Главные вкладки

    План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе детей с ЗПР. Тема: «Морозный узор»

    Итак, изобразительная деятельность для  детей с задержкой психического развития  нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

           Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия".

    В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Я хочу представить вашему вниманию конспект  непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе для  детей с задержкой психического развития. Данное занятие было проведено зимой прошлого года. Дети прекрасно справились с заданием, были раскованы, работали с интересом и с удовольствием познакомились с новой техникой, которую впоследствии использовали в свободной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_otkrytoetema_moroznyy_uzor.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Морозный узор»

    Цель:

    •    Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
    •     Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать
         необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное
         в своем творчестве.
    •   Учить рисовать узор в квадрате, располагая его в соответствии с          данной формой, придумывать детали узора по своему желанию.
    •  Знакомить с новой техникой.

      Развивать воображение, творчество.

             Материал :

    • Бумага тонированная, в виде квадрата;
    • Восковые мелки;
    • акварельные краски;
    • кисть с широким ворсом;
    • стаканчик с водой;
    • алгоритм составления узора;
    • слайды с изображением изделий вологодских кружевниц.

    Словарная работа:  узор, мороз, волнистая, изогнутая, кружево, кружевница, белоснежная.

    Предварительная работа:  

    •    наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время;
    •    разучивание загадки «Без рук, без ног, а рисует»;
    •    рисование элементов декоративных узоров;
    •    Рассматривание снежинок через лупу.

                 Ход занятия

    Воспитатель: Доброе утро, ребята!  Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас, Давайте дружно поздороваемся с ними. Здравствуйте!

    Дети: Здравствуйте!

        Придумано кем-то

       И просто и мудро

       При встрече здороваться:

       - Доброе утро!

       - Доброе утро!

        Солнцу и птицам.

       - Доброе утро!

       Улыбчивым лицам.

      И каждый становится

    Добрым, доверчивым…

      Пусть доброе утро

        Длится до вечера.

    Воспитатель показывает детям вологодские кружева на мультимедийной установке.

    Воспитатель: ребята, а вы знаете, что это такое?   

    Дети: это кружево.

    Воспитатель: правильно, это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов — крючков, коклюшек, челноков (рассказ сопровождается показом слайдов, звучит спокойная приглушенная музыка.). Как вы думаете, для чего нужны такие кружева?

    Дети: Для того чтобы украшать одежду.

    Воспитатель:   Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной; а кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным. Сейчас мы с вами любуемся вологодским кружевом. Оно называется так по названию города Вологда, в котором вот уже много-много лет замечательные мастерицы делают знаменитые на весь мир кружева. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Эти белоснежные кружева напоминают морозные узоры на окне, которые мы можем видеть зимой.
    А кто зиме верный и незаменимый помощник?

    Дети: Мороз.

    Воспитатель.

    Мороз - волшебник, это видно сразу:
    Я свой альбом еще не открывал,,
    А он уже без кисточек и красок    

                            Все окна за ночь нам разрисовал.

                                                                                     Д. Чуяко

    Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

    Дети: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

    Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды; которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки,

    похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-

    много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза? 

    Дети: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.               Воспитатель: Сегодня мы с вами станем волшебниками, как Дед Мороз и попробуем сотворить волшебство —  тоже нарисуем морозный узор. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:

    Заклинания Зимы (М. Пожарова)

    (отрывок из стихотворения)

    Лягте, мягкие снега,

     На леса и на луга,

    Тропы застелите,

     Ветви опушите.

    На окошках, Дед Мороз,

     Разбросай хрустальных роз,

     Легкие виденья,

     Хитрые сплетенья.

    Зачаруй сердца людей

    Красотой своих затей:

     Пусть вникают взоры

     В светлые узоры.

    Ты, Метелица, чуди,

    Хороводы заводи,

    Взвейся вихрем белым

                           В поле поседелом.                                                                                                                   

    Стоя в кругу, поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.

    Руки — перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

    Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.

    Поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.

    Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться вокруг себя.

                                               Практическая часть.

    Воспитатель: А мы с вами сейчас нарисуем необычные  кружева — снежинки и создадим из них «Зимнее окошко». Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат и нарисует на нем снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем восковыми мелками, а потом закрасим свои картины акварелью и посмотрим что из этого получится. Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму — шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру окошко (бумажный квадрат), посередине ставлю белую точку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом два влево и два вправо, проверим — всего шесть лучей (воспитатель показывает рисунок-основу). Теперь соединяю лучи: рисую круги — вокруг точки, второй дальше... и последний круг провожу по кончикам лучиков (показывает рисунок с концентрическими кругами). А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и все, что захотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. (Воспитатель показывает элементы и оставляет рисунок с вариантами элементов декора на мольберте или на доске.) Дети начинают рисовать снежинки. Воспитатель показывает отдельные приемы декоративного рисования на своем «Окошке».

    В конце занятия дети закрашивают свои работы акварелью и  приносят свои маленькие окошки на большое «Зимнее окошко» и составляют композицию — размещают, подбирая по цвету основы, как лоскутное одеяло. Оставляют снежинки до полного высыхания красок.

    В конце занятия дети любуются получившимися волшебными узорами.

                             Воспитатель:

                          На стекле морозный иней-

                          Сколько черточек и линий

                          Знаю только я одна

                          Кто стоит там у окна…

                                    Н.Френкель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе детей с ЗПР. Тема: «Дед Мороз"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционной техники "рисование солью"...

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж).

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж).Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжа...

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде».

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде».Задачи: совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить в...

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью).

    Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью). Задачи: продолжать знакомить с различными нетрадиционными техн...

    Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе (6-7)лет. Тема" Куколка КУВАДКА"

    Хочу поделиться конспектом из мини-проекта "Защитники земли Русской" по конструированию. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Подготовительная групп...