Развитие художественного творчества у детей раннего возраста
консультация по рисованию (младшая группа) по теме

Карпенко Светлана Викторовна

Художественное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennoe_tvorchestvo.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема доклада: «О развитии художественного творчества у детей раннего творчества»

Всё то, чего коснётся  человек,

Озарено его душой живою.

С. Маршак.

     С детства человек включается в уникальную, интегративную структуру, духовную культуру, которая формирует личность каждого независимого от того, насколько он сам влияет  на неё.

     Ребёнка с рождения окружает мир вещей, несущих на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала.

     Материальные ценности отражают достижения технического процесса, тогда как социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она существует в двух неразрывно связанных формах.

  •  Первая форма - духовные качества человека и его деятельность по их определению, то есть творчество.
  •  Вторая форма - духовные ценности созданные человеком, то есть произведения искусства.

     Духовные качества обладают большой субъективностью. Духовные же ценности существуют, как обобщённо-организованное явление, выражающее представления об эстетическом идеале присущем человечеству.

     Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды литературы, живописи, музыки и т.д.

Художественно—творческая     деятельность  рождает у ребёнка  чувство          сопричастности     к миру  прекрасного.

Процесс и результат художественно-творческой  деятельности  становится  не столько   целью, сколько  способом  познания мира и средством  выражения    чувств самого юного созидателя.

 При этом художественно-творческая деятельность ребёнка содержит все этапы познания  присущие взрослым:   созерцание,  размышление и практическая реализация идеи.

Живописный художественный образ строится на соотношении    цветовых  пятен, объединённых  композиционной  структурой.   Хотя по своей  видовой специфике живопись и музыка  относятся  к   различным     формам   материи  есть, нечто общее,   что роднит эти два вида искусства и по структуре художественного     образа, и по принципу его восприятия.

В  живописи основные  изобразительные задачи решаются с помощью линий, в музыке – с помощью мелодии ;  в живописи композиция существует как соотношение цветовых пятен в музыке -  как соотношение гармонических построений.

Если музыка оперирует  семью звуками лада, то  живопись – семью цветами.

Все остальные  цвета – лишь комбинация этих  « чистых»   цветов.     Причём «чистые»    цвета  заложены в той самой деятельности, в    которой  существует  ребёнок ,  поэтому они воспринимают через –зрение.

Во  время, образовательной деятельности   по  художественному  творчеству наши дети  совершенствуют свои изобразительные  умения  и развивают      эстетическую   восприимчивость.      Всё это умело дополняю  фольклором,  художественным     словом,  музыкой.     Планирую  и провожу       интегрированную  образовательную    деятельность,  досуги,   совместно  с    воспитателями и родителями группы.

Такой подход к обучению детей  изобразительному искусству стал результатом  моей большой работы с детьми.   В  соответствии с  программой воспитания и обучения в детском саду развитие у детей интереса к художественному творчеству,  эмоциональной отзывчивости, способности  восприятия произведений искусства –  прямая моя обязанность. Известно,    что добиться   успеха  в   эстетическом   воспитании и развитии ребёнка  можно путём  целенаправленного  воспитания   эмоциональной отзывчивости к природе,    красивым    предметам,   произведениям искусства.

Все  эти истины знакомы  нам воспитателям. У меня возникли   вопросы: должны  ли дети  не только  видеть и понимать     прекрасное,  но и создавать  его?   Могут ли даже самые маленькие  дети  сделать свой  рисунок   небольшим  произведением  искусства,    чтобы получить   удовольствие  от результата  своего  творчества,  радовать  товарищей и взрослых?   Конечно  -  должны.

Приведу  конкретный   пример. Перед  детьми поставлена задача:  нарисовать   пальцем,  хвост  петушку   из одной точки. У  каждого ребёнка, есть лист бумаги  с изображением петушка  и  краски  (гуашь),  красного и    синего цветов. До образовательной  деятельности   я    читала  детям :   потешки,   рассказывала   сказки ,    рассматривали   игрушку –петушка , иллюстрации  в книгах,  пели  песни ,строили  забор из кирпичиков.

Образовательную   деятельность   начинаю   с  игрового   момента,  к   ребятам,   в гости приходит петушок с друзьями.   Петушок  кричит:  «Ку-Ка- Ре-Ку».   Я  с детьми  здороваюсь,  с  гостями  и  поём для них  песенку «Петушок».     Предлагаю  детям   рассмотреть  части тела петушка :   гребешок,  клюв,  лапы,  красивый  хвост.   Хвост петушка—это  много разноцветных перышек , красных, синих . Обращаю внимание   ребят на       то ,что петушок грустный .Петушок просит  нас помочь его друзьям ,они потеряли свои хвостики. Я и дети   успокаиваем   петушка.  Не   расстраиваться, мы поможем  твоим друзьям.

       Дети садятся за столы,  перед  каждым ребёнком лист бумаги с изображением  петушка без хвоста. Я показываю  детям нетрадиционные способы рисования  хвоста  пальцем.  Малыши  приступают  к работе. По окончанию работы   петушок рассматривает  рисунки детей,   хвалит   их.

      Я предлагаю  детям походить как петушки   -  игровое   упражнение   «Петя- петушок»  (дети  ходят  по  группе  высоко поднимая  колени).

На следующей образовательной деятельности  (лепка) мы с детьми  лепим  зернышки.   Продолжаю  учить детей отщипывать   от целого    куска  пластилина  (теста) маленькие  кусочки  и  скатывать их в шарики  (круговыми  движениями).

К этой работе,  можно ещё вернуться.  Нарисовать травку для петушка,  построить  (слепить)  заборчик  для  семьи петушка.

Все работы детей выставляю в уголок творчества,     родители  с удовольствием,  рассматривают   работы  своих ребят.

Я заметила, что если детские работы выставлять не только в уголке творчества, но и постоянно украшать помещения детского сада,   зал к празднику, дарить родителям,   поздравлять   детей и сотрудников  детского  сада в дни рождения то,  ценность этих работ значительно возрастёт.      И мы с детьми гордо  говорим:    «Мы красиво научились  рисовать!»

Одним из инструментов воздействия на детскую психику  является игра.  В игровой обстановке  дети лучше усваивают  программные задачи образовательной деятельности.  Даже в самой незамысловатой игре требуется  фантазия,  изобретательность.  В младшем дошкольном возрасте  характер ведущей деятельности приобретет сюжетно ролевая –  игра,   в которой важно взаимодействие со сверстниками.

Главное в игре  - это сюжет.   Куда и к кому отправимся с   детьми,  может быть связанно  с  временем года, с тем литературным   произведением,

которое я им  прочитала,   или  событием,  которое  произошло недавно.

Другим словом,  я стараюсь опираться  на имеющиеся у детей знания, с тем, чтобы  их расширить,   уточнить.     Сюжетно-ролевые игры, провожу обычно во вторую половину дня.    В   первую половину дня проводится образовательная   деятельность,   которая очень похожа  на сюжетно-ролевые  игры.  Конечно,  от воспитателя   (меня)   при подготовке к такой образовательной   деятельности   требуется  много  усилий, терпения, знаний, но цель оправдывает средства.      

Я  читаю много  методической литературы,    подбираю  литературные  произведения   -   потешки,  стихи,  сказки,  загадки;  нахожу   иллюстрации, игрушки;   изготавливаю   атрибуты (медальоны,  сюрпризы); а также  подбираю     музыку  для песен или танцев или игр.

Структура   игровой  образовательной  деятельности   такова,   что   одну и  ту же  образовательную  деятельность с одинаковым  сюжетом,  персонажами и  ролями,   которые  исполняют  дети и взрослый   можно провести во всех возрастных  группах.

Рассмотрим  это на примере образовательной деятельности  «В гостях  у  кота   Матроскина. »Мы с детьми отправляемся в гости к коту   Матроскину.

Я  задаю детям вопрос:  « На чём мы поедем?»  Можно поехать на паровозе, автобусе,  машине. А чтобы поехать  на машине,   надо произнести волшебные слова:  «Раз,  два,  повернись  и в машину превратись. »  Я  (воспитатель)  проговариваю волшебные  слова  и превращаюсь в машину  (на груди у взрослого эмблема машины).  Всем ребятам предлагаю занять места в машине,  заранее   построенной   из мягких  модулей. Наше путешествие  начинается.  Воспитатель,  читает стихотворение:

У нас машины раз  -    би-би,

И  жёлтые и  красные  -   би-би.

Машина за машинами – би-би,

Шуршат своими шинами   - би – би.

Вот мы и приехали  в гости  к коту.   Он  узнаёт у детей,  какое  на дворе  время года.  Ребята,  вспоминают, перечисляют  признаки  осени  ( дети называют признаки  я  им  надеваю  медальоны  ).   Далее  кот  просит детей помочь ему узнать,   что же он    вырастил  на    своём    огороде.  Малыши  называют   овощи  и  фрукты,  отвечая     на  вопрос:  «Что  это?»  Здесь дети знакомятся с  обобщающими  понятиями  « овощи»   и    «фрукты».

Затем кот Матроскин  показывает урожай яблок , который он собрал в саду , и говорит детям , что хочет их засушить.  Кот ,просит детей помочь  повесить их на веревочку   .  Выполняя это  задание дети развешивают  яблоки на веревочку ,чередуя их по цвету (красные ,желтые).      Кот Матроскин     хвалит ребят и предлагает нарисовать   (тычками ) , разноцветные  (красные и желтые ) яблоки на дереве .  (Работа  коллективная.)    Воспитатель, показывает и рассказывает как рисовать яблоки на дереве с помощью тычка.    Дети  выполняют задание.   Кот Матроскин,  рассматривает  работу детей ,  хвалит их,  ему  очень нравится дерево с  красными    и    желтыми  яблоками.

В конце образовательной деятельности , дети приглашают  кота Матроскина  поиграть в игу ,  « Мыши водят хоровод».  Дети-мыши,  кот Матроскин  -сидит на стуле  ,спит.  Дети идут по кругу , проговаривая слова:

«Мыши водят хорвод  , на лежанке дремлет кот,

Тише мыши , не шумите кота Матроскина не будите,

Вот проснется   Матроскин –кот  разобьет , ваш хоровод.»

Кот  Матроскин ,   просыпается от   шума  мышей  ,ловит их.  Мыши-дети ,убегают в свои норки –стульчики.(повт.1-2 раза).

Детям , очень нравится в гостях у кота Матроскина,но им  пора возвращаться в  детский сад. На память о встрече дети дарят Матроскину свою коллективную работу «Дерево с разноцветными яблоками».

Дети с воспитателем садятся в машину  и  едут   в детский сад.

Игровая образовательная деятельность, требует подготовки: изготовление атрибутов,  подбор художественной литературы, игрушек ,раздаточного  материала.   Я  заметила, что   организация такой деятельности  сплачивает коллектив детей,  помогает развивать фантазию,  узнавать   много  интересного.

В нашем МБДОУ№133 « Звездочка»,  для  нас  воспитателей,  проводятся  консультации,  семинары,  которые помогают  мне   интерестно   организовать и хорошо спланировать  образовательную деятельность по  художественному  творчеству.

Каждая детская работа должна   приносить  радость как воспитателям так и малышам.  Неважно, что умения у детей   еще  далеко не совершенны.  Они  маленькие и только учатся. При этом  правильно   подобранные  материалы, тонированная бумага,  яркие  краски (гуашь), совместная работа детей и воспитателя  ,а  также умение  дополнить начатую работу дают положительный  результат.  Интерес к художественному творчеству у детей возрастает. Ни одна детская работа не  остаётся без внимания.  Дети начинают  относиться  к своим рисункам  бережно.

 Через приобщение к  искусству активизируется   творческий   потенциал  личности , и чем  раньше заложен этот  потенциал ,тем активнее будет его проявление по отношению  к  художественным  ценностям мировой культуры,    тем   более развитым  будет  эстетическое  сознание человека, что непременно  скажется  на расширении сферы его духовных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...

Перспективное планирование по художественному творчеству для детей раннего возраста (2-3 года)

Перспективное планирование по программе "Творческой мастерской" рассчитано на проведение одного занятия в неделю. Поскольку каждое занятие включает в себя блок «Развитие речи», «Художественная литерат...

«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...

«Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки"

Методическая разработка  на тему «Развитие эстетического творчества у детей раннего возраста на примере лепки...

Педагогический проект по художественному творчеству для детей раннего возраста «Украсим елочку»

учить рисовать нетрадиционным способом - пальчиками, использую яркие краски;- рисовать точки ("шарики") по всей елке;- создать радостное настроение - "укра...

Презентация ООД по развитию художественного творчества второй группы раннего возраста Тема: «Бантик для Кошки».

Презентация ООДпо развитию художественноготворчества второй группы раннего возрастаТема: «Бантик для Кошки»....