщающее понятие, к ко торому этот предмет относится.

Например, лук - овощ, яблоко - фрукт, брюки -одежда, тарелка - посуда, ботинок - обувь, поезд -транспорт, телевизор - бытовой прибор и т. д.

Игра «Шары»

Цель: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослу шать стихотворение о шарах и постараться запом нить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.

Для увлекательной игры

Надуваю я шары,

Буду с ними я играть,

Сколько их - давай считать!

Белый лег на шкаф поспать,

Со шкафа теперь его не достать.

Зеленый шар попал на кровать,

С кровати его очень просто нам взять.

Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла.

На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.

Игра «Какое слово лишнее?»

Цель: научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.

Описание. Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок должен запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать свой ответ. Например, огурец, лук, яблоко, перец - лишнее яблоко, так как это фрукт, а огурец, лук, перец - это овощи.

Игра «Кто — что»

Цель: закрепить у детей понятие об одушевлен ных и неодушевленных предметах, различать во просы, на которые они отвечают.

Оборудование: картинки с одушевленными и нео душевленными предметами, знакомыми ребенку.

Описание. Взрослый начинает формировать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок продолжает расклады вать картинки самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный во прос:

- Кто это?

Игра «Доскажи словечко»

Цель: научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Оборудование: стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.

Описание. Взрослый четко проговаривает загад ку, выделяя голосом и интонацией слово, к которо му ребенок должен подобрать рифму-отгадку.

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса)

С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые...(снежинки).

Игра «Что подходит?»

Цель: усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.

Описание. Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.

/ вариант. Взрослый называет детям слово-пред мет и предлагает им хлопками выбрать из ряда под ходящие для него действия. Например, кошка - мя укает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапает ся, поет, разговаривает, лазает и т. д.

После подбора подходящих действий к несколь ким предметам взрослый называет действие и пред лагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы.

Например, летает - утка, самолет, корова, авто бус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.

II вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-дей ствию.

Игра «Угадай на ощупь»

Цель: научить детей узнавать предметы, не ви дя их, а ощупывая, расширить словарный запас де тей, совершенствовать навыки согласования суще ствительных и местоимений с прилагательными.

Оборудование: игрушки, игрушечная мебель, по суда, фрукты и овощи, по 2-3 предмета.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для игры. Затем водя щему завязывают глаза и дают ощупать какой-ни будь предмет, угадать и назвать его.

Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный, резиновый, упругий» к г. д.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: научить детей использовать в речи отно сительные прилагательные.

Оборудование: обобщающая карточка, где изоб ражен материал, из которого сделаны предметы: де рево, стекло, железо, резина и т. д., на другой кар точке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.

Описание. Взрослый показывает, как расклады вать карточки в соответствующие группы, затем ре бенок пробует делать это самостоятельно.

Если игра проводится с группой детей, то каждо му играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяет ся победитель.

Игра «Приготовим сок»

Цель: научить детей образовывать новые слова, например, названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную речь детей.

Оборудование: предметные картинки с изображе нием отдельных овощей и фруктов.

Описание. Взрослый дает ребенку образец речи на примере какого-либо овоща или фрукта.

Например, «Я приготовлю из яблок - яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова са мостоятельно. Взрослый при необходимости помога ет ему правильно образовать слово.

Игра «Чьи это вещи?»

Цель: тренировать детей в образовании и упо треблении притяжательных прилагательных с суф фиксом -ИН-, которые отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Оборудование: отдельные предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван, клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы, букварь, тапочки и т. д.), сюжетная картина с изоб ражением семьи.

Описание. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов се мьи, он подбирает те предметы, которые к каждому относятся, сопровождая свои действия объясне нием.

Например, бабушкины очки, папина газета, ма мин плащ  и т.д.

Игра «Отгадай предмет по признакам»

Цель: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование: предметные картинки с изображе нием предметов для каждого ряда признаков.

Описание. Взрослый раскладывает на столе пред метные картинки и называет ряды признаков, а ре бенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий -папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса;  и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый дол жен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Игра «С какого дерева лист?»

Цель: тренировать детей в образовании и упо треблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от существительных (названий деревьев).

Оборудование: предметные картинки с изображе нием деревьев и отдельно их листьев.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребен ком ряд картинок с изображением деревьев и назы вает их. Затем отдает ребенку смешанные между со бой картинки с изображением листьев, которые он должен подобрать к соответствующему дереву, поль зуясь подсказками в углу карточек или помощью взрослого.

Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их назвать, образуя слова - прилагатель ные от существительных - названий деревьев. На пример, лист дуба - дубовый, ветка сосны - сосновая и т. д.

Игра «Ты - Вы»

Цель: научить детей использовать в речи глаго лы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».

Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игру шечные мебель и столовые приборы (скатерть, посу да, салфетки, плита).

Описание. I вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шля пу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туф ли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обра щаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. За тем по мере тренировки ребенок и взрослый меняют ся ролями.

// вариант. Вместо куклы и ее вещей использу ются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрос лый так же, как и в I варианте, просит у ребенка ка кой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, пра вильно употребляя глаголы.

 

Игра «Выполни действие»

Цель: научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклоне нии.

Описание. Взрослый отдает ребенку подряд про тивоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. На пример, «Возьми мяч» - «Подойди к столу» - «По ложи мяч под стол» - «Отойди от стола» - «Надень куртку» - «Прыгни 3 раза» - «Сними куртку» и т. д.

По мере тренировки ребенок и взрослый меняют ся ролями или играют двое детей без участия взрос лого.

Игра «Выполни — выполните»

Цель: научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в един ственном и множественном числе.

Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две сторо ны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое детей. Взрослый отдает игрокам команды, исполь зуя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназнача ется одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Се режа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне».

По мере тренировки обращения опускают ся, и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси   книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.

Игра «Сейчас — раньше»

Цель: научить детей изменять глаголы единст венного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.

Оборудование: предметные картинки с изображе нием животных и птиц, игрушки.

Описание. Взрослый показывает ребенку картин ку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направ ляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кош ка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.

Игра «Утро, день, вечер»

Цель: закрепить в речи детей слова - наречия времени.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное вре мя дня.

Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ря да: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребе нок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, пе реоделись, позавтракали; «День» - как они занима ются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый на чинает задавать ребенку вопросы:

«Когда девочка проснулась?»,

«Когда она гуляла?»,

«Когда девочка ужинает?».

Игра «Что было вчера —

что происходит сегодня

что будет завтра»

Цель: закрепить в речи детей слова - наречия времени.

Оборудование: мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает  мяч одному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и про должить фразу. Затем переходят к фразам о происхо дящем сегодня и планах на завтра.

Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказ ку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».

Игра «Я Ты Мы»

Цель: научить детей изменять глаголы по лицам.

Оборудование: игрушки, предметы обихода.

Описание. Взрослый предлагает ребенку поиг рать в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.

Ребенок подходит к столу, выбирает понравив шийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купи ла платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого мишку».

По мере тренировки дети могут играть без взрос лого, по очереди выполняя роли продавца и покупа теля.

Игра «Почему и потому»

Цель: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».

Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.

Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.

Например: Почему зимой надевают шубу и шап ку? Почему врач слушает девочку? Почему люди от крыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует зада вать взрослому свои вопросы с союзом «почему».

Для большей наглядности можно прочитать ре бенку сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

Игра «Договори слово в предложении»

Цель: тренировать детей в добавлении подхо дящего по смыслу слова, научить их правильно со гласовывать существительные и глаголы.

Оборудование: предметные картинки с изображе нием недостающего слова для каждого из предложе ний.

Описание. Взрослый начинает произносить пред ложение и предлагает ребенку его закончить с помо щью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.

Например. В вазе на столе стоят... (цветы). На лу гу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарека ет... (петух). По дороге едут и гудят... (машины).

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.

«Весёлый повар»

Игра может проводиться в подготовительной к школе группе

Цели:Расширение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование форм родительного, винительного, творительного форм падежей имён существительных, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже).

Описание игры.

Если игра проводится с целью совершенствования грамматического стоя речи, то играющий закрепляет на подносе весёлого повара маленькую картинку с изображением фрукта или ягоды, а логопед предлагает ему рассказать, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этого фрукта или ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испёк. Предметы, расположенные вокруг повара, станут для детей своеобразной подсказкой. Дети ответят:

Весёлый повар приготовил из яблок яблочное варенье, яблочный сок, испёк ватрушку с яблочной

начинкой, плюшки с яблочным повидлом, сварил яблочный компот. И т.п.

Если игра проводится с целью дифференциации сонорных звуков, то из неё исключается картинка с изображением вишни и сначала отрабатываются словосочетания:

Грушевое варенье, грушевый сок, ватрушка с грушевой начинкой, плюшки с грушевым повидлом, грушевый компот, и т.п. и только потом  с этими словосочетаниями составляются предложения.

«За грибами»

Цели. Увеличение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом В  и родительного падежа с предлогом ИЗ)

Употребление сложноподчинённых предложений с союзом потому что)

Описание игры.

В средней группе игра проводится с целью формирования словаря по теме, а также с целью формирования представлений о съедобных и несъедобных грибах. Используются картинки с изображениями белого гриба, подосиновика, лисички, сыроежки, мухомора.

Педагог предлагает детям отправиться в лес за грибами и выставляет на наборное полотно картинку с изображением корзинки. За тем на стол выкладываются картинки с изображениями грибов. Дети рассматривают картинки и вспоминают названия грибов.

Далее дети по очереди закрепляют грибы в корзинке, чётко называя их. Когда все грибы помещены в корзинку, педагог спрашивает, знают ли дети, какой

гриб нужно убрать из корзинки и почему. Если дети не знают этого, педагог объясняет, что нужно убрать мухомор, потому что это ядовитый, несъедобный гриб, а в корзине должны быть только съедобные грибы. Если игра проводится с целью закрепления  в речи предлоговВ, ИЗ, педагог спрашивает детей:

- Где лежат грибы?

- В корзине.

- Откуда мы убрали мухомор?

- Из корзины.

В старшей и подготовительной к школе группах используется весь комплект картинок.

В старшей группе дети, «собирая» грибы в корзину, составляют предложения:

- Я нашёл белый гриб.

- Положу в корзину подосиновик. И т. п.

Педагог предлагает сразу им выбрать только съедобные грибы. Когда все съедобные грибы в корзине, уточняются названия оставшихся несъедобных грибов.

В подготовительной к школе группе игра усложняется, так как педагог просит составлять предложения  с союзом потому что, когда они выбирают картинки с изображениями грибов.

- Я положу в корзинку волнушку, потому что это съедобный гриб.

-Я не положу в корзинку бледную поганку, потому что она ядовитая. И т.п.

«Катины подарки»

Игра проводится в конце учебного года в средней группе или в начале учебного года в старшей группе, когда дети уже достаточно хорошо выделяют начальные согласные звуки в словах.

Цели. Развитие навыков фонематического анализа – определение наличия звука в слове (выделение начальных согласных /П/,/Т/,/К/,/М/, /Н/.

Совершенствование грамматического строя речи (образование форм дательного и винительного падежей имён существительных).

Описание игры.

Педагог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и её игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки, и выделить начальные согласные в их названиях. Далее перед детьми, раскладываются маленькие картинки, и даётся объяснение, что Катя приехала сдачи и привезла своим игрушкам подарки, названия которых начинаются с тех же звуков, что и названия игрушек. Дети должны по очереди брать картинки с изображениями подарков, и составлять предложения:

- Катя привезла кукле коляску.

- Катя привезла попугаю пальму.

- Катя привезла мартышке мандарин. И т.п.

Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся подарки. Победителем считается тот, кто собрал подарков больше всех, потому что тот, кто неправильно выбирает подарок, не получает картинку с его изображением.

«Поможем клоуну Роме»

Цели. Расширение словарного запаса.

Классификация растений по месту произрастания (дифференциация овощей и фруктов).

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже)

Описание игры

В средней группе игра проводится с целью классификации растений по месту произрастания, различения овощей и фруктов. Используются картинки с изображениями картофеля, помидора, репы, огурца, лука, груши, яблока, сливы, лимона, апельсина.

Педагог кладёт на стол картинку с изображением клоуна и предлагает детям рассмотреть его, подумать, чем он занимается. Потом объясняет, что клоун играл с овощами и фруктами, всё перепутал и не может теперь разложить их в нужные коробки. Просит помочь клоуну Роме.

Педагог «кладёт» в коробку, стоящую перед клоуном, стопку предметных картинок с изображениями овощей и фруктов и предлагает детям положить фрукты в коробку, которая слева от

Ромы, а овощи -  в ту, что справа от Ромы. Дети по очереди берут картинки, называют их и кладут на соответствующие коробки.

В старшей группе, если игра проводится с целью обучения различению овощей и фруктов, она может усложняться. Дети не просто называют картинку, а составляют предложения:

- Я положу зелёное яблоко слева от Ромы.

- А я положу красный помидор к коробку справа от Ромы. И т.п

                     «Украшаем ёлку»

Игра может проводиться в разных возрастных группах в период работы над темой «Новогодний праздник» с целью развития зрительного внимания.

Цели.Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи ( правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имён существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование относительных прилагательных) А Развитие зрительного внимания.

Описание игрыПедагог раскладывает перед детьми картинки – ёлочные игрушки, предлагает рассмотреть их, после этого ставит на наборное полотно изображение ёлочки и просит украсить её.

В средней группе дети закрепляют игрушки на ёлочки и чётко называют их.

В старшей группе – составляют простые предложения:

- Я повесил на ёлку ананас.

- Я украсил ёлку шариком. И т. п.

В подготовительной группе комментируют свои действия, составляют распространенные предложения, используют по два определения:

- Я повесил на ёлку бурого мехового мишку.

- Я повесила на ёлку красные бумажные флажки. И т. п.

Когда ёлка украшена, логопед просит детей запомнить, что висит на ней. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из игрушек.

В средней группе на вопрос педагога дети отвечают одним словом:

- Чего не стало?

- Шишки

В старшей группе дети дают более полный ответ:

- Чего не стало?

- Не стало шишки.

В подготовительной группе дети составляют распространённое предложение:

- Чего не стало на ёлке?

- На ёлке не стало жёлтого пластмассового колобка.

В подготовительной группе можно усложнять задание, меняя игрушки местами. Тогда дети будут составлять предложения:

- Зелёная игрушка и  рыжая лиса поменялись местами.

Игра «Пес и щенок»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (пес, щенок, слева, справа), формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям картинку, на которой изображен пес, называет его и предлагает детям сделать то же самое. Показ можно сопровождать выразительным чтением четверостишия.

Затем вниманию детей предлагаются детали изображения, из которых нужно собрать пса. Педагог просит сложить — собрать из приготовленных деталей такую же со-баку, как на картинке. Дети выполняют задание.

Педагогдостает плоскостное изображение щенка, называет его и предлагает малышам поместить его слева от пса, справа от пса, перед псом, за псом. Дети не просто выполняют задание, а комментируют свои действия, произнося слова вслух. Если они затрудняются, это делает педагог, а дети повторяют

словосочетания вслед за ним.

Наконец, педагог показывает движения игры, сопровождая их выразительным чтением текста, и

предлагает детям сделать упражнение вместе с ним.

Пес

«Гав!Гав!Гав!» Лохматый пес.

Встать лицом в круг, согнув руки перед грудью, на каждое звукоподражание кивать головой.

Хвост крючком        Изобразить рукой хвост,  по-

и черный нос,     том коснуться носа.

Тапки белые на лапах.    Ритмично потопать обеими ногами.

Этот пес — щенячий папа. Пройти по кругу на четвереньках.

Игра «Разноцветные пуговицы»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый).

Ход игрыПедагог  демонстрирует детям картинку с изображением мишки и выразительно читает четверостишие. Затем предлагает детям показать и назвать мишку, его живот, голову, уши, лапы. Можно предложить детям сосчитать сначала уши, а потом лапы. Затем дети собирают изображение мишки из предложенных деталей.

При проведении игры педагог обращает внимание детей на нарядные штанишки мишки и выясняет, какого они цвета. Затем детям предлагаются задания: поместить желтую пуговицу слева, а синюю справа, а потом наоборот. Дети выполняют задания и комментируют свои действия. Если они затрудняются, это делает педагог, а дети повторяют словосочетания вслед за ним.

Наконец, педагог показывает движения игры, сопровождая их выразительным чтением текста, и предлагает детям сделать упражнение вместе с ним.

Мишка

Вот забавный

толстый мишка

 В красных шелковых штанишках.

Вот живот, вот голова,

Много лап, а уха два.

Пройти по кругу вперевалку.

Остановиться, встать лицом в круг, положить руки сначала на живот, потом на голову.

Встать на четвереньки, потом выпрямиться и показать ушки из ладошек на голове.

Игра «Лиса и мышка»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (хвост, глаза, слева, справа), формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям картинку, на которой изображена лиса, и выразительно читает стихотворение. Просит детей показать и назвать животное, объясняет, что лиса ловит мышей, а мыши боятся лисы. Можно попросить детей показать и назвать хвост лисы и хитрющие глаза. Затем дети собирают изображение лисы из предложенных деталей. После этого педагог достает плоскостное изображение мышки и предлагает поиграть с лисой и мышкой. Дети должны поместить мышку слева от лисы, справа от лисы, перед лисой, за лисой и прокомментировать свои действия.

Закончив действия по перемещению мышки, педагог убирает мышку и объясняет детям, что лиса ее не поймала.

Игра «Машина»

Цели: ввести в активную речь новые слова (кузов, кабина, колеса). Формировать грамматический строй речи (учить употреблять простые предлоги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми картинку с изображением грузовика, показывает и называет кузов, кабину, колеса. Предлагает сделать то же самое детям, определить цвет деталей машины, потом выразительно читает четверостишие. Затем дети получают детали, из которых нужно собрать грузовик. Малыши выполняют задание, еще раз показывают и называют детали машины.

Педагог достает разноцветные кубики и выясняет, знают ли дети, какого они цвета. Затем дети получают задание погрузить в машину сначала красный кубик, на него поставить синий кубик, за ним поместить зеленый кубик, перед ним — желтый кубик и т. п. Дети не просто выполняют задание, но и комментируют свои действия. Если они затрудняются, это делает педагог, а дети повторяют.

Игра «Бабочка и цветок»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (цве ток, лепестки, стебель, листики), формировать грамма тический строй речи (учить употреблять простые предло ги), закрепить навыки ориентировки на плоскости и зна ние основных цветов.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображени ем сказочного цветка, сопровождая показ чтением четве ростишия, затем предлагает детям показать и назвать ле пестки, стебель, листья. После этого детям предлагается собрать цветок из представленных деталей. Дети выпол няют задание и еще раз показывают и называют части рас тения.

Педагог достает плоскостное изображение бабочки и предлагает детям поиграть с ней. Малыши должны помес тить бабочку на цветок, под цветок, над цветком и т.п., обязательно комментирую свои действия.

Игра «Петушок»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (бо родка, гребешок, шпоры, левый, правый), закрепить навыки ориентировки на плоскости, знание основных цветов.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображени ем петушка и выразительно читает четверостишие, затем предлагает детям показать, где у петушка голова, шея, ту ловище, ноги, крылья, хвост, бородка, гребешок, шпоры.Дети не только показывают, но и называют части тела пе тушка. После этого педагог предлагает им собрать петуш ка из деталей и рассказать, какого цвета бородка и гребе шок, шея и перышки в хвосте.

Затем педагог предлагает «надеть» красные сапожки петушку: сначала левый, а потом правый. Дети выполня ют задание, показывают и называют сначала левый сапо жок, потом — правый.

Игра «Чайник»

Цели: ввести в активную речь новые слова (носик, руч ка, крышка), закрепить навыки ориентировки на плоско сти, знание основных цветов (красный, желтый, синий).

 Ход игры: Педагог показывает картинку с изображени ем чайника и читает четверостишие, потом предлагает де тям показать и назвать носик, ручку, крышку чайника, определить, какого цвета чайник, рассмотреть мишек на чайнике. Затем предлагает детям собрать чайник из пред ставленных деталей и украсить его изображениями ми шек, причем — сначала поместить на чайник мишку с желтым бантиком, а потом — с синим.

Игра «Алешка»

Цели: ввести в активную речь новые слова (голова, живот, руки, ноги, глаза, нос, рот)узакрепить навыки ориентировки на плоскости, знание основных цветов (красный, желтый, синий).

Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением мальчика, показывает и называет части тела и лица, предлагает детям сделать то же самое. Послеэтого педагог читает четверостишие и предлагает детям «надеть» на мальчика штанишки и сапожки. Дети выпол няют задание, рассказывают, какого цвета одежда и обувь.

Алешка

Одеваем малыша, Одеваем не спеша.

Ритмично попрыгать на двух ногах, держа руки на поясе.

Вот штанишки и сапожкиИзобразить, как надевают Для малышки, для Алешки,   штанишки и сапожки.

 

Игра «Озорная кошка»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей мебели (сиденье, спинка, ножки); совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных кон струкций); развитие диалогической речи, мышления (анализ и синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог демонстрирует детям картинку с изображением кошки, сидящей под стулом, и выразительно читает стихотворение. Затем дети получают задание собрать стул из предложенных деталей и украсить его спинку картинками. Во время выполнения задания в речи детей актуализируются слова — названия частей мебели (сиденье, спинка, ножки). Дети комментируют свои действия или отвечают на вопросы педагога:

— Что ты возьмешь сначала?

Я возьму сиденье.

Что ты прикрепляешь к сиденью?

Я прикрепляю спинку.

Что теперь нужно взять?

Теперь нужно взять ножки.

Сколько у стула ножек?

У стула четыре ножки.

Чем ты украсишь спинку стула?

  1. Я украшу ее картинками

Педагог достает плоскостное изображение кошки и предлагает детям поиграть с кошкой. По предложению педагога дети помещают кошку под стул, достают ее из-под стула, сажают на стул, снимают со стула, прячут за стул, достают из-за стула, сажают перед стулом, справа от стула, слева от стула и комментируют свои действия, составляя предложения:

Озорная кошка запрыгнула на спинку стула.

— Кошка спрыгнула со спинки стула.

— Озорная кошка прячется за стулом.

Я достал кошку из-за стула.

— Озорная кошка сидит слева от стула. И т.п.

Игра «Платье для Наташки»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей одежды (воротничок, рукава, кармашки, поясок, пуговицы, петли); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход работы. Педагог демонстрирует картинку с изображением девочки в нарядном платье и выразительно читает стихотворение. Дети получают задание помочь девочке надеть платье и собирают платье из предложенных деталей. Дети комментируют свои действия и актуализируют в речи слова — названия деталей одежды: воротничок, рукава, поясок, кармаш ки, пуговицы, петли для пуговиц. Затем педагог предлагает детям рассказать о том, какое платье у Наташи, составить описательный рассказ по плану:

— Что есть у Наташи?

— Какое платье по цвету и материалу?

— Какие детали украшают платье?

— Куда Наташа ходит в этом платье? Дети составляют рассказ:

• У Наташи нарядное желтое шелковое платье в красный горошек. У платья красный воротничок, поясок и пуговицы. Воротничок, рукава и кармашки украшены кружевом. В платье Наташа ходит гулять.

Игра «Дом для вороны»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей дерева (ствол, крона, ветки, листья); развитие грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие мышления (анализ и синтез), элементарных математических представлений (составление и решение задач, приобретение навыков счета); совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку с изображением дуба и выразительно читает стихотворение:

Есть у дуба толстый ствол,

Ветки, листья — крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

Педагог выясняет, названия каких частей дерева дети запомнили, и предлагает собрать дуб из

плос костных деталей. Дети собирают дуб и комментируют свои действия, актуализируя новые слова (ствол, ветки, крона). В зависимости от того, в какое время года проводится работа, можно выбрать для игры желтые или зеленые листья, использовать плоскостные изображения желудей.

Педагог помещает в крону дуба плоскостные изображения гнезда и вороны и предлагает детям прокомментировать действия вороны. Он сажает ворону в гнездо, достает ее из гнезда, сажает на ветку, под дерево и т.п., а дети составляют предложения с предлогами:

Ворона сидит в гнезде.

— Ворона вылетела из гнезда.

Ворона сидит под дубом. И т.п.

Игра «Ботинки для Маринки»

Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей обуви (задник, язычок, каблук, шнурок); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез), тонкой моторики; закрепление навыков ориентировки на плоскости.

Ход игры. Педагог демонстрирует картинку, изображающую высокие нарядные ботинки с меховой опушкой (для девочки), и читает стихотворение:

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки,

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать детали обуви: задник, язычок, каблук, шнурки, опушку. Дети выполняют задание. Педагог достает плоскостные детали и предлагает собрать изображение ботинок. Дети выполняют действия с комментированием, актуализируя при этом слова: задник, язычок, каблук, шнурки, опушка. Педагог оценивает работу детей и предлагает им продолжить игру. Он достает целые плоскостные изображения ботинок с отверстиями для шнуровки и два шнурка (изображение ботинок предварительно вырезано по контуру и наклеено на толстый картон). Организуется игра-соревнование «Кто самый ловкий?»: дети по очереди на скорость зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

Игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Игра «Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Игра «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

 Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

 Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель:

Оборудование: мяч.

Ход.

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.

Стол — столик, ключ — ключик, шапка — шапочка. Белка — белочка, книга — книжечка, ложка — ложечка, голова, головушка.


Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Оборудование: мяч.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Игра «Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

Игра «Три медведя» (с 3 лет)

Цель: Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Ход:

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например:«Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»

(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

 1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).

 2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?

 – «Мяу – мяу» – кто пришел?

 – А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

 – «Ко-ко-ко» – кто теперь?

 – «Ква-ква-ква» – а это кто?

 – «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?

 – «Тик-так, тик-так» – а это что?

 И так далее.

 Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

Игра «УЗНАЙ ПО ЗВУКУ»

(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Игра «Из чего сделано?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета .научить детей использовать в речи отно сительные прилагательные.

Оборудование: мяч.

Ход.

Педагог, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет, а из чего люди его сделали?»

 Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

 Рукавички из меха — меховые, тазик из меди — медный, рукавички из шерсти — шерстяные. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя -хрустальная…

Игра «Назови игрушку» (с 4 лет)

Цель:Игра активизирует слуховое внимание, развивает фонематический слух (умение не только различать разные звуки, но и фиксировать их последовательность).

Оборудование : игрушки- дом, мишка, петушок, неваляшка.

Ход:

Поставьте на столе перед ребенком мишку и предложите с помощью ладошек «назвать» его.

Для начала громко, по слогам, произнесите миш-ка, сопровождая каждый слог ударом в ладоши, – всего будет 2 удара. А на слово не-ва-ляш-ка придется 4 удара в ладоши, так как в нем 4 слога.

Попросите ребенка послушать внимательно и отгадать, какую из этих двух игрушек сейчас «назовут» ваши ладошки. Хлопните в ладоши 2 раза (миш-ка), потом 4 раза (не-ва-ляш-ка).

Точно так же обыграйте другую пару игрушек: дом (1 удар в ладоши) и петушок (3 удара).

В следующий раз усложните игру: поставьте на стол дом и мишку (1 и 2 хлопка соответственно).

Вновь проведите знакомую игру, предложив малышу узнать по количеству хлопков слова петушок и неваляшка (3 и 4 хлопка соответственно).

Игра «Вертушка»

Цель:Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха.

  1. Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.
  2. Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение.
  3. Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.

Игра «Чья голова?»

Цель:. научить детей использовать в речи отно сительные прилагательные.

Оборудование: мяч.

Ход:

Педагог бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси голова — рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у утки — утиная…

Игра «Лови да бросай, цвета называй»

Цель:Учить детей выделять признаки предмета, называть цвета.

Оборудование: мяч.

Ход:

 Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.

 Желтый — цыплёнок, солнце, репа…

 Зеленый — огурец, трава, лес… Голубой — небо, лед, незабудки…

.

Игра «Кто кем был?»

Цель:Расширение словарного запаса.

Оборудование: мяч.

Ход:

Педагог, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

 Цыпленок — яйцом, хлеб — мукой, шкаф — доской, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб -желудем.

Рубашка — тканью, рыба -икринкой, ботинки — кожей, яблоня -семечком, лягушка — головастиком, сильный — слабым, бабочка гусеницей…

.

Игра «Буря в стакане»

Цель:Игра развивает физиологическое дыхание.

Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие.

Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.

Игра«Звуковая ниточка»

Цель: Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох, развивает подвижность губ, умение плотно смыкать их.

Ход:

Покажите малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить).

Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире).

В следующий раз предложите малышу пропеть другой гласный звук: У, О или И.

Игра «Звуковая зарядка-2» (с 3 лет)

Цель:Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.

Ход:

Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, про-певая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И.

Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.

В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п.

Игра «Звуковая зарядка-1» (с 2 лет)

Цель:Игра развивает длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.

Ход:

Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У.

Пусть малыш скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки.

В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п.

Игры и упражнения на развитие дыхания

Игра «Слоговая зарядка» (с 3 лет)

Цель: Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука.

Ход:

Продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ.

Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.

В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ.

Игра «Удлиним фразу» (с 3 лет)

Цель: Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три слога.

Ход:

Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине обязательно должно быть солнце.

Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить.

Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»

Затем скажите: «Солнце светит!»

После этого произнесите: «Солнце светит ярко!»

Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!»

Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу.

Игра «Бабочка»

Цель: Игра развивает физиологическое дыхание.

Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см.

Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.

Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

Игра «Намотай клубочек»

Цель:

Игра помогает ребенку развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.

Ход:

Предложите малышу намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук.

Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)

Игра «Танцующая матрешка»

Цель:Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Ход:

До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.

Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.

Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.

Игры и упражнения для развития голоса

Большой и маленький

Цель: Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Оборудование:картинки с часами, большими и маленькими.

Ход:

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Игра «Скажи на ушко»

Цель:Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Ход:

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Игра «Передай»

Цель: Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Ход:

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

Игра «Две машинки»

Цель:Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Игра «Быстро и медленно»

Цель: Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно. Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса.

Игра «Ветер и ветерок» (с 3 лет)

Цель: Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ход:

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Игра «Вьюга» (с 4 лет)

Цель: Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Ход:

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...