Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
    занимательные факты по рисованию (младшая группа) по теме

    Гусманова Людмила Алексеевна

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    КАРТОТЕКИ  ИГР С ВОДОЙ

    В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

         Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой могут стать таким условием.

    Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.

    Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не ограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

    Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детками. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она  может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

    Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание. Заполнение ёмкостей водой, обладает психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

     

    Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно -

    кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Это так же является показателем общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Особая ценность игр с водой для развития ребенка заключается:

    - они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

    - развивают тактильную чувствительность как основу  «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

    - способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

    - совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

    - помогает ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

    - создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувственной сферы ребенка.

    А самое главное, игры с водой делают обучение малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

           Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

    Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей решается при помощи различных игр и манипуляций с водой.

    Особое значение использования воды,  в качестве профилактического средства мы придаем в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей. Исходя из потребностей детей, мы ставим перед собой следующие задачи:

     

     

     

     

    • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;
    • установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
    • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
    • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
    • осуществить педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
    • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
    • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
    • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
    • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

           Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков адаптации.

    Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой:

    • нельзя намеренно выливать воду на пол;
    • нельзя брызгать водой на других детей;
    • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

     

     

     

     

    Игры с водой.

    Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

    Для организации “Водного царства” важно учесть:

    Во-первых:

    - необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

    Во-вторых:

    ·         Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

    ·         Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

    ·         Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

    ·         Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

    В-третьих

    -  необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.

     

     

     

    Рекомендуемые материалы для игр с водой:

    • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
    • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
    • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
    • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
    • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
    • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка занятия в младшей группе «Волшебные ладошки!»

    Цель:1.      Развивать и стимулировать рецепторы пальцев рук, развивать мелкую моторику.2.      Учить детей ритмическим движениям с проговариванием ст...

    Методическая разработка во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий на тему: «К нам пришла весна»

    Тема: «К нам пришла весна»Интегрируемые образовательные области: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Программные задачи:Образовате...

    Методическая разработка работы в младшей группе (летний период)

    Эта разработка будет шпаргалкой для молодых специалистов....

    Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»

     Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...

    Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"

    Предлагаю методическую разработку  с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей  младшей группы о русской народной...