«ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

«Знакомство с элементами русского орнамента младших дошкольников в процессе обучения декоративному рисованию»

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Наиболее сложной и важной задачей художественной педагогики является воспитание качества восприятия реальной действительности в ее художественно-эстетическом многообразии. Поэтому можно предположить, что работа с орнаментом позволяет сформировать предпосылки для развития художественного вкуса дошкольников, активизирует желание вносить красоту в окружающую жизнь, способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность исследования: работа с орнаментом позволяет сформировать предпосылки для развития художественного вкуса дошкольников, активизирует желание вносить красоту в окружающую жизнь, способствуют развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс обучения декоративному рисованию детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование умения у детей младшего дошкольного возраста  осознанно и целенаправленно применять элементы русского орнамента в изобразительной  деятельности.

Цель исследования – изучение теоретических основ обучения рисованию и определение возможностей ознакомления младших дошкольников с элементами русского орнамента в декоративном рисовании.

Исходя из цели  и, учитывая специфику исследования предмета, были определены следующие задачи исследования:

  • Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу и методические материалы по проблеме исследования.
  • Выявить особенности педагогического процесса, направленного на обучение рисованию младших дошкольников
  • Разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень знаний и умений в декоративном рисовании младших дошкольников
  • Разработать  программу кружка дополнительного образования по знакомству с элементами русского орнамента.
  • Проанализировать результаты работы.
  • Разработать практические рекомендации по формированию умений и навыков декоративного рисования младших дошкольников.

Гипотеза исследования - знакомство с элементами русского орнамента в процессе обучения декоративному рисованию будет способствовать развитию умений осознанно и целенаправленно применять орнамент в предметном рисовании, если:

  • Поэтапно знакомить детей с элементами русского орнамента, с возможностями украшения орнаментом предметов.
  • Спроектировать и реализовать комплекс занятий дополнительного образования по обучению декоративному рисованию, используя элементы русского орнамента.
  • Проводить регулярный мониторинг формирования навыков декоративного рисования детей младшего дошкольного.

 

Методы исследования:

 

  • наблюдение за художественно-продуктивной деятельностью детей;
  • беседа с детьми;
  • анализ продуктов детского творчества

 

 

Теоретические основы знакомства с темой «Орнамент» в  младшей группе ДОУ

Первое направление:

-знакомство детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства , с его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами;

-знакомство детей с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным;

-изучение законов построения различных композиций орнаментов.

Задачи

-различать виды народного декоративно-прикладного искусства;

-знать разнообразие и свойства материалов( дерево, глина, жесть, фарфор и др.)

-видеть красоту узоров, определять характер стилизации знакомых форм : трава, ягода, цветок, лист, образы птиц, животных, человека;

-выделять средства выразительности: элементы узора, их цвета, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции.

Второе направление:

Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров.

Задачи

-составлять узоры на определённых формах (полосе, квадрате, круге, сложной форме)

-выполнять отдельные элементы того или иного орнамента;

-передавать форму некоторых произведений декоративно-прикладного искусства в лепке, аппликации.

Третье направление :

Развитие детского декоративного творчества.

Задачи

-создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы определенной росписи;

-фантазировать по мотивам промыслов и видов народного декоративно-прикладного искусства.

 

В процессе развития декоративного творчества дошкольников используются разные методы и приемы:

-создание игровой ситуации («одевание» дымковских игрушек, «мастерские» народных мастеров, «магазины», «выставки» народного искусства ), что повышает интерес детей к занятиям;

-целенаправленное обследование предметов декоративно-прикладного искусства с последующим составлением узоров;

-сравнение двух элементов узора, их  колорита, формы, техники выполнения с целью овладения приемами изучаемой росписи;

-упражнения с целью отработки отдельных приемов на разных стадиях обучения;

-показ изображения новых элементов;

-взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач декоративного творчества.

 

 

 

 

 


 Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским орнаментом на занятиях по декоративному рисованию

 

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с древнерусским орнаментом началось с  беседы, зачем нужен был орнамент нашим предкам, какую смысловую нагрузку люди вкладывали в него. Дети смогли увидеть наглядные примеры использования орнамента в жизни древнерусского человека: детям было предложено рассмотреть пояса, посуду, одежду. После этого ,ребята познакомились с основными символами, изображениями, такими как: солнце, земля, вода ,семейное древо, плодородие, благополучие.

После этого, дети  познакомились с цветом в орнаменте, раппортом, ритмом, с орнаментом в круге, с изображением древа жизни, птицы и берегини.

Заключительным занятием было изображение детьми  берегини или своего славянского воина с использованием орнамента.

На каждом занятии дети пробовали рисовать орнаменты, о которых узнали, составляли композиции.

Во время рисования детям читалась книга  о славянских мифах,  быте и фольклоре.

 

 

 

 

 

 

 


Анализ раздела художественно-продуктивная деятельность по теме «Орнамент» программы под редакцией М.А. Васильевой «От рождения до школы

 

В первой младшей группе детей учат рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать, уподобляя предметам. Учить следить за движением карандаша по бумаге.

 

Во второй младшей группе детей учат ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная).

 

В средней группе формируют и закрепляют представления о форме предметов (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная), величине, расположении их частей.

 

В старшей группе продолжается знакомство с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, и филимоновской игрушке и их росписи.

Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами, учить создавать узоры на листках бумаги, по форме соответствующих форме народного изделия. Учить располагать узор ритмично.

 

В подготовительной группе продолжают развивать декоративное детское творчество, учат создавать узоры по мотивам народных росписей. Закреплять умение создавать композиции на листках бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветную гамму.

Анализ программ для дошкольников по изобразительной деятельности по декоративному рисованию «От рождения до школы» и «Успех»

 

Программа

«От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой

 

«Успех»

 

Вторая младшая

Дымковская, богородской, матрешкой, Украшению  дымковскими узорами силуэтов игрушек

Матрешка, богородская деревянная игрушка,

Средняя

Формировать умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров, использование дымковских и филимоновских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного. Знакомство с городецкими изделиями.

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству

Формировать представление о присущих им средствам выразительности (элементы узоров, их цвета, расположение на форме)

Старшая

Закрепление и углубление знаний о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразием элементов. Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомство с характерными элементами. Ритмично располагать узор…

Знакомить с двумя-тремя видами произведений народного декоративно-прикладного искусства. Формировать представление о разнообразии материалов ( дерево, глина, металл)о красоте геометрических ,растительных узоров (трава, ягода, цветок и т.д.)

Подготовительная

Формирование умения выделять и передавать цветовую гамму. Создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек. Расписывать вылепленные детьми игрушки.

Продолжать знакомить детей с двумя-тремя видами произведений народного декоративно-прикладного искусства. Формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.)

 

 


Анализ программ «Детство» и «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, апплика ции»

 

Группа

«Детство»

Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторы: Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А.

«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» под редакцией Грибовской А.А.

 

2-ая младшая

Глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская.

Игрушка из дерева: семеновская, полхов-майданская, загорские матрешки, грибки, кони-каталки, ермиловские кони.

Игрушки из соломы.

Вышитая, расписная, апплицированная одежда.

Расписная посуда.

Народная игрушка: птица, конь, барышня, матрешка.

Средняя

Игрушка из глины: дымковская, каргопольская, филимоновская, оятская, тверская.

Игрушка из дерева: богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы.

Предметы из резной бересты: короба, шкатулки архангельские, шамоготские.

Роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово).

Кружево: вологодское, вятское, киришское.

Вышивка: владимирский шов.

Роспись посуды: новгородская, псковская, оятская.

Глиняная игрушка: дымковская, филимоновская, тверская.

Матрешки.

Богородские игрушки.

Старшая и

Подготовительная

Игрушки из глины: дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, оятская, рязанская, жбанниковская, гриневская, скопинская, абашевская русская.

Игрушки из дерева, щепы, соломы, папье-маше: полхов-майданская, вологодская, крутецкая, загорская, богородская, ермиловская.

Предметы быта из бересты: печорские, мезенские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки.

Росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха.

Керамическая посуда Пскова, Новгорода, Гжели.

Кружево: вологодское, вятское, елецкое, киришское.

Вышивка из разных областей России.

Ткачество и ковроткачество разных республик.

Плетение, аппликация, чеканка.

 

Игрушки из глины: дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, абашевская.

Роспись по дереву: Городец, Хохлома.

Керамика Гжели.

Роспись по металлу: Жостово.

Кружева разных областей.

Декоративные ткани.

Платки Павлопосадские.

Ковроткачество.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческого восприятия природы у дошкольников в процессе обучения рисованию с использованием нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник рисования в формировании экологического воспитания у дошкольников....

Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России

Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Выступление  перед педагогами «Школа молодого воспитателя»...

Методика обучения декоративному рисованию дошкольников

Методика обучения декоративному рисованию дошкольников...

Статья "ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте– важная роль отводится нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере ознакомления с народным искусством...

«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного возраста

В статье  рассматриваются возможности использования «Даров Фребеля»  при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного....

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола...