Конспект занятия на тему "Весёлая матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Сосик Татьяна Анатольевна

На этом занятии дети знакомятсяс историей богородского промысла и с сергиево-посадской деревянной игрушкой. Дети узнают о самой попудярной народной деревянной игрушке, учатся различать разные техники росписи матрешек. Учатся фантазировать и самостоятельно придумывать рисунок сарафана для матрешек. Упражняются в рисовании различных цветовых арнаментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Веселая матрёшка"23.25 КБ
Файл приложение 111.38 КБ
Файл приложение 213.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 34 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

Конспект по образовательной деятельности на тему «Весёлая матрёшка»

Выполнила педагог дополнительного образования по живописи ГДБОУ Детский сад № 34

Сосик Татьяна Анатольевна

Адрес учреждения: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 44/2

Тел.: 222-97-43

Дом. адрес: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Петра Смородина д. 20, кв. 19

Дом. тел: 662-04-72

Моб. тел: +7 911-933-19-10

Санкт-Петербург

2012 г.

Задачи:

1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:

дать представление о традиционных русских промыслах и деревянных игрушках - матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полховского Майдана, загорские матрешки);

Обратить внимание на стилевые особенности и украшения матрешек из разных областей России (наглядное пособие "Матрешки"), обратить внимание на их форму, учить находить сходства и различия между ними;

познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

2. Формирование умений и навыков:

учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, цветок и др.)

3. Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:

дать представление о матрешке как символе изобилия и плодородия матушки-земли (одна матрешка, спрятанная в другую, отражает идею рождения);

учить детей через цветовые предпочтения выражать свое отношение к идее плодородия и изобилия русской земли (яркие, сочные краски; контрастное цветовое решение, изобилие цветов и т.п.)

Материалы: бумажные шаблоны матрешек, гуашь, трафареты с цветами, цветная бумага, пластилин.

Наглядные пособия: таблицы "Матрешки", детские рисунки и деревянные матрешки.

Ход занятия.

Педагог встречает детей.

Здравствуйте, ребята. У вас сегодня была необычная дорога ко мне в кабинет. Вы что-то делали, пока шли? (Искали буквы) Сколько же вы нашли? (6) Молодцы! Но еще 2 буквы спрятались у меня в кабинете, попробуйте их найти. (Ищут) Нашли? Посмотрите, какие интересные карточки. С одной стороны буквы, с другой – цифры. Давайте разложим карточки с цифрами По-порядку. Разложили? Приложение 1.

Переверните их, а теперь прочитайте, что за слово у нас получилось? Матрёшка. Правильно. А вот и наша матрешка (показать настоящую матрешку). Посмотрите, какая она красивая и нарядная. Давайте немного побеседуем о матрешке, а для этого попробуем разгадать вот этот хитрый кроссворд (см. приложение 2). Только слова мы будем отгадывать не по-порядку, а в порядке, который поможет нам вспомнить, что мы знаем о матрешке.

Отгадываем первое слово, а для этого скажите, что такое матрешка? Это игрушка. Правильно, игрушка (записываем). Вот у нас и появилась первая отгадка.

Ребята, как вы думаете – это современная игрушка? (Ответы)

- Да, она давно появилась у нас в России. А кто помнит, почему матрешка называется именно так? (От имени Матрёна) Молодцы! Записываем и это слово. Вы правильно сказали. Имя Матрёна тогда было широко распространенным. Теперь скажите мне, из какого материала делают матрешек? (Из дерева) Правильно. (Записываем слово Дерево) А как же её делают из дерева? Берут кусок дерева, и что с ним происходит дальше? Как можно из дерева сделать такую чудесную игрушку? (Вытачивают на станке) (Записываем слово Станок)

Ну, а когда не было станков, как же обходились мастера? (Вырезали матрешек вручную) Молодцы!

Ребята, посмотрите, вот матрешка, которую выточили на станке. (Показать белую форму матрешки) Чем она отличается от этой красивой матрешки? (Ответы) Правильно, она не расписана. А чем расписывали матрешек? (Красками) (записываем слово Краски)

Посмотрите, вот матрешка, вот – краски. Какого предмета не хватает для росписи? (Кисточки) (записываем слово Кисточка)

Ребята, напомните мне, для чего мастера расписывают матрешек? (Ответы) Чем же украшают деревянную игрушку? (Цветами, листьями - орнаментом) Конечно – орнаментом.

С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому не случайно для ее украшения использовали растительные орнаментальные мотивы и сочные, яркие краски.

Записываем слово – орнамент.

Мы с вами вспомнили и рассказали, как создается матрешка. А, вы, знаете какой секрет у этой игрушки? Что в ней особенного? (Она разбирается)

Давайте разберем ее и сосчитаем, сколько матрешек спряталось в одной. (Семь) Как их можно назвать одним словом? - семья. Правильно.

Матрешка была своеобразным оберегом семьи - хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому её дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей. Мы разгадали последнее слово – семья.

Теперь посмотрите на кроссворд и прочитайте слово, которое у нас получилось – МАТРЁШКА. Молодцы!

Ростом разные подружки

Все румяны, все толстушки.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Вы правильно ответили на все вопросы и правильно разгадали кроссворд. Скажите, а матрешки все одинаковые? (Ответы) А почему они разные? (Ответы) Правильно, все матрешки разные, так как их делают и расписывают разные мастера в разных городах.

Давайте вспомним, каких матрешек вы знаете? А почему они так называются? (Ответы) А вы помните чем они отличаются? (Ответы) Вот сейчас мы это и проверим. Для этого мы с вами отправимся в страну мастеров. Давайте подойдем к нашей карте и внимательно на нее посмотрим. Приложение 3. (На карте прикреплены черные силуэты и таблички с элементами узора разных матрешек) Как вы думаете, что это за черная фигура? (Контур) А какой узор изображен на этой табличке? (Цветок) Обратите внимание на головной убор, какого он цвета? (Ответы) Как вы думаете, какая матрёшка здесь спряталась? Правильно, семеновская. Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов. Матрешки отражают идею изобилия и богатства. Давайте найдем ей название (ищут табличку с названием матрешки) А теперь скажите, какая матрешка изображена под цифрой 2? Посмотрите на элементы узора на табличке и головной узор у этой матрешки. Что же это за матрешка? (Полхов-Майданская) Молодцы. Чем она отличается от Семеновской? (Ответы: узором, формой). Полхов-Майданские матрешки нарядны по-своему, их отличает черная обводка всех изображений, украшение матрешек олицетворяет идею цветущего сада, плодородия и красоты земли. Давайте найдем табличку с названием для этой матрешки.

Под цифрой 3 мы видим ещё одну фигуру. Кто догадался, что это за матрешка? (Загорская) Правильно! Чем она отличается от первых двух матрешек (Ответы) Молодцы! Загорские матрешки степенные, в их украшениях доминируют краски плодородной земли (коричневый, желтый, черный) в сочетании со светлыми красками. Найдем табличку с названием и для этой красавицы.

Мы вспомнили с вами матрешек, закрепили наши знания о форме и элементах росписи. А теперь давайте сами превратимся в мастеров и распишем наших матрешек. Вы можете выбрать любую матрешку. Мы будем расписывать их разными способами:

с помощью кисточки и тычка

трафарета

аппликации

пластинографики. Приложение 4.

Далее педагог показывает приемы украшения бумажного шаблона матрешки, обращает внимание на подготовительный рисунок головы с надетым платком, сарафана и т.п.

Подумайте, как и чем вы будете работать. Дети выбирают разные картонные шаблоны матрешек и приступают к работе. По окончании работы матрешки выставляются на стенде. Педагог хвалит детей.

- Посмотрите, какой красивый хоровод матрешек у нас получится. Одна лучше другой. Молодцы!

А теперь послушайте, какое интересное задание я хочу вам задать. Вы придете домой и вместе с родителями создайте свою. Эта матрешка должна быть из любого материала и только ваша, семейная. Выберите форму, цвет и элементы узора, чтобы матрешка не была похожа на другие. Придумайте ей название. И мы сделаем выставку вашей семейной матрешки. Хорошо?

Спасибо вам за занятие.

Приложение 5

Семейная матрешка, работы родителей с детьми.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

М

А

Т

Р

Ё

Ш

К

А

1

2

3

4

5

6

7

8



Предварительный просмотр:

Приложение 2. "Кроссворд"

8

С

Е

М

Ь

Я

7

О

Р

Н

А

М

Е

Н

Т

4

С

Т

А

Н

О

К

3

Д

Е

Р

Е

В

О

2

М

А

Т

Р

Ё

Н

А

1

И

Г

Р

У

Ш

К

А

6

К

И

С

Т

О

Ч

К

А

5

К

Р

А

С

К

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие "Мы веселые матрешки"

Занятие по лепке в средней группе...

Конспект занятия. Хоровод русской матрешки

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;Познакомить с семеновской матрешкой;Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную техн...

Конспект занятия" Чудеса с матрешками" . Выполнила: воспитатель Ковальчук Светлана Витальевна

Конспект занятия по формированию математических представлений детей раннего возраста...

Конспект занятия по росписи "Матрешка" для подготовительной группы

Конспект занятия по росписи  "Матрешка" для подготовительной группы...

Конспект занятия по рисованию "Матрешка"

Материал по художественно-эстетическому развитию младших дошкольников...