исследовательский проект "Роль волшебной сказки в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Кирясова Ирина Николаевна

Проектная деятельность, цель которой - выявить роль волшебных сказок в обучении старших дошкольников рисованию, разработка рекомендаций педагогам. Длительность проекта - 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx111.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ « РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ»

1. Выявление уровня развития изобразительных навыков у детей старшей группы.

  Изучив теоретические вопросы по проблеме обучения детей рисованию, о роли волшебной сказки в обучении детей рисованию, мы перешли к опытно-экспериментальной работе.

 Экспериментальная работа была проведена на базе детского сада №7  пгт. Серышево Амурской области в старшей группе. Списочный состав группы 20  детей.

Цель нашей работы – выявление роли волшебной сказки в обучении детей рисованию.

Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:

Подготовительный

Основной

Заключительный

  На первом этапе изучалась научная и методическая литература  по проблеме обучения дошкольников рисованию. Был подобран наглядный материал:

-  репродукции картин знаменитых художников: Васнецов: «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Сказка о спящей царевне»,  Врубель «Царевна-Лебедь»;

книжные иллюстрации к волшебным сказкам И.Билибина,, В.В.Лебедева, А.Ф.Похомова, Т.А.Мавриной, В.М.Конашевич, Е.И.Чарушина.

Также нами были подобраны диагностические методики на изучение  уровня развития у детей художественных умений и навыков  в сюжетном рисовании, исследование умения использовать нужный цвет, умение составлять композицию сюжета по сказке.

Методика №1   (Н.А. Курочкина 2001)

Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.

Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.

Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет.

Характеристика уровней:

В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.

С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.

Н.У. – нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.

Методика №2 (А.Э. Симановский 1996)

Тест: «Неоконченный рисунок».

Цель: исследование фантазии, образного мышления, стимулирование творческих способностей.

Материал: таблица с кругами, карандаши, фломастеры.

Инструкция: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Характеристика уровней:

В.У. – 5, 6 изображений;

С.У. – 3, 4 изображения;

Н.У. – 1 изображение.

Методика №3  (А.Э. Симановский 1996)

Диагностика изучение оригинальности рисунков детей 5-6 летнего возраста.

Инструкция: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы – круг, треугольник, квадрат; или сложной – силуэт ствола с одной веткой, облака, капля и т.д.)

Задание: перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы сможете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценки результатов задание необходимо найти показатель оригинальности. Если тест проводиться в группе, подсчитывается количество изображения в рисунках ребенка, которые не повторились бы у него и у других детей.

В.У. – 7-10 оригинальных рисунков.

С.У. – 5-6 оригинальных рисунков.

Н.У. – и менее.

Методика №4

Тест: «Волшебный лес»

Цель: исследование умения составлять композицию сюжета.

Материал: таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.

Инструкция: дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.

Характеристика уровней:

В.У. – принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.

С.У. – приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.

Н.У. – нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.

Методика №5

Развитие формообразующих движений

Материал: листы бумаги с нарисованными детьми предметами.

Инструкция: раскрасить изображение предмета, прорисовать недостающие детали.

Характеристика уровней:

В.У. – умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.

С.У. – не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого.

Н.У. – закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

Мы предприняли попытку объединить эти методики с целью более обстоятельного обследования детей старшего дошкольного возраста.

При этом предполагалось, что эти методики позволят выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей, то есть использование детьми в рисунке средств выразительности (форму, цвет, колорит, линию, пятно и др.).

Таким образом, весь материал предлагается к использованию в формирующим этапе эксперимента.

Основной этап опытно-практической работы состоит из 3 последующих этапов эксперимента.

а) констатирующий этап эксперимента

б) формирующий этап эксперимента

в) контрольный этап эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста на темы волшебных сказок , умение использовать средства выразительности.

Начали свою работу с того, что отобрали 20  детей старшего дошкольного возраста МДОУ №7   , которые имеют разный уровень общего развития.

С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков.

Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет . Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показала следующее: из 20 детей 9  человек выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступили к работе. Закрасили все фрукты и овощи, использовали реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивали предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав работу этих детей, можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития восприятия цветовой палитры.   6 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов. И  5 детей нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у детей низкий уровень развития восприятия цветовой палитры.

Целью следующей методики было исследование фантазии, образного мышления. Была предложена таблица с нарисованными  кругами одинаковой величины и различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.)  . Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать их. В данной методике высокий уровень никто не показал, но 11 детей из 20 показали средний уровень развития образного мышления. Они изобразили по 3-4 предмета, но в изображение предметов есть незначительные искажения.  Так же присутствовал и низкий уровень развития образного мышления.  У девяти ребят было изображено по 1-2 предмета. Это задание стимулирует творчество детей и дает им возможность осмыслить, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития образного мышления.

Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что 4 человека справились с заданием. Они с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получили высокий уровень, 6  ребят изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 10  человек не смогли справиться с заданием вообще.

Четвертая методика была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета по сказке. Было предложено дорисовать на таблице с линиями и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет какой-либо сказки. Только 4  ребенка смогли быстро приступить к работе, дорисовать все фигуры и связать их в один сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа. 5 ребят долго задумывались над замыслом, приступали к работе позже, связывали фигуры в разные сюжеты.

Остальные 11  детей нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития композиции в рисунке.

И последняя пятая методика была направлена на исследование развития у детей формообразующих движений. Детям были розданы листы бумаги с изображением предметов с недостающими деталями и предложено раскрасить эти предметы и дорисовать недостающие детали соответствующей геометрической формы. Обращалось внимание на характер линии, на регуляцию силы нажима на карандаш, силу размаха, на характер раскрашивания. Эта методика показала следующие результаты:  6 детей владеют умением проводить горизонтальные,  вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Они регулируют силу нажима, размах руки, закрашивают в пределах контура. используют разные сочетания линий. Эти ребята имеют высокий уровень. Средний уровень выявился у 11 детей. Эти ребята не всегда верно рисуют линии, круг, закрашивают крупными, размашистыми движениями, иногда выходят за контур. Часто обращаются за помощью взрослого. 3 ребенка  показали низкий уровень развития, закрашивали беспорядочными линиями, не умещающимися за пределами контура, не регулировали силу нажима, линии грубые и жесткие.

По итоговым результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что изобразительные знания, умения и навыки, то есть использование детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста находятся на разном уровне развития. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста и выявить роль волшебных сказок в обучении детей рисованию.

Полученные результаты были помещены в таблицу.  По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе преобладает низкий уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков - 50% детей, 35% средний уровень и высокий уровень 15%

Диаграмма уровней развития изобразительных навыков у детей старшей группы

2. Обучение детей рисованию

Для формирующего этапа эксперимента мы составили проект по данной теме диплома, который предполагал решение следующих задач:

1.Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию);

2.Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;

  3.Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании на темы волшебных сказок, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе .

С целью развития изобразительных умений и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста мы решили использовать волшебные сказки на занятиях по изобразительной деятельности.

Все занятия на  темы сказок были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.

Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей.

Таким образом, на серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.

На занятиях были поставлены следующие задачи:

Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);

Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;

Учить детей передавать выразительные образы сказочных персонажей;

Закреплять технические навыки и умения.

Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента – это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании через сказочные образы.

Для того чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры, такие как:

«Найди жанр сказки». Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.

«Добрые и злые герои». Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.

«Выставка картин». Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.

«Узнай, какой художник меня нарисовал?». Цель: закрепить у детей представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибиным.

На занятиях большое внимание уделялось рассматривания иллюстраций.

При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.

Во время работы над иллюстрациями особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в третьих – на композиционные решения и т.д.

Обращали внимание детей на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).

Ребенку легче передать в рисунке отдельные предметы, чем какой-либо сюжет, так как в этом случае он должен владеть не только графическими, но и композиционными навыками. Поэтому мы стремились построить работу по изобразительной деятельности так, чтобы предметное изображение предшествовало сюжету. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим рассматривали и сравнивали картины «Волк» и «Собака». Рисовали собак разной породы, лепили пограничника с собакой, а затем рисовали по сказке «Иван-царевич и Серый волк». Такие занятия способствовали формированию у детей ясных, четких представлений о предметах, приобретению необходимых навыков. Все это в значительной степени облегчало им решения изобразительных задач в сюжетной композиции.

На каждом занятии по рисованию мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.

Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. Так на заключительном занятии «Мой любимый сказочный герой», целью которого, было на основе получения знаний и умений на занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка из любой знакомой сказке. За несколько дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.

Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.

На каждом занятии параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

В конце занятия, во время анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.

Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;

Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;

Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;

Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что использование  сказочных художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.

Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде консультации на тему «Сказка – как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности ребенка», «Работа со сказкой» (приложение И). Провели родительское собрание на тему «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» с целью привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Для педагогов ДОУ нами были даны следующие рекомендации:

Для более успешного  обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию использовать волшебные сказки как средство обучения рисования.

Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.

Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.

Раскрывать характерные особенности персонажей сказок для правильной передачи образа и выразительности рисунка.

Создавать развивающую сред, целенаправленный подбор сказок для развития воображения детей в детском саду и семье.

Необходимо разработать систему занятий с использованием волшебных сказок в разных видах изобразительной деятельности.

Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.

Использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью сказочного  образа в рисунке дошкольников;

  проводить обсуждение и анализ рисунков;

организовывать  выставки работ детей;

рассказывать детям о художниках, рассматривать иллюстрации в книгах.

Сочетать фронтальные занятия  и индивидуальную работу с детьми по обучению рисованию.

Планировать работу по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента.

3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной     работы.

Цель контрольного этапа эксперимента - выявить роль волшебных сказок в процессе обучения детей сюжетному рисованию, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Диаграмма уровней развития изобразительных навыков у детей старшей группы

По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно-практическая работа и позволила добиться хороших результатов.

Повышение уровня развития у детей изобразительных знаний, умений и навыков по всем методикам можно проследить по таблице1.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по методикам

Методики

Уровень

констатирующий эксперимент

(кол-во детей)

контрольный

эксперимент

(кол-во детей)

1

высокий

9

10

средний

6

6

низкий

5

4

2

высокий

0

6

средний

11

8

низкий

9

6

3

высокий

4

7

средний

7

8

низкий

10

5

4

высокий

4

6

средний

5

4

низкий

11

10

5

высокий

6

11

средний

11

7

низкий

3

2

 Сравнивая итоговые результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы можно сделать вывод, что в начале эксперимента 3 ребенка (15%) имели  высокий уровень  развития, в конце эксперимента – 7 ребят (35%), средний уровень  в начале эксперимента показали 7 детей, в   конце эксперимента – 8 детей (40%), и 10 детей  на начало эксперимента с низким уровнем развития, а после проведения всех возможных видов работ лишь у пяти детей  выявился низкий уровень, что составляет 25% .

Отсюда следует, что высокий уровень повысился на 20% за счет снижения низкого уровня на 25 % и снижения среднего уровня на 5 %.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам определить педагогические условия, влияющие на успешное обучение детей  сюжетному рисованию, а именно:

Осуществлять грамотный педагогически обоснованный подбор волшебных сказок для чтения и рассматривания иллюстраций.

2. В процессе общения с педагогом будет происходить деятельностное присвоение необходимых изобразительных умений.

3. В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного, так как показ иллюстративного материала содействует нахождению ребенком различных способов изображения в передаче своего замысла;

4. Знакомить со средствами выразительности через знакомство с произведениями искусства, что содействует обогащению способов изображения при использовании различных изобразительны материалов, нетрадиционных техник рисования;

5. В целях формирования творчества, создания выразительного образа, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, обучение  детей старшего дошкольного возраста рисованию будет эффективным, если:

Педагог будет осуществлять грамотный педагогически обоснованный  подбор  волшебных сказок для чтения и рассматривания иллюстраций.

В процессе общения с педагогом будет происходить деятельностное присвоение необходимых изобразительных умений.

Разработать способы организации различных видов изобразительной деятельности, ориентированных на чувственное познание и продуктивное изобразительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по теме: «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа»

Актуальность: природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах прир...

Презентация "Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"

Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...

"Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"

Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...

Гендерный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию.

Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творчества и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с у...

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию разными материалами в технике "набрызг"

        Современное общество имеет потребность в творческой личности.          Лучшим средством для формирования творческой личности является изобра...