Интегрированное занятие в старшей группе «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Федулова Ольга Геннадьевна

Совместная деятельность педагога с детьми по развитию у старших дошкольников творческого воображения, через знакомство с литературой, музыкой и художественным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе

«Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»

                                                               Провела воспитатель Федулова О.Г.

Цель: Способствовать развитию у детей чувства прекрасного и гармонии, художественного восприятия посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, хореографии. Познакомить с возможностями создания и передачи образа сказочной птицы в разных видах искусства.

Задачи: Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие. Познакомить детей с творчеством русских композиторов: И.Стравинского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского; с творчеством художника М.Врубеля, художников-иллюстраторов Н.Кочергиной, С.Ковалева.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с художественной литературой. Чтение сказок:

«Конек-горбунок»,  «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  1. Рассматривание произведений художников: М.Врубеля, Н.Кочергиной, С.Ковалева.
  2. Знакомство с музыкальными произведениями. Игра на музыкальных инструментах. Хореографические миниатюры.
  3. Работа с родителями. Просмотр дома мультипликационных фильмов «Конек-горбунок»,  «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация с использование интерактивной доски. Слайды включают репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь», иллюстрации современных художников к произведению А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Аудиозаписи фрагментов музыки:  П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро», И.Стравинского к балету «Жар-птица», Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»

  1. Образ Жар-птицы.  

Воспитатель:

- Ребята, вы все знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебных и злых колдунах. Это - и зловещий Кощей – Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, и благородный Иван – царевич, спасающий пленную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня мы поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.

Вопросы детям:

 - Какую сказочную птицу вы знаете?

 - В какой сказке вы ее встречали?

 - Известна ли вам сказка «Конек – Горбунок»? (совместно с детьми вспомнить сюжет, как появилась сказка, с помощью чего поэт передал литературный образ Жар-птицы).

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Конек – Горбунок».

Воспитатель:

Посмотрите, какая замечательная книга есть в нашей  библиотеке (воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации художников Н. Кочергиной, С. Ковалева  к книге «Конек – горбунок», обращает внимание  на средства, которые использовали художники).

Воспитатель:

Вы увидели, как жар-птицу изобразил писатель, художник, а теперь, давайте посмотрим, как передал ее образ композитор. В 1910 году русский композитор Игорь Стравинский написал балет «Жар-птица».

- А кто из вас знает, что такое балет?

- Какие танцы вам известны?

- Чем отличается просто танец от балета?

Есть танцы, придуманные народом, которые пришли из древности, а балет – это танец, придуманный одним человеком на какую-то определенную музыку.

Игорь Стравинский был первым, кто соединил красоту народного танца с балетом. Это соединение было и в музыке, и в танце.

Его балет состоит из нескольких частей: вступление, танец жар-птицы, хоровод царевен, поганый пляс, колыбельная жар-птицы, финал. Сейчас мы с вами послушаем вариации из балета «Жар-птица», а вы подумайте:

  1. Какой характер музыки?
  2. Какие инструменты вы слышите в этом музыкальном фрагменте?

(После прослушивания музыкальной записи дети отвечают на вопросы).

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель:

Мы познакомились с образом жар-птицы. А каких еще сказочных птиц вы знаете? Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Послушайте отрывок из сказки, где встречается образ сказочной птицы?

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки А.С.Пушкина:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто сон… и т.д.

Воспитатель:

      Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а превратили в красивую птицу с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.

       А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки, где вы увидите, как лебедь превращается в прекрасную царевну.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Воспитатель:

Русский композитор Н.А.Римский – Корсаков, прочитав сказку А.С.Пушкина, решил сочинить оперу с таким же названием – одноименную оперу.

- Кто знает, что такое опера?

Как  у Пушкина, так и у Римского – Корсакова в опере есть «три чуда». Вспомните, какие это три чуда?

 Давайте послушаем, как композитор Н.А.Римский-Корсаков с помощью музыки передал образ этих чудес.

Дети слушают музыкальный фрагмент и угадывают, о каком чуде рассказывает музыка.

  1. Образ Царевны – Лебедь.

Воспитатель:

Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна – Лебедь». Он жил давно, в прошлом веке, но его прекрасные картины до сих пор радуют нас.

Опираясь на миф, легенду, былину, художник создал свой собственный поэтический мир, красочный, таинственный -  мир сказочных героев.

Дети рассматривают слайд с изображением картины М.А.Врубеля «Царевна  - Лебедь».

Воспитатель:

Вы все знаете  русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 - Какие балеты этого композитора вы помните?

 - Сейчас мы посмотрим фрагмент из балета Пера Ильича Чайковского  «Лебединое озеро».

Фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Затем музыкальный руководитель (Демешкина Н.Г.) предлагает детям создать свой танцевальный образ сказочной птицы под музыку из просмотренного фрагмента балета.

Воспитатель:

Итак, сегодня вы познакомились с прекрасной сказочной птицей. Вы увидели, как использовали ее образ в музыке, танце и литературе. Сейчас я предлагаю вам самим нарисовать сказочную птицу так, как вы ее себе представляете.

Дети рисуют сказочную птицу. Из художественных работ детей создаётся выставка «Образ сказочной птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».

Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Цель: Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....

Интегрированное занятие в старшей группе Тема: "Сказочный лес"

Интегрированное занятие для детей старшая группы"Сказочный   лес"Цель: обобщение представлений детей о зимнем лесе Задачи:  1.Обучающая:Актуализировать знания детей о сез...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: "Зимующие птицы". Занятие для детей коррекционной группы....