Программа "Музейная педагогика" для детей от 5 до 7 лет
рабочая программа по рисованию на тему

Алферова Светлана Юрьевна

"Музейная педагогика" это программа построена на основе знаний и методик развития дошкольной педагогики, а также с учетом 

существующей музейно- педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "МУзейная педагогика"127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 675 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Талант»

          Согласовано                                                                              Утверждено

Педагогическим Советом                                                      Директор прогимназии №675

Протоколом №-1                                                             _____________ О.В.Гордеева

29.08.2014                                                                                         29.08.2014

Программа  

«Музейная педагогика»

(для детей от пяти до семи лет)

Детский сад -

Авторы :

                                                      Алферова Светлана Юрьевна

                                                                           учитель изобразительного искусства

высшей категории

                                                                     Фофашкова  Татьяна  Владимировна

                                                                          учитель изобразительного искусства

высшей категории

  Санкт-Петербург.

2014г.

Пояснительная  записка

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс.

Неподготовленному зрителю «войти» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.

На первом этапе приобщения детей к изобразительному искусству решаются следующие педагогические задачи:

 -формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассматривания объекта, выделение главного в изображении, обобщение увиденного;

 -введение в основы языка изобразительного искусства;

 -развития творческих способностей;

- формирование коммуникативных навыков;

 -воспитание зрительской культуры в музее.

Решению названных задач посвящена программа «Музейная педагогика», материал которого построен на основе знаний и методик, накопленных за многие годы развития дошкольной педагогики, а также с учетом существующей музейно-педагогической практики. Являясь парциальной, она сочетается с любой общеразвивающей дошкольной программой (Например, с программами «Детство», «Гармония», одобренными и допущенными Министерством образования РФ.)

Реализация программы «Музейная педагогика» помогает решению следующих педагогических задач дошкольного детства:

  1. воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, гуманности, отзывчивости, способности к сопереживанию;
  2. развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
  3.  знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование первоначального понятия «история» через произведения искусств.

Результаты ежегодных психологических обследований показали значительно более высокий уровень общего развития детей, занимающихся по этой программе, относительно стандартных показателей ( внимание, память, речь, мышление, словарный запас, творческие способности), что свидетельствует о ее высокой педагогической эффективности.

Организация занятий

В детском саду занятия проводятся один раза в неделю, во второй половине дня  соответственно возрасту детей:

- в старшей группе:                          25- 30 минут;

- в подготовительной группе:           30- 35 минут;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Получит возможность узнать: дети различают виды и жанры изобразительного искусства, виды народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городец, гжель и т.д.); составляют небольшой рассказ по картине того или иного жанра; знают основные три цвета и могут составить остальные цвета радуги, с соблюдением порядка.

уметь: смотреть и видеть произведение художника, понимать его – это значит «пережить» увиденное, оказаться «внутри» живописного полотна, стать своего рода «участником» изображенного события; видеть красоту народной игрушки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Получит возможность узнать: дети различают виды и жанры изобразительного искусства (картина, портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура, памятник, архитектура), имеют представление о содержании скульптуры (мотивы, сюжеты, образы скульптуры); знакомы с именами и произведениями художников- живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года; имеют представление об истории и культуре России, с архитектурой и историей Санкт- Петербурга и с историей народных промыслов (Городец, Гжель, Хохлома, Палех и др.).

уметь: дети называют основные и составные цвета, умеют получать их, понимать значения цвета и его выразительности в изображении (рисунке, картине, декоративной росписи); «прочитывать» сюжет изображения; называть вид скульптуры, объясняя свое мнение; видеть красоту народного искусства и глубокую связь с окружающей жизнью

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Дать представление о значении цвета в окружающем мире.

Познакомить детей с понятиями: «основной» и «составной» цвет, «тон» и «оттенок». Научить видеть красоту линий и форм в окружающем мире, в природе. Понимать выразительность линий в изображении. Дать детям общее представление, что такое свет и тень.

         Познакомить с жанром живописи – «пейзаж». Развитие способности видеть разнообразные цвета и различать оттенки; эмоционального переживания образа природы в реальной действительности и в живописном пейзаже; развитие способности к восприятию цвета, тона, перспективы.

         Опираясь на имеющийся опыт восприятия скульптуры, дать представление о ее разновидностях - садово-парковой, станковой, монументальной. Раскрыть понятия «рельеф» и «круглая» скульптура.

         Научить детей видеть красоту народного искусства ,особенность которого заключается в непосредственной и глубокой связи с окружающей жизнью, бытом и мироощущением (представлением о мире) крестьянина. Познакомить детей с историей промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель и др.) и некоторыми доступными технологиями народного искусства.

Декабрь – Февраль

Развитие умения воспринимать и различать разнообразные формы предметного мира. Развитие восприятия цвета и фактуры. Научить замечать красоту окружающих предметов. Развитие способности к пониманию содержания натюрморта и навыков видеть композицию, чувствовать ритм.

  Расширение представлений о тематическом содержании искусства. Знакомство с исторической картиной предваряется занятиями «Сказка в живописи». Через сказочный образ раскрыть черты национального характера. Помочь почувствовать индивидуальные особенности сказочных образов в картинах В.М.Васнецова и иллюстрациях И.Я. Билибина. Дать детям понятие «графика» и «художника-график». Обратить внимание детей на основные средства графического изображения (штрих, линия, тональное пятно). Знакомить с книжной иллюстрацией на примере иллюстраций В.М.Конашевича, И.Я.Билибина, В.Г.Сутеева, Е.И.Чарушина.

Март – Май

Познакомить с жанром живописи - портрет. Развивать умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей. Понимать его, сопереживать. Научить понимать свои чувства, настроения, управлять своими эмоциями. Воспитание понимания красоты человеческих отношений.

Дать детям представление об архитектурных сооружениях и ансамблях города; о красоте и неповторимости главного проспекта города. Сообщить имена и фамилии архитекторов: Доменико Трезини, Карл Иванович Росси, Франческо Бартоломео Растрелли, Адреян Дмитриевич Захаров, Андрей Никифорович Воронхин.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

Октябрь – Ноябрь

Познакомить детей с цветовым кругом, закрепить понятия «основной» и «составной» цвета, «тон», «оттенок». Показать красоту цвета и гармонию цветовых сочетаний в природе. Подвести детей к пониманию значения цвета и его выразительности в изображении (рисунке, картине, декоративной росписи). Продолжать формировать у детей способность к восприятию линии и формы в природе. Подвести их к пониманию формы и линии в искусстве. Закрепить представление о том, что такое «фактура». Подвести детей к пониманию и видению фактуры в произведениях искусства. Сформировать у детей понятия «свет» и «тень». Научить наблюдать, как меняется окружающий мир в зависимости от освещения. Сформировать понимание роли света и тени в произведении искусства. Вспомнить понятие «ритм», помочь почувствовать ритм в окружающем мире и в искусстве.

Декабрь – Февраль

Расширяются представления уже имеющиеся у детей знания о жанровом многообразии картины (пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер и т.д.). Знакомство с именами и отдельными произведениями художников - живописцев, отразивших в своем творчестве неповторимые особенности различных времен года. Научить детей видеть состояние природы в пейзаже.

Развитие способности к пониманию художественного образа в портрете. Дать представление о живописном портрете, на примерах произведений художников- портретистов показать важность передачи  в портрете как внешнего сходства, так и характера изображаемого человека.

Подвести детей к пониманию содержания натюрморта, которое гораздо глубже , чем собственно мотив изображения. Сформировать представление о работе художника - живописца. Показать детям различные изобразительные возможности акварели, гуаши, пастели, масленых красок. Познакомить детей с жанровой картиной, формировать умение «прочитывать» сюжет изображения. Через восприятие произведений искусства дать первое представление об истории и культуре России.

Март – Май

Научить детей видеть и различать индивидуальную графическую манеру известных им художников - иллюстраторов. Продолжать знакомить детей с рисунком, акцентируя внимание на его выразительных особенностях.

Познакомить детей с некоторыми православными праздниками и их содержанием. Дальнейшее знакомство детей с памятниками древнерусской национальной культуры и с библейскими сюжетами.

Продолжить знакомство детей со скульптурой как видом изобразительного искусства, особо подчеркнув ее отличительное свойство-объемность, в связи, с чем отметить роль различных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптуры.

Продолжать знакомить детей с архитектурой и историей Санкт- Петербурга. Формировать грамотное восприятие архитектурных памятников. Познакомить детей с образом старого Петербурга и с городской скульптурой, с некоторыми архитектурными памятниками, а именно- с православными храмами Санкт-Петербурга.

Календарно-тематическое планирование 

«Музейная педагогика»

Старшая группа

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Введение в основы понимания изобразительного искусства.

10

10

2

Цветоведение «Волшебные краски»

3

1

2

3

Что изображено на картине.

4

4

4

Графика

2

2

5

Древнерусское искусство

2

2

6

Скульптура

3

2

1

7

Народное искусство

4

3

1

8

Блистательный Санкт-Петербург.

2

2

9

Архитектура

2

2

ИТОГО

32

28

32

Подготовительная группа

№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

Введение в основы понимания изобразительного искусства.

10

10

2

Цветоведение «Волшебные краски»

3

1

2

3

Что изображает картина.

.

5

5

4

Графика

2

2

5

Древнерусская живопись

2

2

6

Скульптура

2

2

7

Народное искусство

4

3

1

8

Блистательный Санкт-Петербург.

2

2

9

Архитектура

2

2

ИТОГО

32

29

32


 

СТАРШИЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ

Темы или разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Введение в основы понимания изобразительного искусства.

Темы.

 Цвет. Линия и форма. Фактура в природе и изобразительном искусстве. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве.

Лекции.

Дидактические  игры «Разноцветные лоскутки»

«Видящие руки»

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий.

Постоянная экспозиция работ в группе.

2.

Цветоведение «Волшебные краски»

Урок-упражнение.

Творческие композиции.

Дидактическое пособие по цветоведению.

Материалы: краски, кисточки, палитра.

3.

Что изображено на картине.

Темы. Пейзаж. Портрет. Интерьер.

Натюрморт. Историческая картина

Лекции.

Дидактические  игры «Разноцветные лоскутки»

«Видящие руки».

«Живая скульптура»

«Узнай и назови»

Экскурсии

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий.

Материалы: краски, кисти, палитры.

4.

Графика.

5.

Древнерусское искусство.

6.

Скульптура.

7.

Народное искусство.

8.

Блистательный Санкт-Петербург.

9.

Архитектура.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ

Темы или разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Введение в основы языка изобразительного искусства.

Темы.

 Цвет. Линия и форма. Фактура в природе и изобразительном искусстве. Свет и тень в природе и изобразительном искусстве. Ритм в природе и изобразительном искусстве

Лекции.

Дидактические  игры «Разноцветные лоскутки»

«Видящие руки»

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий.

Постоянная экспозиция работ в группе.

2.

Цветоведение «Волшебные краски»

Урок-упражнение.

Творческие композиции.

Дидактическое пособие по цветоведению.

Материалы: краски, кисточки, палитра.

3.

Что изображено на картине. Темы. Пейзаж. Портрет. Интерьер.

Натюрморт. Жанровая картина Историческая картина. Художник - живописец

Лекции.

Дидактические  игры «Разноцветные лоскутки»

«Видящие руки».

«Живая скульптура»

«Узнай и назови»

Экскурсии

Слайды, репродукции.

Презентации с использованием мультимедийных технологий.

Материалы: краски, кисти, палитры.

4.

Графика.

5.

Древнерусское искусство.

6.

Скульптура.

7.

Народное искусство.

8.

Блистательный Санкт-Петербург.

9.

Архитектура.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Презентации с использованием  мультимедийных  технологий по темам:

- Виды изобразительного искусства;

- Народная игрушка;

- Народные промыслы.

2. Слайды по темам:

- Скульптура;

- Народная игрушка;

- Народные промыслы.

3. Дидактические игры по темам:

- Цветоведение;

- Народные промыслы.

4. Наглядно-дидактические пособие:

- Каргопольская народная игрушка  ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Гжель  ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Дымковская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

- Филимоновская игрушка ( Издательство «Мозаика-Синтез».123308. Москва, ул. Мневники, д.7,корп.1).

-Игра-лото-поделка «Русский сувенир» ООО «ВикРус» , РОССИЯ, 610004 г.Киров, ул.Ленина,2а

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график, скульптор- М.: Сов.художник, 1991.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1977
  3. Волков Н.Н Цвет в живописи.- 2-е изд., доп.- М.: Искусство, 1984
  4. . Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.

 5. О.А.Ботякова и др. «Российский Этнографический музей – детям», С-    ПБ.; Детство-пресс, 2001.

6. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», М.; Просвещение, 1981.

7. Утраченные памятники архитектуры Петербурга- Ленинграда: Каталог выставки (Авт. Сост : и послесл. А.Нелепина).- М.: Правда,1988

8. Н.Н.Алексахин «Голубая сказка»,М.; Народное образование, 1996.

9.Каменева Е.О. Какого цвета радуга - М.: Дет. лит.,1984.

10. Мильчик М. И.Как строили города на Руси.- Калининград: Янтарный сказ,  1999.

11. Попова Т.Ф. Беседы о русской скульптуре. – М., 1964.

12. Яхнин Л. Л. Веселое слово Хохлома : ( Книжка-картинка: Для дошк. Возраста). – М.: Малыш, 1989.

13. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже : ( Для ст. возраста). – М.: Дет. лит.,1963

14. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....