Развитие детского творчества на занятиях по рисованию нетрадиционными способами
статья по рисованию на тему

Сердюкова Алла Викторовна

 

      Каждый ребенок по своей природе фантазер и волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом.

        Но в последнее время мы стали замечать, что наши дети перестали фантазировать. Что же необходимо для того, чтобы разбудить в ребенке волшебника, развить его воображение?

        Всем известно, что рисование является важным средством эстетического воспитание детей: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает воображение и фантазию, дает возможность закрепить знания о форме и цвете.

        Опыт работы показывает, что занятий по методикам Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой явно недостаточно для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, для развития творческих способностей, воображения, умения выражать себя, без которых невозможна ни одна художественно – творческая деятельность.

        Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Именно нетрадиционная техника рисования направлена на систематическое развитие творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского творчества на занятиях по рисованию нетрадиционными способами

                                                                                                         А.В. Сердюкова

        Каждый ребенок по своей природе фантазер и волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом.

        Но в последнее время мы стали замечать, что наши дети перестали фантазировать. Что же необходимо для того, чтобы разбудить в ребенке волшебника, развить его воображение?

        Всем известно, что рисование является важным средством эстетического воспитание детей: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает воображение и фантазию, дает возможность закрепить знания о форме и цвете.

        Опыт работы показывает, что занятий по методикам Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой явно недостаточно для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, для развития творческих способностей, воображения, умения выражать себя, без которых невозможна ни одна художественно – творческая деятельность.

        Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Именно нетрадиционная техника рисования направлена на систематическое развитие творческих способностей дошкольников.

        Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием.

        Каждый ребенок, рисуя, вносит в изображения свои чувства, свое понимание окружающего мира. Поэтому детям необходимы разнообразные впечатления. Задача воспитателя – целенаправленно формировать представления, развивать воображение у детей путем специальных наблюдений.

        Великим помощником в развитии детского воображения является природа. Во время прогулок на луг, в парк, к водоему стараемся, чтобы дети не только видели, как изменяется природа в разные времена года, но и замечали ее красоту. Учим детей наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака.

        Постепенно у детей накапливаются представления, которые составляют базу для работы воображения. Чем богаче образы представлений у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы. Главное – создать эмоционально – положительную обстановку на занятиях. Формальные требования и замечания подавляют радостное настроение детей, снижают интерес, нарушают атмосферу сказочной таинственности.

         С целью развития творческих способностей дошкольников мы практикуем обучение детей рисованию пальчиками, ладошками, методом тычка, рисование свечой, рисование солью, мыльными пузырями, рисование пластилином и тестом и другие.

     Выделили следующие задачи:

1)Прививать эстетический вкус, усвоение эталонов красоты с целью развития у детей художественно творческих способностей.

2)Учить выделять существенные и не существенные признаки предметов и явлений; цветосочетания и композиции;

3)Развивать мелкую моторики рук, тактильную чувствительность;

4)Создать условия необходимые для развития творческих способностей дошкольников.

     Классификация форм организации:

« Монотипия».

     Детям предлагается сложить лист пополам и рисовать только на верхней части, когда рисунок будет готов смочить нижнюю часть листа водой, используя губку, свернуть лист пополам и разгладить ладошкой. Развернув лист, получится два изображения похожих между собой.

«Точечный рисунок»

     Детям предлагается изображение точками. В эти «таинственные рисунки» дети внимательно всматриваются. Они соединяют точки контурной линией - получается рисунок.

«Рисование с помощью штампа»

     Сущность техники заключается в нанесении краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигуры, вырезанные шаблоны нужной формы или предмета из ластика (картофеля).

«Тампонирование», «Трафарет»

     В дошкольном возрасте не достаточно хорошо развита координация движений, использование этих техник не позволяет выходить за контуры рисунка. Приготовить тампон просто: взять немного ваты и скатать шар. Трафарет - тонкая пластинка, в которой прорезается рисунок, подлежащий воспроизведению. Трафарет накладывается на альбомный лист. Тампоном набирается краска на палитру и аккуратно закрашивается вырезанная форма. Убрав трафарет можно рассмотреть рисунок.

 «Рисование ладонями»

     Методика заключается в нанесении слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы. Дальше работает фантазия ребенка.

«Бумажным валиком»

     Необходимо нанести гуашевые краски на палитру, сжать небольшой лист бумаги в валик. Набрав немного краски на валик рисуем прижимая к листу бумаги.

«Рисование штрихом»

     При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, но и тяжесть, остроту.

«Рисование тычком»

     Методика в следующем - размешать гуашь в розетке до консистенции сметаны, затем прижимая кисть с небольшим количеством краски заполнить весь контур рисунка. «Рисование пластилином».

     Нарисовать очень просто, особенно для старших дошкольников. Стекой отделить небольшой кусочек пластилина. На листе бумаги нарисован контур. Кладем в середину и большим пальцем (или указательным) растираем пластилин по контуру, не выходя за линии и не делая просветов.

«Пальчики - палитра».

     Техника предполагает нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки цветных пятен круглой формы.

« Рисование на фольге»

     Используемый материал: фольга, острая деревянная палочка, которой будет наноситься рисунок.

«Рисование мазками»

     Эта техника предполагает нанесение следов на поверхность листа всем ворсом кисти, направляя движения сверху вниз или снизу вверх.

«Граттаж»  

      Техника представляет собой подготовку «холста», который состоит из нескольких слоев. Первый нанесение слоя воска с помощью свечи, последний слой - смешать гуашевые краски черного цвета с небольшим количеством шампуни и нанести на поверхность. Когда «холст» высохнет можно использовать его в работе. Рисунки получаются с помощью процарапывания холста острой палочкой. Цветной граттаж - первый слой: нанесение цветовых пятен на поверхность.

 «Рисование с помощью шаблона»              

     Шаблон - образец, по которому изготавливаются одинаковые изделия. Техника рисования: шаблон обвести карандашом, затем закрасить.

«Цветные ниточки»

     В технике, в качестве изобразительного материала используются нитки. Небольшие по размеру ниточки закрашиваются в баночке с краской, затем накладываются на бумагу разной формы.

«Рисование по сырому слою»

     Эта техника представляет собой нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, смешение красок.

«Рисование через копировальную бумагу»

     Одинаковые рисунки, что может быть лучше? На лист бумаги кладется копировальная бумага, сверху рисунок, который дети хотят нарисовать. Карандашом обвести рисунок по контуру. Убрав изображение и копировальную бумагу, случилось чудо - такой же рисунок отпечатался на бумаге!

«Рисование на шарах»

     Подготовительный этап начинается с приобретения шаров и их заполнения. Затем необходимо укрепить шары скотчем на поверхности стола, чтобы шар не лопнул. Тематика может быть разнообразной! Объемный рисунок еще и летает! Особый эффект достигается за счет непредсказуемых пульсаций и перемещений раскрашенного шара.

«Набрызг»

     Для рисования в технике используются расческа и зубная щетка. На палитру нанести небольшое количество краски, затем набрать ее на зубную щетку и о край зубцов расчески разбрызгать по поверхности листа.

«Рисование свечой»

     Техника представляет собой нанесение на бумагу слоя воска с помощью свечи. Открыть секрет не сложно: проведите свечой по изображенному рисунку на листе бумаги, сверху немного краски и волшебный рисунок готов. Можно использовать совместно с техникой «шаблон» и палочки, которой процарапывается контур, все покрывается краской и четкие контуры появляются на листе.

«Рисование по мятой бумаге»

     Использование техники доступна для детей разных возрастов. Достаточно смять лист бумаги и холст готов. Растекающаяся краска по бумаге оставляет следы, четкого контура нет, что создает эффект незаконченности рисунка.

«Аквапатия»

     Для рисования в технике необходимо свернуть лист пополам. Нарисовать половину рисунка на одной стороне листа, затем вторую половину листа смочить водой, свернуть лист пополам и разгладить рукой. Открыв лист, получится симметричный рисунок.

     Один из любимых способов нетрадиционного рисования – кляксография. Это прием нетрадиционного рисования, с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха. На кисть набирается максимальное количество краски, затем ставится огромная клякса и с помощью трубочки для коктейля раздувается в различных направлениях.

     И пусть еще далеко не совершенен детский рисунок, тем не менее, относиться к нему надо с большим уважением. И не только потому, что это труд и к тому же нелегкий, - в рисунках весь ребенок со своими взглядами и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию"

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования...

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"

Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...

Занятие по рисованию нетрадиционным способом в старшей группе на тему:"Цветы для мамы"

Познакомить с нетрадиционной техникой накладывания краски на небольшие листочки и отпечатывание. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме. Воспитывать любовь и уважение к близким людям....