Методическая разработка "Приобщение детей старшего возраста к изобразительному искусству и развитие творческих способностей"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Аксенова Елена Борисовна

Методическая разработка на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_izo.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Воспитатель ГБДОУ детский сад №32  

                                                                                                                                                 Центрального района Санкт-Петербург

                                                                                                                             Аксенова Елена Борисовна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

                                                                                                                                                                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изобразительное искусство является уникальным явлением в жизни общества.                                                                                                                                                Среди задач дошкольного воспитания огромное место занимает художественно-эстетическое развитие. Оно нацелено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности. Приобщение детей  к изобразительному искусству является неотъемлемой частью духовной и материальной культуры, как эстетического средства развития личности ребенка. Роль изобразительного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Приобщение детей к искусству начинается с самого раннего возраста и продолжается до взросления. И если даже изобразительное искусство не станет призванием человека, его профессия не будет связана с творчеством, то оно создаст условия для гармоничного развития личности.

Восприятие предметов искусства – сложный многоступенчатый процесс. Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Живописцы, образно отражая окружающий мир, передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно воспринимать предметы искусства. Для этого необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства. Первыми проводниками в мир изобразительного искусства выступают родители. Приобщение к искусству, к культурным традициям начинается в семье. Огромную роль в помощи родителям является педагог. Поэтому основная задача педагога является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение. Родители и педагоги должны  научить детей воспринимать прекрасное.  Природа волшебна, ее надо уметь увидеть, это умение неврожденное. Его можно и нужно воспринимать в детях. Необходимо заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творчество, не навязывая им собственных мнений и вкусов. «В искусстве что-то должно быть недосказанным, ведь оно-чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а почувствовать»(Бирута Баумане).

Исходя из вышесказанного, мною разработано перспективное планирование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к изобразительному искусству и развитие художественно-творческих способностей». Основная цель которой, научить детей целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом. Расширять у детей представления о видах и жанрах изобразительного искусства, совершенствовать изобразительные умения и навыки, формировать художественно-творческие способности.

Система организованно-образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков, с учетом интеграции образовательных областей, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев и традиций. Особое внимание уделяется  взаимосвязи эстетического и художественного восприятия с собственной творческой деятельностью детей.

Перспективное планирование  подразделено на несколько разделов:

  1. «Волшебный мир живописи»
  2. «Петербургская палитра»
  3. «Секреты народного сундучка»
  4. «Страна воображения»

В начале учебного года свою работу я начинаю с восприятия детьми цвета. Цвет обладает удивительными свойствами. Он душа живописи. Есть произведения, в которых цвет – главный повествователь. Цветовые сочетания,  помимо нашего сознания, воздействуют на нас определенным образом: навевают грусть, пробуждают беспокойство, вселяют радость, вызывают улыбку. Надо только научить детей видеть развитие цвета, взаимодействие различных цветов между собой. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. Но мир цвета открывается ребенку не сразу. А в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета: красный, оранжевый; с развитием психических процессов к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно многообразие цветовых тонов спектра. Знакомство с цветом помогает полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление. На занятиях «Эта волшебная разноцветная страна» я знакомлю детей с основными и составными цветами, дается представления о спектральном круге, о теплых и холодных, контрастных и родственных тонах. Все занятия по восприятию цвета и знакомству с изобразительным искусством проводятся в игровой форме, поэтому проводниками в мир искусства являются – «Мастер Художник», «Мастер Постройка», «Мастерица Украшение»

В разделе «Волшебная страна живописи дети знакомятся с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Это позволяет развивать у детей художественно-эстетическое восприятие, способность к эмоционально-эстетическим оценкам и суждениям и перенос своих эмоций в собственную художественно-творческую деятельность.

В своей работе я использую региональную направленность. Раздел «Петербургская палитра» позволяет через воспитание любви к родному городу обогатить художественный опыт детей, приобщить к истории и культуре в целом. Дети рисуют Петербург в разное время года, на фоне красивых пейзажей, животный мир Петербурга, основные достопримечательности.

На занятиях «Секреты народного сундучка» проводником в мир народно-прикладного искусства является «Сестрица мастерица –Украшение». Знакомлю детей с традиционными русскими народными промыслами: дымковской игрушкой, гжельской керамикой, городецкой и хохломской росписью.

Заключительный цикл занятий – раздел «Страна воображения», где дети используют в свое творчество, в свои рисунки накопленные знания , умения и навыки. Предлагаю такие темы как: «Что я вижу из окна», «На свете есть ж такое чудо…».

Уделяю внимание блоку совместной деятельности педагога с детьми. В него входят рассматривание репродукций картин художников, особое внимание уделяется художественному слову, которое помогает более ярко воспринимать образ: чтение художественный произведений, стихов, прослушивание музыкальных произведений. Это и входит  в интеграцию образовательных областей. Большую роль играет использование моделирования по восприятию цвета, предметно-схематичных композиций рисунка, алгоритмы.

Таким образом, данное перспективное планирование по вхождению в мир изобразительного искусства освещает одно из важных направлений в дошкольном развитии. Необходимо вводить детей в его мир как можно раньше, так как это способствует формированию нравственно-эстетического отношения к миру.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ  :                                                                                                                                   «ПРИОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Месяц

Непосредственно-образовательная деятельность

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

ь

«Путешествие в мир искусства»

«Эта волшебная разноцветная страна»

Рисование «Радуга-дуга»

(сухая пастель)

«Ах, натюрморт!»

Рисование «Фруктовая сказка»

(гуашь)

Рисование «Эти сказочные деревья»

(пастель)

Уточнить представление детей об изобразительном искусстве, его видах. Вызвать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, учить соотносить увиденное с личным опытом.

Учить детей эмоционально-образно воспринимать цвет, закрепить представление о спектральном круге. Уточнить представления о художественных материалах. Показать взаимосвязь двух видов искусства – поэзии и живописи.

Дать детям знания о натюрморте как жанре живописи, его видах. Развивать

эмоциональную отзывчивость, умение общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве

Расширить представление детей о пейзаже как жанре живописи. Уточнить знания о линии горизонта. Учить отражать в рисунки сезонные изменения  в природе. Учить использовать в рисунке различные способы рисования деревьев

Презентация «Путешествие в искусство» Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень»

И.И.Левитана,

В.Д.Поленова,

И.С.Остроухова

Рассматривание натюрморта

И.Т.Хруцкого

«Натюрморт»

Художественно-развивающие игры: «Составь радугу», «Радужный хоровод», «Из чего состоит натюрморт», «Составь пейзаж», «Подбери краски, которые использовал художник», «Составь натюрморт», игровое упражнение «Волшебная вода»

Чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик». С.Маршак «разноцветная книга»

Обводки и   трафареты овощей и фруктов; листья деревьев.

Игровые упражнения по развитию графических навыков: «Послушный карандаш», «Озорной карандаш», «Волшебные точка»

Рассматривание альбомов с осенней тематикой; репродукций натюрмортов и пейзажей.

Худ.-разв.игры: «Игры на ковролине : «Собери натюрморт», «Собери радугу», «С какого дерева листок», «Составь из частей»

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

Рисование «Дары осени»

(гуашь)

«Мы рисуем пейзаж»

«В грибном царстве, в грибном государстве»

Петербургская палитра: «Вот эта улица, вот этот дом»

(пастель)

Секреты народного сундучка: «Всех на ярмарку зовем, все игрушку продаем»

Познакомить детей с картиной И.Т.Хруцкого «Натюрморт». Обратить внимание на цветовое сочетание как способ эмоционального воздействия, на композицию как средство построения картины. Закреплять умение соотносить увиденное в собственной творческой деятельности.

Расширить представление  о жанре живописи –пейзаже. Закрепить представление о линии горизонта, об особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем и дальнем плане, учить рисовать грибы, использовать различные цветовые сочетания в изображении осенней листвы.

Познакомить детей с профессией «архитектор», «архитектура»; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей мире; закрепить представление об основных частях здания; учить создавать несложную композицию улицы родного города.

Закрепить представление о дымковской игрушке. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, композицию узора на изделиях.

Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» И.И.Левитана и «Октябрь Е.Е.Волкова.

Прослушивание «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Рассматривание натюрмортов: Т.И.Хруцкой «Цветы и плоды». И.Грабарь «Груши на зеленой драпировке».К.Петров-Водкин «яблоки и лимон»

Презентация: «Путешествие по городу»

Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга.

Художественно-развивающие игры: «Собери пейзаж», «Перспектива»

«Собери из частей»(дымковская игрушка)

«Узнай свой город»

Обводки   трафареты фруктов и овощей, грибов; трафареты архитектурных зданий.

Силуэтные изображения дымковских игрушек для свободной росписи.

Алгоритмы последовательности изображения предметов.

Рассматривание репродукций натюрмортов и пейзажей; иллюстрации с осенней тематикой. Рассматривание альбомов с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Худ.-разв.игры: «Собери из частей», «Собери из частей дымковскую игрушку», «Радужный хоровод»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Мы рисуем пейзаж»

«Тайны подводного царства»

(гуашь)        

«Осенний натюрморт»

(акварель)

Пейзаж: «На закате солнца»

(пастель масленая. Акварель)

Секреты народного сундучка: «Дымковский конь»

Познакомить детей с подводным пейзажем. Закрепить представление о технике акварели –рисование по сырому фону, передавать в рисунке особенности подводного мира.

Познакомить детей с натюрмортами великих художников». Дать знания о приемах работы с акварелью; учить передавать в натюрморте признаки сезона.

Закрепить представление о теплых и холодных цветах; научить детей заливки фона в теплых тонах с переходом от одного цвета к другому. Закрепить умение отражать в рисунке задний и передний план.

Закрепить знания о дымковских игрушках, учить расписывать узором дымковской росписи фигурку коня. Использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки; использовать разное расположение кисти при рисовании

Беседа и рассматривание натюрморта «Снедь московская. Хлебы» И.Машкова

Беседа: «Цвет помощник художника», «Краски вечерних пейзажей»

Рассматривание И.И.Левитан «Летний вечер», С.Ю.Жуковский «Пейзаж»

А.И.Куинжи «Вечер на Украине»

Художественно-развивающие игры: «Найди картину по палитре», «Волшебное поле искусств»,

Разучивание стихотворение М.Яснова «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет»

Трафареты рыб, морских обитателей, цветов.

Раскраски с осенней тематикой.

Силуэтные изображения, трафареты дымковских игрушек для самостоятельной деятельности.

Худ.-разв.игры: «Путешествие сказочных героев по разноцветной стране», «Разноцветные картинки»

Развитие воображения и графических навыков: «Наш добрый друг – художник круг»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Пейзаж «Волшебница Зима»

(гуашь, цветные школьные мелки)

Петербургская палитра: «Новогодний Петербург»

(гуашь)

«Новогодний натюрморт»

(гуашь)

Секреты народного сундучка « Голубая гжель»

(гуашь)

Продолжать знакомить детей с пейзажем как жанром живописи. Показать, что природа прекрасна в любое время года; учить передавать очертания стволов, веток; развивать у детей эстетическое восприятие.

Закреплять знания об архитектуре. Учить отражать в рисунке свои впечатления от украшенного родного города; закрепить умение рисовать городской пейзаж. Развивать у детей эстетическое восприятие.

Учить  детей в натюрморте передавать новогоднее настроение; закреплять умение рисовать еловую ветку с елочными украшениями. Развивать творчество.

Познакомить детей с традиционным русским творчеством «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи(прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т.д.); воспитывать уважение к народным умельцам.

Беседа «О чем может рассказать линия горизонта в пейзажной картине»

Презентация: «Елки Санкт-Петербурга»

Рассматривание «Зима» И.И.Шишкина.

«Сказка инея и восходящего солнца»

Художественно-развивающие игры

«Мастера просят помощи», «Времена года», «Части суток». «Узнай свой город», «Акварельный Петербург»

Алгоритм : «Последовательность создания композиции пейзажа»

Модель «Виды Петербурга»

Трафареты лиственных и хвойных деревьев; трафареты новогодних украшений.

Альбомы с иллюстрациями видов Санкт-Петербурга.

Раскраски с изображением новогодней и зимней тематики.

Рассматривание репродукций зимних пейзажей.

Рассматривание альбома :«Акварельный Петербург»

«Петербургское лото», «Лото изобразительного искусства».

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Зимний пейзаж

(пастель)

Портрет

«Принцесса Зима»

(гуашь)

Петербургская палитра:

«Птицы нашего города»

(пастель)

 

Секреты народного сундучка:

«Натюрморт – голубая гжель»

(гуашь)

Научить детей изображать сельский пейзаж на фоне зимнего времени года; дать представления о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры.

Закрепить  знания о портрете как жанре живописи. Учить создавать портретный образ королевы Зимы. Подвести детей к декоративному решению образа королевы Зимы. Развивать творчество.

Закрепить у детей знания о зимующих птицах нашего города; учить создавать сюжет с изображением птиц; закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности пернатых друзей.

Закрепить у детей представление о натюрморте как жанре живописи; учить создавать натюрморт из посуды; закрепить навыки росписи гжельскими мотивами.

Беседа «Почему художники по разному пишут снег»

Прослушивание муз.произведения «Январь. У камелька» П.И.Чайковский

Алгоритмы: модель последовательности изображения птиц

Художественно-развивающие игры: «Составь портрет сказочного героя», «Найди жанр живописи»

«Последовательность изображения декоративного орнамента»

Трафареты с изображением птиц, раскраски по теме.

Различные плоскостные изображения посуды для росписи.

Рассматривание репродукций портретов.

Худ.-разв.игры: «Оживи портрет», «Угадай настроение», «Игры на палитре»

Силуэты для росписи принцессы Зимы.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Пейзаж «Старинные решетки Санкт-Петербурга» (масляная пастель)

Петербургский зоопарк «Животные севера»; «Животные средней полосы»

(акварель, пастель)

Петербургский зоопарк «Животные жарких стран»

«Наша армия сильна»

Показать детям красоту зимнего Санкт-Петербурга; донести до детей гармонию архитектуры и природы; дать знания и навыки о симметричном изображении.

Познакомить детей с анималистическим жанром; учить передавать изображение животных севера и средней полосы. Учить использовать технику рисования щетинистой кистью.

Закрепить представление об анималистическом жанре; закрепить знания о животных жарких стран, их характерных особенностях. Учить использовать в работе различные художественные материалы; развивать творчество, воспитывать бережное отношение к животным.

Закрепить знания о государственных праздниках нашей страны. Дать представление о военных вооруженных силах, о военной технике. Развивать уважение к защитникам Отечества, гордость за свою Родину.

Презентация для детей «Старинные решетки Санкт-Петербурга». Рассматривание иллюстраций с изображением

старинных решеток Санкт-Петербурга.

Рассматривание альбомов с репродукциями зимних пейзажей

Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Беседа и рассматривание репродукции И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»

Беседа по теме: «День защитника Отечества»

Рассматривание иллюстраций с  изображением военной техники.

Трафареты, обводки и раскраски по теме: «Животные севера», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы».

Игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»

Альбомы  с изображением видов Санкт-Петербурга.

Игровые упражнения в тетрадях «Послушный карандаш»

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

«Весенние цветы в живописи»

Натюрморт « Цветы для мамы»

(акварель, сухая пастель)

Портрет

«самый дорогой на свете человека»

(гуашь)

Петербургская палитра «Золотые купола»

(пастель, акварель)

Секреты народного сундучка: «Хохломские чудеса»

(гуашь)

        

Весенний пейзаж: «Березовая роща»

(акварель)

Натюрморт «Сирень»

(акварель, масленая пастель)

«Портрет принцессы  Весны»

(гуашь)

Страна воображения «Что я вижу из окна»

Петербургская палитра: пейзаж «Вечерний город»

(акварель, пастель)

Секреты народного сундучка: «Золотая хохлома»

(гуашь)

«На свете ж есть такое чудо….»(сказочный дворец)

Закрепить представление о натюрморте как жанре живописи. Учить передавать характерные особенности цветов. Уметь эмоционально использовать цвет и цветовые сочетания в изображении натюрморта.

Закрепить представление о портрете как жанре живописи. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности.

Закрепить представление об различных архитектурных стилях. Дать понятия:  церковь, собор, купол, шатровый, луковичный. Донести до детей гармонию архитектуры и природы.

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора; понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.

Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Учить создавать весенний пейзаж, умение передавать сезонные особенности, выделение переднего и заднего плана; учить рисовать стволы, путем вымывания по влажному фону. Формировать нравственно-эстетические чувства при встрече с прекрасным.

Закрепить представление о натюрморте как жанре живописи; учить рисовать цветы, используя приемы примакивания и мелкие мазки.

Закрепить представление о портрете как жанре живописи. Учить создавать образ королевы Весны, передавая весеннее настроение и цветосочетания, присущие данному времени года

Закрепить у детей навыки рисования; развивать воображение, творческие способности

Дать представление об отражении времени суток в пейзажах, используя прием вливания цвета в цвет; учить силуэтному изображению. Воспитывать любовь к родному городу.

Продолжать знакомить с народным декоративным искусством. Закрепить умение составлять узор хохломской росписи, ритмично располагая все элементы

Закрепит представление об различных архитектурных стилях. Развивать воображение. Учить видеть красоту, изящество, оригинальность формы и деталей дворца. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, использовать смешанные техники.

Беседа: «Полюбуйся, весна наступает!»

Рассматривание картин И.Э.Грабаря «Мартовский снег». И.И.Левитана «Март»

Прослушивание музыкальной пьесы «Март. Песнь жаворонка» П.И.Чайковского

Рассматривание иллюстраций с изображением храмов и соборов Санкт-Петербурга

Художественно-развивающие игры: «Составь портрет», «Составь из частей хохломские изделия

Беседа и рассматривание картин «Весна. Большая вода» И.И.Левитан, А.А.Саврасов «Грачи прилетели», А.А.Рылов «Свежий ветер»

Чтение и разучивание стихов и песен о весне.

Рассматривание натюрморта П.И.Кончаловского «Сирень в корзине»

Художественно-развивающие игры: «Найди картину по модели», «Времена года», «Волшебное поле искусств»

Рассматривание репродукций К.Ф.Юонона «Майское утро», Н.М.Ромадина «пейзаж в Островском»

Прослушивание музыкальной пьесы «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года»

Чтение стихов о весне».

Сюжетно-ролевая игра: «Строители», «Ярмарка»

Художественно-развивающие игры: «Волшебное поле искусств», «Времена года»

Трафареты, обводки, раскраски цветов, видов весеннего Санкт-Петербурга.

Силуэты плоскостного изображения посуды для хохломской росписи.

Альбомы репродукций, портретов, натюрмортов, пейзажей, иллюстрации с видами города.

Худ.-разв.игры «Узнай свой город»

«петербургское лото»

Силуэты для самостоятельной росписи.

Раскраски, трафареты весенней тематики.

Рассматривание репродукций весенних пейзажей, натюрмортов с цветами.

Худ.-разв.игры: «Собери букет», «Разноцветный клоун», «Собери из частей картины»

Трафареты видов Санкт-Петербурга, силуэты для самостоятельной росписи.

Рассматривание репродукций жанров живописи, видов города.

Худ.-разв.игры: «Веселые игры на палитре»

«Волшебное поле искусств»

Игровые упражнения в тетрадях «Послушный карандаш!»

Силуэтные изображения замков, дворцов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Л.В.Котенкото «Что мы знаем о цвете?», Москва. 2005 г.

2. «Программа

3.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет», Москва, 2007 г.

4.Алексеевская «Карандаш озорной», М., Лист 1998 г.

5.Н.А.Курочкина «знакомство с натюрмортом». «Детство-Пресс», СПб, 2004 г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС, 2007 г.

7.И.Я.Аллаярова «Симфония красок», Москва, 2007 г.

8.Л.Г.Киряева «Рисуем кукольный спектакль», Волгоград, 2008 г.

9.Н.Н.Кайдошко, И.А.Малышева «Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников», М., 2Русское слово», 2008 г.

10. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 2007 г.

11. П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников», Волгоград, 2007 г.

12.Н.В.Нищева «Разноцветные сказки», Спб, «Детство0Пресс, 2000 г.

13. Н.В.Шайдупова «Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам», СПб, «Детство-пресс», 2009 г.

14.Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», Мозаика-Синтез», 2006 г.

15.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М.. «Мозаика-синтез», 2008 г.

16. И.А.Курочкина «Большое искусство –маленьким. Знакомим со сказочно-былинной живописью», Спб, «Детство-Пресс», 2005 г.

17.И.А.Курочкина «Большое искусство – маленьким. Знакомим с пейзажной живописью», СПб, «Детство-Пресс».2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

Использование нетрадиционных изобразительных материалов для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практические рекомендации по использованию отслуживших фломастеров, выполнению картин  в технике "Пушистые краски" . Варианты работ в данной технике, мастер-класс "Летний натюрморт"....

статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»

Краткий отчет по кружковой работе с фотоматериалами...

Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы

Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...