«Развитие у ребёнка дошкольного возраста творческого воображения в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

 

                                                                                                                 В.Л. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitiya_doshkolnogo_vozrosta_risovaniyae.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка»

П. Пурпе, Пуровский р-н.

Проект:

«Развитие у ребёнка дошкольного возраста

творческого воображения

в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»

                                                         Работу подготовила

Воспитатель: Романова О.А.

2014г.


Проект

«Развитие у ребёнка дошкольного возраста

 творческого воображения

в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»

… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

                                                                                                                 В.Л. Сухомлинский.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуальными творческие возможности человека в различных  видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитие творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

В процессе рисования у ребёнка развевается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по – своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Воспитывающая или, как выразился Г.Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждение, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств» Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единство её чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения.

1.Работа с детьми

1.Развитие изобразительного творчества в свободной деятельности

В течение учебного года.

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью нетрадиционными приёмами.

2 раза в год (октябрь, апрель).

3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин, организованных сотрудниками Д,К Строитель и ДДТ.

В течение учебного года.

4. Чтение художественной литературы.

1 – 2 раза в неделю.

5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом.

В течение учебного года.

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года.

7. Участие в поселковых, в районных, городских выставках детского творчества.

В течение учебного года

8. Творческие отчёты – организация выставки работ детей.

Один раз в год (май)

9. Оформление альбома детских рисунков «чудеса своими руками».

май

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течении учебного года.

2. Анкетирование родителей.

1. раз в год

3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ.

В течение учебного года.

4. Оформление фотоальбома «юный художник».

В течение учебного года.

5. Участие в недели «мой любимый д/сад».

Май.

6. Участие в викторинах и конкурсах.

В течение учебного года.

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно – эстетическим развитием детей.

В течение реализации проекта.

2. Подборка художественной литературы «сказки про краски» и оформлении библиотечки юного художника

Апрель 2013г.

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май 2013г.

4. Подборка игр с рисунками для детей.

Май 2013г.

5. Конспекты игр, занятий.

В течение реализации проекта.

6. Сценарий развлечений.

В течение реализации проекта

7. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации проекта.

8. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации проекта.

9. Обобщение и распространение наработанного материала.

В течение реализации проекта.

4. Работа с педагогами

1. Выступление на педагогических советах, методических объединениях.

В течение реализации проекта

2. Консультация для педагогов.

В течение реализации

Проекта

3. Педагогическая мастерская (Обмен творческими находками

В течение реализации проекта.

4. Взаимопосещения.

В течение реализации проекта

5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2013г.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Центр изобразительной деятельности в группе.
  2. Методический инструментарий (конспекты игр – занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.)
  3. Библиотека юного художника.
  4. Сотрудничество с ДК «Строитель».

Предполагаемые результаты.

Для детей:

  1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  2. Умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
  3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения.
  4. Сформированность практических навыков работы с бумагой, гуашью нетрадиционной техникой рисования.

Для педагогов:

  1. создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно – эстетического воспитания детей.

Литература:

  1. Афанасьева С Чудеса чародея цвета (Дошкольное воспитание) №2 2006г
  2. Комарова Т,С  Игра и изобразительное творчество (Дошкольное воспитание) №4 2005г.
  3. Утробина К, Утробин Г увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет
  4. Давыдова Г,Н нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1  2007г.
  5. Казакова Р,Г нетрадиционные техники планирования конспекты занятий 2000г
  6. Давыдова Г,Н нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 2  2007г
  7. Казакова Р,Г рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008г.
  8. Комарова С,Т как научить ребёнка рисовать. 2010г.
  9. Никологорская Н,А волшебные краски. 2007г.

Важнейшее предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя ребёнок учится также формулировать замысел и удерживать его на всём протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребёнок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие деятельности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способам познания деятельности.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно – творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время всё больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобретательные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения.

Поэтому ребёнка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не принимает и не понимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных  детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребёнку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Таким образом, вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдёт немного времени, и каждый ребёнок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными техниками рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Актуальность  исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это определило тему моего исследования: развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.

Цель проекта: Развивать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  3. Развивать чувства композиции, цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию.
  4. Развивать творческое мышление.
  5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Предмет: Совокупность методов и приёмов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

База исследования: МКДОУ «ДС ОВ  «Берёзка»,  подготовительная группа.

Этапы развития проекта:

1 этап -  организационный.

2 этап – практический.

3 этап – обобщающей.

Участники проекта

. Дети.

. Педагоги.

. Музыкальный руководитель.

. Родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества.

Обобщила многолетний опыт работы на тему: "Развитие творческих способностей детей средствами изодеятельности" Проводя занятия по изодеятельности, общаясь в свободное от занятий время, отметила, ...

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....

консультация: "Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества"

Изодеятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. детское рисование - это средство умственого, моторного, эмоционально-эстетического и ...

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...