Влияние занятий изодеятельностью на развитие образного мышления детей
статья по рисованию по теме

Ладова Софья Викторовна

Статья для родителей и педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад»№ 118 ОАО «РЖД», на ст. Самара

Педагог дополнительного образования по изодеятельности Ладова С.В.

Влияние занятий изодеятельностью на развитие образного мышления детей.

1.Актуальность

2.-Задачи

  -Формы работы

  -Критерии оценки

-Результаты

3.Выводы

Как сказал Платон: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей- к красивой жизни и от красивой жизни-  к абсолютной красоте». А так как все качества человека закладываются и развиваются в детстве, то на  нас, педагогов накладывается большая ответственность по воспитанию людей, восприимчивых к красоте, способных создавать красоту, и в итоге спасти мир. Большое значение для этого имеет эстетическое воспитание, в частности изодеятельность.

 Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания:

1–искусство ( включая все виды классического и народного)

2–окружающий мир (особенно, природа)

3–художественная деятельность ( разные виды)

В нашем детском саду все названные средства используются в работе с детьми взаимосвязанно. Взаимосвязь основывается на

 обеспечении наглядности, ориентированной на восприятие маленькими детьми( должна быть художественной, передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям).

Диалогическим общением с детьми, обсуждением тем, что позволяет ребенку почувствовать свою сопричастность к миру художественных образов.

Известно, что занятия художественным творчеством развивают восприятие, представление, воображение, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а также внимание, память, волю, образное мышление.

И это является основой для любой художественной деятельности. Их развитие в одной области будет положительно сказываться и в других областях. Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей детей мы считаем интеграцию, как глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей.

 Мы работаем по перспективному плану, но это не застывшая раз и навсегда определенная программа, а непрерывный изменяющийся процесс. Каждый год план корректируется в соответствии с возрастной группой детей, с их способностями и опытом.

    В основу своей деятельности мы взяли программу Т.Дороновой «Радуга», используя ее в работе с начала появления. По этой методике появилась «Голубая книга». В ней использовались рисунки детей, выполненные всеми оттенками голубого и синего цветов, каждый из которых сопровождался детским рассказом, характеризующим данный рисунок. Таким образом, дополнительно задействуется речь ребенка, развиваются описательные способности.

 По тому же принципу были созданы книги «Я и моя железная дорога», посвященная 130летию Куйбышевской железной дороги, и  книга «Стальные пути- дороги» к 170 РЖД.  

Важной формой воспитания и развития образного мышления являются выездные экскурсии. Мы часто бываем в ботаническом саду, наблюдаем за природой, за сменой времен года, делаем зарисовки с натуры. Посещали на вокзале багажное отделение, музей железнодорожного транспорта, локомотивное депо, поднимались на смотровую площадку и дети с восторгом  любовались городом с высоты птичьего полета. В выставочном центре «Радуга» нам показывали репродукции картин известнейших художников: Серова, Ильи Репина, Ивана Айвазовского и др. Ребят удивил портрет А. Пушкина, тем что он написан красками, они подумали, что это фотография. А девочкам особенно понравились прекрасная «Незнакомка» Крамского и «Всадница» Карла Брюллова. Естественно, впечатления после посещения музея находят выражение в детских работах, которые потом объединяются очередной выставкой.

 Также в нашем саду практикуется музейная педагогика. Постоянно организуются совместные с детьми и педагогами тематические выставки.

- Традиционно, в целях профориентации проводятся выставки поделок паровозиков, макетов вокзалов, железных дорог и т.д., изготовленных из бросового и подручного материла.

- В этом году проводилась выставка поросят, посвященная Новому году Свиньи по китайскому календарю, на которой были представлены разные их виды: свечи, рюкзак, магниты, расписанные под гжель, солонки, копилки.

- В данный момент для расширения кругозора детей организуется выставка «Волга», посвященная нашей великой реке( экологии, отдыху, географии т.д.)

Эти выставки открыты для свободного посещения детьми и родителями.

   В прошлом году у нас проходил «Фестиваль искусств», как предварительный итог работы по  интеграции разных видов деятельности, на котором каждый ребенок был награжден за успехи в какой- то области творчества. Я представляла одну из своих воспитанниц – Лукьянову Симу в номинации «Лучший художник» персональной выставкой.

   Произведения еще одной из девочек перед вами. Это работы Даши Печковой, выполненные на протяжении последних трех лет. И рисунки  Цыбуляк Арсения , того же периода.

В работе по интеграции, добиваясь  полного творческого раскрытия детей мы с воспитателями используем  и книги, и музыку, и игры, и т.д.

  Это позволяет объединить детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением создать общее творение, обеспечивает содержательное общение детей друг с другом и взрослыми.

 В качестве примера взаимосвязи воспитателей и педагога по изодеятельности хочу подробнее остановиться на теме «Зоопарк»:

-Чтение: народные сказки, где действуют животные, напр. «Зимовье зверей», Петушок- золотой гребешок», рассказы Е.И.Чарушина «Моя первая зоология», В.В. Бианки «Чей нос длиннее», сказки Чуковского «Крокодил», «Детки в клетке» Маршака.

-Разучивание песен, стихотворений о животных ( напр. «Где обедал воробей» Маршака).

 -Беседы с детьми о животных.

-Просмотр картин, иллюстраций Чарушина, Т.Мавриной, Ю.Васнецова.

- Посещение самарского зоопарка, зоомузея наблюдение за повадками животных, их поведением.

 -Подвижные игры, в которых действуют животные. Игры- драматизации с участием животных.

- Составление детьми сказок и рассказов о животных; запись их сочинений в книгу «Наши любимые животные» , иллюстрирование ее детскими рисунками, аппликациями.

-Создание индивидуальных и коллективных изображений на темы о животных в лепке, аппликации, рисунках.

   Как вы сейчас видите, на примере детских рисунков, начиная с самого младшего возраста, дети имеют возможность выбирать разнообразные художественные материалы, в том числе профессиональные. Детям очень нравится смешивать их  и использовать интересные, новые техники, например, монотипию, граттаж, кляксографию, коллаж.

А мы имеем возможность наблюдать динамику развития умений и навыков, влияющих на формирование образного мышления (Таблица)

Критериями оценки являются: Чувство цвета  - Чувство ритма  - Понимание формы предмета  - Умение строить композицию – Воображение – Творчество – Ориентировка на листе – Освоение цветовой палитры – Наблюдательность – Внимание – Владение выразительными средствами графики – умение взаимодействовать друг с другом – Интерес к результату.

В конце своего выступления, мне кажется, я смогла убедить Вас, в том что создание и реализация интегрированных циклов помогают развивать образное мышление, но требуют от педагога творчества, гибкости в подборе материалов и средств, в выборе и  применении их на занятиях, разнообразных форм, методов, приемов работы.

А самое главное, исключить жесткие рамки, ведь это и есть свобода творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик»

Конспект мастер-класса для педагогов«Развитие образного мышлениядетей 6-7 лет посредствомросписи ткани в технике «Батик»Автор: Пучкова Людмила ВалерьевнаС. Кетово 2019Цель:Познакомит...

Влияние занятий ниткографией на развитие речи у детей дошкольного возраста

статья по развитию речи у детей дошкольного возраста с помощью занятий ниткографией...