Конспект занятия-экспериментирования по рисованию в технике "Батик"- УКРАСИМ САЛФЕТКУ ДЛЯ МАМЫ
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме

Котельникова Ирина Вячеславовна

Цель: создать условия для экспериментирования для применения нескольких изобразительных материалов и самостоятельного творческого поиска.

 

Задачи:

Ø воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию

Ø вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа

Ø помочь в освоении экспериментального, опытного рисования в технике «батик»,  в развитии цвета и композиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» общеразвивающего вида

Технология экспериментирования на занятиях

по продуктивным видам деятельности

«Украсим салфетку для мамы»

   Конспект открытого занятия на город

по рисованию в технике «батик»

Старшая группа «Огонек»

Разработала и провела:

Котельникова И. В. воспитатель высшей категории

2011 г.

г. Ухта

Цель: создать условия для экспериментирования для применения нескольких изобразительных материалов и самостоятельного творческого поиска.

Задачи:

  • воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию
  • вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа
  • помочь в освоении экспериментального, опытного рисования в технике «батик»,  в развитии цвета и композиции.

Предварительная работа:

1.Беседа «Что такое краски?» (гуашь, акварель, свойства, отличия)

2.Беседа «Разноцветная палитра» (основные, холодные, теплые, нейтральные цвета, оттенки).

3. Беседа «Способы украшения одежды» (окрашивание, вышивка, аппликация, стразы, нанесение принта)

4. Беседа «Дары осени» (овощи, фрукты, ягоды, семена, орехи)

5. Беседа «Природные красители»:

  • растения (в том числе индиго, басма, хна)
  • насекомые (тля кошениль)
  • минералы (мел)

6.Опыты по изготовлению природных красителей с последующим окрашиванием ткани в разные цвета:

  • морковь – оранжевый цвет
  • свекла – бордовый цвет
  • луковая шелуха – темно-коричневый цвет
  • кофе растворимый – светло-коричневый
  • чай зеленый – светло-зеленый цвет
  • чай черный – светло-коричневый цвет
  • чай «каркадэ» - розовый цвет
  • сансевьера  - зеленый цвет
  • куркума – желтый цвет
  • клюква – нежно-розовый цвет
  • мел – белый цвет
  • уголь, сажа  - серый цвет

7. Опыты по получению цветов и оттенков из красок путем смешивания двух цветов

8. Коллективный труд (стирка салфеток для рисования)

9. Беседа «Искусство «батик»

10. Изготовление детьми эскизов для росписи салфеток

11.Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом», «Третий лишний», «Четвертый лишний»

12.Подвижная игра «Краски»

13.Музыкальная игра «Разноцветная игра» (аудиозапись)

Материалы: мольберты, набор условных картинок, прозрачные стаканчики с жидкостями разных цветов(полученными детьми опытным путем); гуашь, акварель, акриловые краски, подставки, кисточки, тряпочки, заготовки для батика20 см, тазики, мыло, тряпочки для труда, вода.

Участники:

  • дети старшей группы
  • воспитатели  
  • специалист по изобразительной деятельности

Группа  условно поделена на четыре зоны:

  •  речевой деятельности
  •  экспериментальной деятельности
  • трудовой деятельности
  • творческой деятельности (см. ниже)

     C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg     C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0583.jpg

                  «Схема расположения…»                                 «Зоны деятельности…»

Ход деятельности

1.Мотивация деятельности

В: - Ребята, вы знаете, что в ноябре отмечается «День матери», вашим мамам будет приятно получить в этот день что-нибудь, сделанное вашими руками. Вчера мы договорились, что подарком, красивым и нужным,  может стать расписная салфетка. Вы хотите порадовать своих мам?

Д: - Да, хотим! Сделаем красивые расписные салфетки.

2.Проблемная ситуация Дети стоят полукругом по краю ковра в «зоне речевой деятельности».

В: - Как вы думаете, ребята, чем лучше расписывать салфетку, чтобы было красиво и прочно, ведь мамы будут ей пользоваться и часто стирать?

Д: - высказывают разные предположения, но не знают какие краски прочнее.

3.Речевая деятельность

В: - Давайте разберемся по порядку. Начнем с того, зачем нам нужно раскрашивать салфетки? И зачем люди раскрашивают ткани?

Д: - Раскрашивают для того, чтобы было красиво, чтобы было разное, непохожее, различалось по цвету, по рисунку. Люди раньше рисовали на одежде разные знаки и символы, они верили, что это может защитить от злых сил, от нечистой силы, поможет сохранить здоровье и умножить силы.

В: - Каким способом люди могут  окрасить или украсить ткань? (выставляет на мольберт условные картинки)

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg

Д: - Люди могут украшать одежду вышивкой, наклеить или пришить рисунок – сделать аппликацию. Могут украсить  красивыми камешками – стразами, их наклеивают или пришивают. Могут сделать «принт» –  рисунок или надпись, или даже фотографию на ткань, как печать. Можно красить красками, это называется «батик». Батик – это ручная роспись на ткани.

В: - Что вы знаете о технике окрашивания ткани - «батик»?

Д: - Первыми придумали красить ткани китайцы, они красили для того, чтобы ткань стала жесткой и прочной, меньше пачкалась. Они красили шелковые ткани. Японцы  рисуют на больших кусках ткани целые картины и шьют красивую одежду, которая называется кимоно. Древние персы вышивали на одежде, даже золотыми нитками, они считали, что это принесет им богатство и здоровье. Русские люди и коми народ тоже украшали одежду вышивкой, красили, делали аппликации.

В: - Ребята,  какие краски вы знаете? (выставляет условные картинки)

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg

       «Акварель»                   «Гуашь»               «Природные» и  «Другие» красители

Д: - Это акварель, гуашь, природные красители и другие краски.

- Акварель  - это прозрачные, легкие, воздушные, яркие краски. Ими лучше красить на белой бумаге, а чтобы получить более светлый цвет, их сильнее смачивают водой. Красить ими лучше на белой бумаге.

- Гуашь – это непрозрачные, плотные, густые краски. Когда красишь, они яркие, а когда подсыхают, то светлеют. Красить гуашью можно по любой бумаге, даже на картоне или газете.

В: - Что такое природные красители? Расскажите подробнее, что вы знаете  о них?  (на мольберте условные картинки)

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg

      «Овощи»             «Фрукты»        «Орехи»         «Ягоды»          «Тля кошениль»

Д: - Природные красители, это когда краску добывают из растений: овощей, фруктов, ягод, орехов.

- Добывают из насекомых или используют минералы.

- Можно получить краску из некоторых овощей, фруктов, ягод, орехов.

В: - Из каких частей растений люди получают краску?  (на мольберте условные картинки)

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite9.jpg

      «Стебли»           «Листья»                 «Цветки»                   «Корни»

Д: - У растений можно использовать стебли, листья, цветы и даже корни.

В: - Что вы можете рассказать интересного о природных красителях?

Какие цвета из них можно получить?

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0599.jpg

                «Вот такие цвета мы хотели получить из частей растений…»

Д: - Мы проводили эксперименты и узнали много нового.

- Оранжевый цвет получили из моркови: помыли, почистили, измельчили в кухонном комбайне, отжали сок. Этим соком можно окрашивать ткань, а еще его закапывают в нос при насморке, полощут рот, чтобы не было кариеса, едят для хорошего настроения и отличного зрения.

- Коричневый – из шелухи растения репчатый лук: сняли шелуху, заварили крутым кипятком, настояли

- Светло-коричневый – получили из порошка растворимого кофе. У кофейного дерева ягоды похожи на вишню, их собирают, жарят, перемалывают в кофемолке и варят. Получается коричневый раствор.

Еще мы заваривали черный чай. Люди вырастили его, оборвали листья, скрутили, засушили, а мы его заварили и настояли.

- Зеленый – мы получили из растения «сансевьера» или «щучий хвост». У нас это комнатное растение, а в жарких странах из него делают изгороди (заборы) и тетиву для лука и его капают в уши, когда они болят. Мы помыли листья, измельчили в блендере, потом отжали, получили сок.

- Синий – цвет индиго и люди получают из листьев кустарника «индигофера»,а у нас растение  называется  «мышиный горошек».

- Красный – Можно получить краску из насекомого, это тля «кошениль», из нее делают очень дорогую и яркую, красивую пурпурную краску.

- Это маленькая тля, ее отдирают железными щетками от кактусов, на которых она живет, потом сушат, измельчают, разводят в жидкости и получается краска «кармин». Кармин добавляют в женскую помаду, румяна и даже в кока-колу.

- Желтый – желтый из растения куркума или «шафран», ей красят продукты: масло, сыс, лекарства и даже металлы.

- Бордовый – мы получили из свеклы: помыли, почистили,  измельчили, отжали, получили сок темно-бордового цветы. Соком свеклы полощут горло при ангине, капают в нос от насморка, в уши - от глухоты. Свекла чистит печень, кровь, почки, сердце. В ней есть «омолаживающий витамин».

- Голубой – мы получили из листьев розы синего цвета: листья заварили кипятки, настояли и процедили.

- Розовый – получили из растения «суданская роза», у нас в группе это комнатное растения, а в Египте его называют гибискус, цветки собирают, сушат и получают «напиток фараонов» «каркадэ».

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0600.jpg

   «Вот такие жидкости разного цвета мы получили из природных красителей…»

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0582.jpg

                       «Вот так окрасились у нас  лоскутки ткани…»

В: -  Вот в такие цвета и оттенки у нас окрасились лоскутки ткани.

А что вы можете сказать о других красках?

Д: - Другими красками мы еще не рисовали, но вы нам их показывали, когда объясняли, что такое «батик».

В: - Как же мы узнаем, какой краситель прочнее?

Д: - Можно нарисовать, потом постирать, высушить, и посмотреть, где не размазалось, осталось ярким.

4.Экспериментальная деятельность

В: - Предлагаю, чтобы сделать все быстрее и все краски попробовать, разделимся на четыре бригады. Бригадиры, подойдите и выберите карточку с буквой, и бригада будет проводить эксперимент на прочность именно с этой краской

Бригадиры выбирают  карточку из «А», «Г», «П», «Д». Бригады занимают места около столов с такой же буквой в «зоне экспериментирования» и наносят на заготовки из ткани цветовые пятна. Пока они убирают рабочие места, краски подсыхают и дети берут «заготовки » и переходят в «зону трудовой деятельности».

В: - Предлагаю бригадирам распределить работу и постирать заготовки.

В каждой из бригад первый ребенок намыливает и стирает в одном тазике, второй полощет и отжимает в другом тазике, третий относит и развешивает сушиться на обогревателях, заранее принесенных воспитателем. Четвертый убирает рабочие места, все вытирает.

5.Физкультурная пауза.

В: - Предлагаю, пока все ваши заготовки сушатся,  поиграть в «Разноцветную игру». Звучит музыка (аудиозапись), дети играют в игру средней подвижности.

       C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0603.jpg         C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0605.jpg

«Все любят играть в веселую «Разноцветную игру»…»

5.Анализ эксперимента

В: (инструктор по изобразительной деятельности)

- Приглашаю вас проверить результаты нашего эксперимента. Возьмите ваши работы и поместим их на мольберты, чтобы проанализировать, какая краска самая устойчивая и прочная. Высказывайте ваше мнение.

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0607.jpg      C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0608.jpg

         «Высказывайте ваше мнение…»                 «Анилиновая  краска прочнее…»

Д: - Гуашь размазалась, акварель растеклась, потеряла форму, природные краски получились бледного цвета.

 - Мы думаем, что «другие» краски, анилиновые, самые устойчивые, несмываемые, не растворяются водой, поэтому для рисования на ткани мы выбираем их.

В: - Приглашаю вас в «зону творчества» для выполнения вашего замысла. Вы приготовили эскизы, но всем интересно послушать, что же вы задумали. Мы договаривались, что мы будем рисовать дары Осени, и вам понадобится не больше четырех цветов.

Д: - Я задумал  нарисовать  ананас, это фрукт, мне понадобится желтая, зеленая, коричневая краска.

- Я задумала нарисовать яблоко, мне нужна красная, зеленая, коричневая и черная краска.

(Держа в руках свой эскиз, каждый ребенок озвучивает задумку). Затем все проходят к столам, где заранее приготовлено все для рисования, но только сейчас  выставляются анилиновые краски для рисования.

6.Творческая деятельность

Дети рисуют на ткани, закрепленной в специальных рамках для батика. Затем из работ делают выставку.

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0606.jpg   C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0611.jpg

       «Я задумал нарисовать…»                 «Наша выставка подарков мамам…»

7.Последующая деятельность

В: - Молодцы, все получилось, можем порадовать мам. А чтобы подарки стали еще красивее, я проглажу ваши салфетки, чтобы закрепить рирунки, и  предлагаю вечером оформить края платков: выдернув нитки, вы сделаете по краям  небольшую бахрому.

Конец деятельности

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Фото0613.jpg

«Самые лучшие подарки на свете…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...

Конспект занятия экспериментирование в изобразительной деятельности: Рисование на воде. Техника Эбру.

Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. В данной работе я использовала подручные средства, ведь педагог до...