Занимайтесь на здоровье, получайте результат, и художники- малышки превратятся просто в КЛАД!!!
методическая разработка по рисованию на тему

Барановская Любовь Викторовна

 Предлагаю Вам познакомиться с Программой  кружка по рисованию для старшего и подготовитеоьного возраста, по которой работаю достаточно давно .  Многие мои воспитанники продолжают успешно заниматься в  изостудиях , а для некоторых это стало профессиональным выбором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kazhdyy_rebenok_-_khudozhnik.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Принято:

на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 26»

протокол №

Утверждаю:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 26»

_________              Моргунова О.А.

Рабочая   программа

дополнительного образования

по обучению рисованию

детей старшего дошкольного возраста

«Каждый ребенок - художник»

Срок реализации – 2 годa.

Составитель: Барановская Любовь Викторовна,

 Воспитатель ИЗО деятельности

Проверил:  ст. воспитатель

Смирнова Анна Павловна

Сыктывкар, 2011 год

Пояснительная записка

Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на жизнь человека. Но исследования ученых, работы педагогов и психологов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Данная программа создает условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, способствующие возможности разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Актуальность. Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности .Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Новизна: постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Основная концепция:

  • Обучение особому языку искусства, на котором нужно научиться говорить с помощью цвета, формы, композиции, фактуры, других средств выразительности.
  • Обучение и ознакомление всевозможным техникам и способам изображения.

Результат: создание собственного мира на листе, повышение самооценки, жизненного тонуса.

Основные цели:

  1. Развитие творческих способностей, воображения, инициативы;
  2. Раскрытие индивидуальности ребенка, скрытого творческого потенциала;
  3. Снятие состояния страха «Я не умею»

Основные задачи:

  1. Обогатить представления детей о свойствах цвета, формы, его выразительности в изодеятельности;
  2. Научить выражать эмоции, состояния, переживания знакомыми средствами выразительности;
  3. Воспитывать желание наблюдать, всматриваться в окружающий мир, произведения искусства, пытаться понять «как это сделано».

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Мониторинг обученности воспитанников:

Программа предусматривает начальную и итоговую диагностику детских работ в декабре и апреле, участие в конкурсах – выставках, открытые мероприятия с родителями.

Условия реализации программы

СанПиН 2.4.1.2660-10

Общее количество занятий: 27 в год

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество занятий в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Продолжительность

25 минут

30 минут

Форма организации детей

занятие

занятие

  1. Ожидаемые результаты

1 год обучения

  • Строит свою работу в соответствии с правилами композиции,

перспективы.

  • Различает холодные и тёплые цвета, умеет передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеет

способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), применяет информацию об эмоциональных характеристиках цвета и

его особенностях при создании образа.

  • Владеет навыками построения линейной композиции, работает над выразительностью формы, умеет передавать пропорции фигур в рисунке и композиции, умеет выделять смысловой центр в композиции.
  • Знаком с сюжетным многообразием жанровой живописи (сказочная, фантастическая), умеет создавать рисунки на заданные сюжеты.
  • Может планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, рационально использовать материалы.
  • Может анализировать свою работу (передача характера, формы, объёма, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), образцы, вносить изменения, дополнения.
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.
  • Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
  • Имеет первые представления о ритмической организации

живописного и скульптурного произведения. Выделяет ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений

картины, объемных форм в скульптуре.

2 год обучения

С учетом первого года обучения:

  • Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах художественных произведений в рисунке.
  • Умеет организовать самостоятельную творческую деятельность при выполнении творческих заданий, может оценить результаты своей деятельности.

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

Разделы

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Тематика

занятий

1.

«Удивительная осень»

2

«Осенний букет»

«Печать сухими листьями»

2.

«Веселые пятна»

2

«Кляксография»

«Что прячется в пятне?»

3.

«Подводный мир»

3

«Подводное царство»

«Кружевные рыбки»

4.

«В гостях у сказки»

1

«Герои сказок»

5.

«Волшебные превращения»

4

«Необычное в обычном»

«Кляксография»

«Удивительные пейзажи»

«Цветные ниточки»

6.

«Театр»

1

2

«Три поросенка»

«Теневой театр»

7.

«Портрет»

4

«Квиллинг»

«Тарелки - образы»

8.

«Животный мир»

3

«Совсем нестрашные хищники»

«Павлин»

9.

«Граттаж»

1

«Блестящая картина»

10.

«Весна»

1

1

«Весенний батик»

11.

«Коллаж»

2

«Дельфины в море»

«Фантастический город будущего»

Всего:

2

25

27

2 год обучения

Разделы

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Тематика

занятий

1.

«Цветные чудеса»

1

1

«Как цветные карандаши подружились с фломастерами»

2.

«Зверье мое»

6

«Древний лес и динозавры»

«Кошка из кружочков»

«Большая собака»

«Хомячок»

3.

«Волшебные превращения»

4

«Необычное в обычном»

«Декоративные тарелки»

«Новогодние игрушки»

4.

«Книжная графика»

1

2

«Силуэт»

«Замороженный натюрморт»

5.

«Портрет»

4

«Портрет богатыря»

«Любимая бабушка»

6.

«Волшебный мир искусства»

4

«Кролик»

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

«Блестящая картина»

7.

«Сине-белая сказка»

1

1

«Пир на весь мир»

8.

«Коллаж»

2

«Космический пейзаж»

«Что тебе нравиться»

Всего:

3

24

27


3.Содержание работы с детьми

1 год обучения

Неделя, номер занятия

Тема занятия

Задачи

Методы и средства обучения

Материал, оборудование

ОКТЯБРЬ

1 неделя,

занятие № 1

«Осенний букет»

Расширить представления о композиции – секрета построения рисунка

Оттиск сухих листьев+фон

Жировая пастель, акварель, листы бумаги разного формата, кисти, палитра

2 неделя,

Занятие № 2

Печать сухими листьями

Нанесение листом дерева и цветами, погруженными в краску на фон, дорисовывание вазы

Сухие листья деревьев, акварель, листы бумаги разного формата

3 неделя,

Занятие № 3

Превращение клякс (кляксография)

Нахождение в кляксе образа и доведение образа до логического конца

Бумага разного формата, гуашь, кисть

4 неделя,

Занятие № 4

«Что прячется в пятне?»

Монотипия

Бумага, гуашь, кисти

НОЯБРЬ

1,2 неделя,

Занятие № 5, №6

«Подводное царство » (рисование по-сырому)

Знакомство со свойствами акварели, пера и туши

Приготовление фона, рисование по фону

Соль, фломастеры, ладошки, листы бумаги разного формата, вода

3 неделя,

Занятие № 7

«Кружевные рыбки»

Рисование тушью

Перо, тушь, бумага разного формата

4 неделя,

Занятие № 8

Герои сказок

Набрызг через трафарет

Бумага разного формата, трафареты

ДЕКАБРЬ

1 неделя,

Занятие № 9

«Необычное в обычном»

 (ТРИЗ)

Расширять представления о нетрадиционных техниках рисования

Обведение бросового материала и придание ему образа

Фломастеры, карандащи цветные, бумага разного формата

2 неделя,

Занятие № 10

«Кляксография» трубочкой

Раздувание капли гуаши до узнаваемого образа

Гуашь, трубочки коктельные, бумага разного формата

3 неделя,

Занятие № 11

«Удивительные пейзажи»

Рисунок белой пастелью заливается акварелью холодных тонов

Масляная пастель, акварель, кисти, бумага разного формата

4 неделя

Занятие № 12

«Цветные ниточки»

Ниткография

Цветные нитки, гуашь, бумага разного формата

ЯНВАРЬ

2, 3 неделя

Занятие № 13,14

«Детская книжка «Три поросенка»

Познакомить с книжной графикой, ее разноообразием

Печать ладошкой, тампонирование, пальцевая живопись

Бумага разного формата, гуашь, кисти

4 неделя

Занятие № 15

Теневой театр для малышей «Репка»

Вырезание силуэтов животных

Черная бумага, ножницы

ФЕВРАЛЬ

1, 2 неделя

Занятие № 16,

№ 17

Обзорная беседа, набросок. Объемный портрет («на ребро»)

Расширить представления о портрете, как о жанре, и способах изображения

Квиллинг

Бумага, разного формата, нарезанные полосы белой бумаги, простой карандаш, клей

3, 4 неделя

Занятия № 18, №19

Тарелки – образы (тарелочка-девочка, тарелочка - мальчик)

Трансформация тарелок в портреты людей или животных

Картонные тарелки, гуашь, клей, ножницы, кисти

МАРТ

1 неделя

Занятие № 20

«Совсем нестрашные хищники»

Расширить представление о многообразии художественных техник

Рисование животных на основе экспресс-рисования

Наждачная бумага, восковые мелки

2, 3 неделя

Занятие № 21, №22

«Павлин»

Наложение цвета на цвет

Бумага разного формата, акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки, кисти, цветные карандаши

4 неделя,

Занятие № 23

«Блестящая картина»

Граттаж

Фольга, свеча, тушь, жидкое мыло, разные наконечники, картон «металлик»

АПРЕЛЬ

1, 2 неделя

Занятие № 24, №25

«Весенний батик»

Определить усвоение детьми знаний, умений, навыков на практике

Рисование на ткани

Ткань, текстильная краска, кисти

3 неделя

Занятие № 26

«Дельфины в море»

Коллаж

Бумага разного формата, фольга, клей, гуашь, кисти

4 неделя

Занятие № 27

«Фантастический город будущего»

Коллаж

Сыпучие материалы, бумага разного формата, клей, гуашь, фломастеры

2 год обучения

Неделя, номер занятия

Тема занятия

Задачи

Методы и средства обучения

Материал, оборудование

ОКТЯБРЬ

1, 2 неделя,

занятие № 1, № 2

«Как цветные карандаши подружились с фломастерами»

Расширить представления о композиции – секрета построения рисунка

Цветовая «растяжка», рисование  фломастерами

Цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги разного формата

3 неделя,

Занятие № 3

«Древний лес и динозавры»

Диагностическое рисование

 Листы бумаги разного формата, масляная пастель, восковые мелки, карандаши

4 неделя,

Занятие № 4

«Кошка из кружков»

Экспресс - рисование

Бумага разного формата, карандаши цветные, восковые мелки

НОЯБРЬ

1,2 неделя,

Занятие № 5, №6

«Большая собака»

Расширение представлений об экспресс-рисовании

Экспресс-рисование

бумаги разного формата, восковые мелки, карандаши

3,4 неделя,

Занятие № 7, №8

«Хомячок»

Экспресс-рисование

бумаги разного формата, восковые мелки, карандаши

ДЕКАБРЬ

1,2 неделя,

Занятие № 9. №10

«Необычное в обычном»

 (ТРИЗ)

Расширять представления о нетрадиционных техниках рисования

Обведение бросового материала и придание ему образа

Фломастеры, карандащи цветные, бумага разного формата

3 неделя,

Занятие № 11

«Декоративные тарелки»

Эстамп

«Яичница»

Пластилин, бумага разного формата

4 неделя,

Занятие № 12

«Новогодние игрушки»

Моделирование

Фольга

ЯНВАРЬ

2, 3 неделя

Занятие № 13,14

«Силуэт»

Познакомить с книжной графикой, ее разноообразием

Вырезание силуэта без наброска

Бумага разного формата, гуашь, кисти

4 неделя

Занятие № 15

«Замороженный натюрморт»

Рисунок белой пастелью заливается акварелью черного цвета

Масляная белая пастель, акварель, воск, кисти, бумага разного формата

ФЕВРАЛЬ

1, 2 неделя

Занятие № 16,

№ 17

Портрет богатыря

Расширить представления о портрете, как о жанре, и способах изображения

Рисование

Бумага разного формата, сухая пастель

3, 4 неделя

Занятия № 18, №19

«Любимая бабушка»

Трансформация тарелок в портреты людей

Картонные тарелки, гуашь, клей, ножницы, кисти

МАРТ

1 неделя

Занятие № 20

«Кролик»

Расширить представление о многообразии художественных техник

Рисование в стиле манго

Масляная пастель, бумага разного формата

2, 3 неделя

Занятие № 21, №22

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Пластилинография

Вощеный картон, восковой пластилин

4 неделя,

Занятие № 23

«Блестящая картина»

Граттаж

Фольга, свеча, тушь, жидкое мыло, разные наконечники, картон «металлик»

АПРЕЛЬ

1, 2 неделя

Занятие № 24, №25

«Пир на весь мир»

Определить усвоение детьми знаний, умений, навыков на практике

Декорирование посуды по мотивам гжели

Белая и синяя краска разных оттенков, палитры, шаблоны посуды, кисти

3 неделя

Занятие № 26

«Космический пейзаж»

Коллаж

Бумага разного формата, фольга, клей, гуашь, кисти

4 неделя

Занятие № 27

«Что тебе нравится»

Коллаж

Сыпучие материалы, бумага разного формата, клей, гуашь, фломастеры


4.Информационно-методическое обеспечение

  1. .Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Просвещение. -2005. – 353 с.
  2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
  3. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие.» - М.: Карапуз – Дидактика, 2007.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия.» - М.: КАРАПУЗ, 2009.
  5. .Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. – М.: Европейский дом. – 2000. – 382с.

5.Список рекомендуемой литературы для родителей

  1. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.

2. Анцифирова  Н. Г.  Необыкновенное рисование // Дошкольная        педагогика.                    2011. №7(72).

  1. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)

  1. Дрезнина М.Г. - "Каждый ребенок - художник. -2003,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спортом надо заниматься, чтоб здоровыми остаться"

Интеграция различных образовательных областей (физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация) способствуют всестороннему развитию дошкольников и способствуют закреплению полученн...

Занимайтесь на здоровье. Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки.

Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки....

Будем спортом заниматься, чтоб здоровыми расти

Спортивный досуг на улице с весёлым клоуном...

Будем спортом заниматься, чтоб здоровыми расти

Спортивный досуг на улице с весёлым клоуном...

Проект "Прыгай, бегай, играй - здоровье получай".

Долгосрочный проект, расчитан на три года....

Проект по физическому воспитанию "Мячи разные, мячи прекрасные, в них сейчас ты поиграй и здоровье получай!"

АннотацияПроект «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай» может быть реализован в ДОУ с детьми 4-7 лет.Проект представляет основные направления работы по о...

Проект "Пей фиточай- здоровье получай"

Проектна деятельность очень интересна для детей. В наше время нужно уделять большое внимание и заботу о подрастающем поколении. Вашему вниманию предоставлен проект....