Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме

Горбатова Светлана Владимировна

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zima.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».

Воспитатель старшей группы:

Горбатова Светлана Владимировна

Москва,2014.


Цель: Познакомить детей с пейзажами русских художников.

Задачи:  Учить правильно рассматривать и анализировать содержание картины, описывать колорит, называть цвета, используемые в работе мастеров, закреплять понятие «репродукция» и «картина», формировать эстетическое восприятие , эстетическое отношение к произведениям искусства.

                Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения , чуткости  поэтического слова.

                Развивать формы монологической и диалогической речи,   учить правильно произносить художественные термины, давать развернутый анализ картине, учить сравнивать и выражать свои эмоции от увиденного.

Материалы:   репродукции картин Шишкин «На севере диком», «Зима», Грабарь «Февральская лазурь», Васнецов «Зимний сон»,  мольберты, аудиозапись Чайковский «Времена года.Зима»

Ход занятия:

 Начало занятия в группе. Дети садятся полукругом.

Воспитатель: Ребята , какое сейчас время года? Какие признаки вы можете мне назвать? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения А.А. Фета

 Мама! глянь-ка из окошка -

 Знать, вчера недаром кошка

 Умывала нос:

 Грязи нет, весь двор одело,

 Посветлело, побелело -

 Видно, есть мороз.

 Не колючий, светло-синий

 По ветвям развешен иней -

 Погляди хоть ты!

 Словно кто-то тороватый

 Свежей, белой, пухлой ватой

 Все убрал кусты.

.

Воспитатель: Удивительно но поэту удалось словами описать зима и мы это представили . А как еще можно передать зиму? ( ответы детей: нарисовать картину, написать песню)

Воспитатель :  Я  приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею  . (дети проходят в зал)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные картины нас окружают. Что на них нарисовано? (природа, деревья, дома, поля)

Воспитатель: Давайте послушаем какие красивые  стихи поэты писали  про зиму.

Прошла неделя непогоды –

И нет ветров и снежных бурь,

И снова радостна природа:

Играет на снегах лазурь,

Ласкает солнце. Словно слёзы,

С застрехи падает капель.

И к небу тянутся берёзы,

Взрывая снежную купель.

Воспитатель  :  Ребята, это стихотворение нашего современника Ивана Есаулкова. Попробуйте определить к какой из этих картин относится это стихотворение.  (Ответы детей)

Воспитатель : А почему вы считаете ,что это стихотворение подходит к описанию этой картины (ответы детей)

Воспитатель : Правильно ребята, молодцы . Эту красивую картину написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Называется она «Февральская лазурь».  На фоне лазоревого, ясного, чистого неба солнце высветило жемчужную белезну березок и кружево ветвей . Рыхлый снег в его лучах стал розовым, с глубокими, синими тенями от деревьев. Кажется, что сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи.

Воспитатель: А теперь послушайте еще одно стихотворение А.С. Пушкина

Опрятней модного паркета

 Блистает речка льдом одета

 Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет лед.

Воспитатель:  Ребята как вы думаете к какой картине подходят строки этого стихотворения  ( ответы детей)

Воспитатель: А почему вы так считаете?

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Эту красивую картину написал русский художник Константин Федорович Юон «Волшебница зима». День солнечный, погожий. Снег сверкает настолько ярко, что режет глаза, как будто находишься там, среди гуляющих людей. На замерзшем пруду лед гладкий и ровный. Ребятишки приспособили его под каток и теперь с удовольствием катаются на коньках. Никому не хочется уходить домой в этот прекрасный день, когда легкий морозец посеребрил деревья, яркое солнце освещает все вокруг, заставляя окрестности сверкать, как будто многочисленные драгоценные камни разбросаны по земле и на деревьях.

Воспитатель: А теперь посмотрите на вот эту картину. Ее написал Юлий Юльевич Клевер. Называется она «Зимний пейзаж».

Воспитатель: Что вы видите на этой картине? (Ответы детей)

Воспитатель: На дворе зимнее и довольно холодное время, когда на улице сильный мороз, а окошки домов пропускают сквозь себя уютный теплый свет. На закате снежное пространство уже не блестит, краски приглушены. Солнце скрылось за горизонтом, его последние лучи меняют цвет снега. Зимняя природа на картине тихая, словно уснувшая. Кажется, что все вокруг спит до самой весны. Впечатление полного покоя нарушают лишь движущаяся фигура человека.

Воспитатель: А теперь послушайте  стихотворение  Ивана Есаулкова, написанное к этой картине :

В бору ближайшем сосны, ели

 Наряды зимние одели,

 И лёг задумчивый покров

 На крыши стареньких домов.

 То ль хутор, то ли деревушка?

 Вот на околице избушка -

 Клубится из трубы дымок,

 Горит в окошке огонёк.

 К избушке неказистой этой,

 Призывом огонька согретый,

 Идёт с дорожною сумой

 Мужик, совсем не молодой.

        Воспитатель: Передал ли поэт настроение этой картины? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята но как мы уже говорили про зиму писали не только поэты и художники , но еще и композиторы сочиняли музыку про зиму.(прослушивание произведения  Чайковского «Времена года. Зима»)

Воспитатель: У нас еще осталась одна картина известного русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. А какое название вы дали бы этой картине? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите какие краски использовал художник для передачи зимнего колорита.(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое из этих стихотворений подойдет к этой  картине:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.  

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

 Воспитатель: Почему вы считаете, что это стихотворение подходит к этой картине? ( ответы детей)

Воспитатель: Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Стоят сильные морозы, слышен звон сосняка. Небо голубое и чистое. Так и хочется в это зимнее утро прогуляться в волшебном лесу..

Воспитатель: А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы познакомились с творчеством известных русских живописцев, которые в своих картинах отобразили зимний пейзаж.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из путешествия по миру живописи, но мы обязательно сюда вернемся весной.

Воспитатель: Зима скоро заканчивается, но на прощание она приготовила нам подарки. Давайте с вами вернемся в группу, что бы узнать что это за подарки!

Воспитатель показывает конверт, где находятся «невидимые» открытки. (На бумаге восковым белым мелком нарисованы зимние пейзажи)

Воспитатель: Зима прислала нам письмо:

Я зимушка – зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки слёзы,

Для зверей – зимовье И под снегом озимь,

А для вас открытки, помнить  о морозе.

Краской голобою Вы их разукрасьте

Пусть мои подарки принесут Вам счастье

Воспитатель: Для того, что бы оживить открытки, мы с вами затонируем их голубой акварелью.(Работа детей) Какие красивые картины у вас получились, как у настоящих художников. Мы обязательно отблагодарим Зимушку и тоже ей отправим подарки по почте. Адрес ее мы теперь знаем , Лесная Поляна.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»

На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Летние пейзажи».

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...