Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)
опыты и эксперименты (рисование, средняя группа) на тему

Мирсаидова Анастасия Александровна

 

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)

 

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

 • На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

 • В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

 • Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

 • Развивать творческие способности и экспериментирование;

 • Воспитывать чувство прекрасного ;

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Практическая часть.     

 Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.


 О способах альтернативных

 Хочу немного рассказать.

 Свою большую эффективность

 Они успели доказать.

Занятья нетрадиционные

 Включают множество идей.

 Порою провокационны,

Но интересны для детей.

 В них необычно сочетаются

 Материал и инструмент.

 И все прекрасно получается,

 И равнодушных точно нет!

 Я в детстве часто рисовала

 Обычной палкой на земле.

 Зимой окно запотевало –

 Я рисовала на стекле.

 А мой ребенок рисовал помадой

 Моей любимой на своем лице.

 И не успела я сказать: не надо!

 Как он ее потом еще и съел.

Вот так мы постепенно и знакомимся

 Со свойствами и качеством вещей.

 Как здорово, что столько есть возможностей!

 Как здорово, что столько есть идей!


 - Но сначала ответьте на вопросы:

    1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?

   2.С какой целью?

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.

-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы . Пожалуйста,!

- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы. (образцы рисунков)

 - Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

 - Темой работы вашей творческой группы будет: «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)

 (технологическая карта).

 

СПОСОБ

Раздувание кляксы. 

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги.  Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху

ПРИМЕЧАНИЕ:

 - если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)

 - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)

 - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 Пятно, цвет

 

 Практическая работа педагогов.

-Следующий способ : Рисование воздухом

СПОСОБ

Рисование воздухом

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, альбомный лист

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет, форма

 

При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.

- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка.

 (технологическая карта) .

СПОСОБ

Рисование мыльными пузырями

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Вода, рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1, по консистенции он должен быть, как сливки.  Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.  Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

ПРИМЕЧАНИЕ

- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

 

Практическая работа

- Следующий способ: Рисование на мокрой бумаге

СПОСОБ

Рисование на мокрой бумаге

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Вода, отпечаток

МАТЕРИАЛ

Плотная бумага, кисти, акварель

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, симметрия, цвет

 

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года», прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)

- А теперь  мини -  опрос  ответьте на вопросы.

 - Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

 - Где вы можете их использовать?

 - С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

 - Спасибо за ответы!

 - Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и  активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)

 

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

 • На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

 • В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

 • Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

 • Развивать творческие способности и экспериментирование;

 • Воспитывать чувство прекрасного ;

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Практическая часть.

  • Уважаемые педагоги я сегодня предлагаю узнать что такое детское творчество, и как оно развивается.

Консультация для воспитателей    “Развитие творческих способностей у детей   дошкольного возраста”  (приложение 1)        

 Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.

 О способах альтернативных

 Хочу немного рассказать.

 Свою большую эффективность

 Они успели доказать.

Занятья нетрадиционные

 Включают множество идей.

 Порою провокационны,

Но интересны для детей.

 В них необычно сочетаются

 Материал и инструмент.

 И все прекрасно получается,

 И равнодушных точно нет!

 Я в детстве часто рисовала

 Обычной палкой на земле.

 Зимой окно запотевало –

 Я рисовала на стекле.

 А мой ребенок рисовал помадой

 Моей любимой на своем лице.

 И не успела я сказать: не надо!

 Как он ее потом еще и съел.

Вот так мы постепенно и знакомимся

 Со свойствами и качеством вещей.

 Как здорово, что столько есть возможностей!

 Как здорово, что столько есть идей!

 - Но сначала ответьте на вопросы:

    1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?

   2.С какой целью?

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.

-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы . Пожалуйста,!

- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы. (образцы рисунков)

 - Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

 - Темой работы вашей творческой группы будет: «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)

 (технологическая карта).

 

СПОСОБ

Раздувание кляксы.  

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги.  Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху

ПРИМЕЧАНИЕ:

 - если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)

 - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)

 - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 Пятно, цвет

 Практическая работа педагогов.

-Следующий способ : Рисование воздухом

СПОСОБ

Рисование воздухом

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, альбомный лист

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет, форма

 

При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.

- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка.

 (технологическая карта) .

СПОСОБ

Рисование мыльными пузырями

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Вода, рисование легкими

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1, по консистенции он должен быть, как сливки.  Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.  Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

ПРИМЕЧАНИЕ

- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа

- Следующий способ: Рисование на мокрой бумаге

СПОСОБ

Рисование на мокрой бумаге

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Вода, отпечаток

МАТЕРИАЛ

Плотная бумага, кисти, акварель

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, симметрия, цвет

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года», прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)

- А теперь  мини -  опрос  ответьте на вопросы.

 - Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

 - Где вы можете их использовать?

 - С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

 - Спасибо за ответы!

 - Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и  активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.

Приложение 1

Консультация для воспитателей   “Развитие творческих способностей у детей   дошкольного возраста”            

    Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность.

       Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

       На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

        Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

       C детьми можно применять нетрадиционную технику рисования (тычки, жесткая кисть, обводим пуговицы, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, цветные ладошки и т. д.). Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

Просто с самого начала приобщения ребенка к рисованию можно  научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисования в ДОУ»

Знакомство с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности методами нетрадиционного рисования....

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ

Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ...