Значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.Нетрадиционные техники рисования.
статья по рисованию на тему

Ефимова Светлана Апполинарьевна

В данном материале раскрыто значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, а также расмотрены наиболее популярные и приемлемые техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.        Нетрадиционные методы рисования.

 Значение изобразительной деятельности для ребенка трудно переоценить. Детское изобразительное творчество взаимодействует со всеми сферами деятельности дошкольника.

                                              Умственное развитие.

 Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека.

 Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

 В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать,   наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре,  продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - показатель умственного развития.

                                           Нравственное воспитание.

 Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведения искусства ребенок учится вычленять не только элемент, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, участь на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественного эстетического опыта эту красоту.

 Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

                                         Трудовое воспитание.

 Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребенка. Суть в том, что большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекающих моментов.

                                        Эстетическое воспитание.

 Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которые до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическим воспитанием человека. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

 Проведенные исследования показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие оценку и суждение.

                               

                       Нетрадиционные техники рисования

 Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

                                     Рисование жесткой полусухой кистью.

 Способ получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется) и прикосновением ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности.

                               Рисование пальчиком.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла: рисование ягод, гроздей; хаотическое заполнение листа цветными пятнами- рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                                   Рисование ладошкой.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                                   Оттиск печатками из картофеля (печатка).

  Печатки из картофеля делаются так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

                                  Оттиск поролоном.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает кусок поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

                             Оттиск смятой бумагой.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет меняются блюдца и смятая бумага.

                                 Восковые мелки (свеча)+акварель.

 Способ получения изображения: ребенок (или воспитатель) рисует восковыми мелками (или свечой)  изображение на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

                            Монотипия предметная.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения также складывая лист.

                                Черно-белый граттаж.

  Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью накрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                            Кляксография.

 Способ получения изображения: ребенок набирает толстой кистью, разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно встряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

                             Набрызг.

 Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и тихонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

                                 Отпечатки листьев.

 Способ получения изображения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затее прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

 

             

             

             

 

 



Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.        Нетрадиционные методы рисования.

 Значение изобразительной деятельности для ребенка трудно переоценить. Детское изобразительное творчество взаимодействует со всеми сферами деятельности дошкольника.

                                              Умственное развитие.

 Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека.

 Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

 В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать,   наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре,  продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - показатель умственного развития.

                                           Нравственное воспитание.

 Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведения искусства ребенок учится вычленять не только элемент, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, участь на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественного эстетического опыта эту красоту.

 Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

                                         Трудовое воспитание.

 Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребенка. Суть в том, что большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекающих моментов.

                                        Эстетическое воспитание.

 Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которые до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическим воспитанием человека. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

 Проведенные исследования показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие оценку и суждение.

                               

                       Нетрадиционные техники рисования

 Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

                                     Рисование жесткой полусухой кистью.

 Способ получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется) и прикосновением ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности.

                               Рисование пальчиком.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла: рисование ягод, гроздей; хаотическое заполнение листа цветными пятнами- рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                                   Рисование ладошкой.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                                   Оттиск печатками из картофеля (печатка).

  Печатки из картофеля делаются так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

                                  Оттиск поролоном.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает кусок поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

                             Оттиск смятой бумагой.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет меняются блюдца и смятая бумага.

                                 Восковые мелки (свеча)+акварель.

 Способ получения изображения: ребенок (или воспитатель) рисует восковыми мелками (или свечой)  изображение на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

                            Монотипия предметная.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения также складывая лист.

                                Черно-белый граттаж.

  Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью накрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                            Кляксография.

 Способ получения изображения: ребенок набирает толстой кистью, разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно встряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

                             Набрызг.

 Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и тихонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

                                 Отпечатки листьев.

 Способ получения изображения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затее прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

 

             

             

             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием ИКТ в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Деревья в снегу»

Программные задачи: расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь. - Формировать умение ритмично наносить...

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Конспект по изобразительной деятельности на тему "Подводное царство" (нетрадиционная техника рисования "гратаж")

В конспекте "Подводное царство" дети знакомятся с работой техники гравирования ("гратаж" - процарапывание по воску). Данный способ работы выполняется путем процарапывания пером или острым инструментом...

Занятие по изобразительной деятельности с использованием ИД и нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе "Сказочный дворец"

ОГООУ «Санаторный детский дом №5» г. ИркутскаПироженко Любовь АлександровнаВоспитательПредмет: Художественное творчество (рисование)Группа: ПодготовительнаяТема: «Сказочный дворец»Формы работы во...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием ИКТ в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Друзья белочки»

Программные задачи: Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги». - Закрепить имения правильно сжимать бумаг...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием ИКТ в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Деревья в снегу»

Программные задачи: расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди  надевают теплую одежду и обувь. - Формировать умение ритмично ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием ИКТ в нетрадиционной технике рисования для средней группы на тему: «Желтый одуванчик»

Программные задачи:  учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики, закрепить знания цвета (зеленого, желтого).- Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия....