Нетрадиционные техники рисования в работе с одарёнными детьми
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Барцайкина Тамара Даниловна

Материал был подготовлен для районных педагогических чтений. Содержит значение работы с одарёнными детьми, краткое описание кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барцайкина Т.Д.,

МДОУ Горненский детский сад, пос. Горный

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2 – 5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений работы обозначено создание условий для поиска и поддержки талантливых детей, развитие одарённости через организацию совместной и самостоятельной деятельности ребёнка, формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Раскрытие и реализация способностей и талантов одарённых детей важны не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые и талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребёнка.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • специально организованное обучение;
  • собственная активность ребёнка;
  • окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Цель нашей работы по выявлению и поддержке одарённых детей: создание системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.

Наши задачи:

  • разработать программы по развитию творческого потенциала детей;
  • создать банк достижений и успехов талантливых детей ДОУ;
  • создать ситуацию успеха (участие в конкурсах, выставках, различных мероприятиях).
  • объединить усилия педагогов и родителей для реализации потенциала одарённых детей.

 Особенно актуальны эти задачи в условиях сельской местности, где у родителей нет возможности «отдать» ребёнка в кружки и секции вне детского сада.

В дошкольном возрасте очень ярко проявляется рост активности и неугомонное желание попробовать себя в различных родах деятельности. Дошкольное детство создаёт благоприятные условия для формирования творческих способностей детей в лепке, рисовании, пении, танцах и т.д. У ребёнка проявляются способности: изобразительные, декоративно-прикладные, музыкальные, театрально-речевые.

Ещё нет и года, как наш детский сад стал 3-хгрупповым. Каждый воспитатель проанализировал состав групп, интересы и возможности детей, свой творческий потенциал и определил свою деятельность в кружковой работе. Так на базе детского сада начали работу следующие кружки: для детей старшего возраста - «Почемучка», младшего - «Играй-ка», театральный -  «В гостях у сказки», танцевальный - «Веселушки», спортивный - «Здоровичок», нетрадиционного рисования - «Волшебные краски».

Кружок нетрадиционного рисования «Волшебные краски» работал один учебный год ещё до реконструкции детского сада.

Дети, посещающие кружок, показывают очень хорошие результаты в изобразительной деятельности. Они самостоятельно и свободно используют различные изобразительные материалы для достижения своего творческого замысла: печатки, трафареты, губку, свечу, восковые мелки, цветные карандаши и т.д. Темы рисунков детей отличаются большим диапазоном творческих замыслов: от отображения детсадовских будней и праздников до фантазийных сюжетов  по сказкам и мультфильмам.

В этом учебном году кружок продолжил свою работу. Обновился контингент детей, появились новые таланты. Мы, педагоги, наблюдая за детьми, часто замечаем,  как ребёнок не может реализовать свой художественный замысел из-за бедности технических умений. Дети с интересом и удивлением (ну что за волшебство!) познают технику монотипии, а когда кисточкой становится ладошки или палец, это ли не толчок для фантазии.

     Приобщая детей к искусству, необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные варианты художественного изображения и толчок детскому воображению и фантазии. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение.  Массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь. Развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

«Истоки способностей и дарования детей  - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

 Нетрадиционные техники рисования предусматривают использование различных, часто неожиданных, изобразительных материалов:  (использование слайдов)

монотипия – отпечатка; (краска наносится на кусочек целлофана, бумаги, пуговицу, поролон и прикладывается к бумаге. Разновидность «монотипии» - лист бумаги складывается пополам, изображение наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается и получается как бы зеркальное изображение) и т.д.

рисование на мокрой бумаге; (Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску);

рисование на мятой бумаге; (Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносится рисунок).

 «волшебный рисунок» наносится свечой, он не виден, пока на рисунок не нанесут тушь или краску;

 набрызг и рисование зубной щёткой, расчёской; (Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щётки – волны, бахрому, густую траву);

 отпечатка листьев; (Собранные осенью на прогулке листья покрыть гуашью, затем окрашенной стороной приложить к бумаге и прижать, получая цветной отпечаток. Дорисовать элементы);

кляксография обычная (капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже, дорисовать детали) и с трубочкой нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение) и т.п.

Используя знакомые изобразительные материалы дети создают свою технику рисования (например: восковые мелки  + фломастер, тычком по сырому и т.д.).

Ребёнок не может остаться равнодушным к новому, неизведанному, в нём просыпается любопытный исследователь и фантазёр.

Цикл занятий по нетрадиционному рисованию необходимо обогатить новыми художественными произведениями (живописью известных художников, классической музыкой, литературой), предоставить детям право выбора художественных произведений, на основе которых дети будут рисовать. Использовать в работе с детьми игры-соревнования, проблемные и творческие задания, поисковые ситуации, эмоциональные разрядки, экспериментирование с цветом, материалом, техниками рисования, создание коллективных работ.

 Родители должны видеть работу воспитателя с детьми, наблюдать творческий рост своего ребёнка, совершенствование его умений и навыков. В группе постоянно проходят тематические выставки работ детей. Все работы детей выставляются в приёмной и раздаются домой. Родители с удовольствием забирают работы, оформляют портфолио своего ребёнка.

В дальнейшем планируется предложить родителям создать клуб изобразительной направленности. Предполагается, что участниками творческих процессов в работе кружка станут родители. Для них будет открыта творческая мастерская. Первые занятия творческой мастерской будут проводиться без участия детей, так как нужно дать родителям необходимые сведения и знания, приёмы работы с красками, бумагой, нитями и другими материалами, с которыми работают их дети, показать разнообразие техник изображения, дать педагогические знания о работе с ребёнком.

Главная задача совместных занятий родителей и детей – внушение ребёнку ощущения родительской любви, признание родителем права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на родителей (то есть умение родителей принять ребёнка, не высказывать негативных оценок его личности и присущих ему черт характера).

Многим родителям свойственна недооценка возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Во время выполнения интересных изобразительных творческих заданий, где дети могут на равных с папами и мамами использовать знакомые технические приёмы, а также освоить что-то новое, взрослые открывают для себя и другую сторону возможностей своих детей, зачастую видя в них равного партнёра.

Кружок «Волшебные краски» работает один раз в неделю; проводится в старшей группе в вечернее время; материальное обеспечение кружка не требует больших затрат и  осуществляется на средства родителей.

Хочется отметить, что меня давно заинтересовали нетрадиционные техники рисования. В этом году я наиболее внимательно начала изучать эту тему, она и стала моим направлением работы по самообразованию, так как я считаю это направление работы интересным и перспективным в работе с одаренными детьми и их родителями.

Используемая литература:

Т.А.Цквитерия «Нетрадиционные техники рисования»;

Е.В.Баранова, А.М.Савельева «От навыков к творчеству»,

Редактор Н.В.Микляева «Семейный и родительский клубы в детском саду»;

 Н.Н.Гущина «Воспитатель ДОУ» №5/2011;

«Дошкольное воспитание» №9/2009;

«Дошкольное воспитание» №10/2009;

«Дошкольное воспитание» №2/2009;

интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами

Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».

Как рисовать крупойВариант 1  Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...


 

Комментарии

Тихонова Ольга Николаевна.

Спасибо, разрабатываю план работы с одарёнными детьми , ваша статья мне помогла определиться с направлением .