Доклад на тему: «Использование городецких и дымковских изделий для развития эстетического восприятия у детей»
материал по рисованию на тему

Титушина Нина Михайловна

Доклад на тему:    «Использование городецких и дымковских изделий для развития эстетического восприятия у детей»

                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

                     Доклад на тему:

                                                             «Использование городецких и дымковских изделий для развития эстетического восприятия у детей»

                                                             

        

                                                 

                                                  г. Усть-Лабинск

                                                            2014г.

           В детском возрасте, когда ребёнок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.                                                                                                                        

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства в образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.    

Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач.      

Прежде всего - это расширение объёма знаний и представлений о декоративно - прикладном искусстве. Далее – развитие способности выражать своё отношение к изделию, воспитание отзывчивости. Необходимо формировать представления о декоративно – прикладном искусстве как особом способе познания мира и жизни, объяснение смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изделию, передавая его в форме живописи.                                                                                                                          

На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времён здесь лепили из глины игрушки.

Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Звонкие тона красного, малинового, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Элементы росписи на дымковской игрушке несут в себе символическое содержание: синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой – солнце и небесные светила.

Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Организация непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Учить ребёнка видеть мир – одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

          В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрена непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию и декоративной аппликации. В течение года на декоративное рисование выделяют 8-10 занятий (остальные – отводятся на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков по замыслу детей). По аппликации – 3 занятия. С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская игрушка). При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи: формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров – учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора. Рассматривая с детьми дымковские игрушки, мы учим их, видеть и выделять элементы узора: мазки, точки кольца, круги, прямые линии. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Мы показываем это при рассматривании, обращаем внимание детей на разнообразие цветов. У дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, круге, квадрате. Чтобы непосредственная образовательная деятельность была эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует в непосредственно образовательной деятельности. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организовывается восприятие детьми изделий, используются ли игровые приёмы, сюрпризные моменты. На основе дымковской игрушки проводим 2-3 занятия. Например, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как они видели на дымковской игрушке. Затем, мы предлагаем украсить полоску 2-3 элементами – кругами или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий учим выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дети учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Мы даём возможность детям самим выбирать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи можно давать детям силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.

На занятии по декоративному рисованию дети расписывали вылепленные ими ранее игрушки. Детям было интересно наблюдать, как ложится узор на объём. При росписи объёмных игрушек поясняем, что надо украшать одинаковым узором с двух сторон. Детям, которые затруднялись раскрашивать птиц, советовали использовать рациональный способ работы – закрашивать или рисовать одинаковые части и детали сразу на двух сторонах игрушки. При росписи дымковских кукол, дети затруднялись использовать особенности узор на расширяющейся книзу юбке. Обращали внимание детей на то, как увеличиваются кольца книзу юбки и расширяются расстояния между полосками.                                                                                                            

Знакомя детей с данным промыслом, мы поставили перед собой задачу – вызвать в душе у детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделия, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, мы предлагали им пофантазировать, придумать сказку с участием дымковских игрушек. Так же в средней группе мы знакомим детей с городецкими изделиями.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец. В 17 веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Здесь вырезали ложки, точили посуду, пряничные доски, расписывали лубяные короба, игрушки и – особенно любовно – прялки, их широкие сиденья – донца. Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида. Первый – цветочная роспись (бутоны, розаны, ромашки и купавка) и декоративные зелёные листья. Второй вид – цветочная роспись с включением мотивов «конь» и «птица». Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь – символом богатства. Третий вид – сюжетная роспись.

В образовательной деятельности, учим детей выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности её цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Учим детей видеть красоту сочетания розового и тёмно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомим с приёмами украшения листьев. Цветы и листья располагаются на круге так, как красивее, согласно ритмическому порядку, симметрии. Окраска листьев, ягод и цветов также подчиняется ритмическому повтору и красоте цветосочетаний, а не естественной окраске растений.

В старшей группе на декоративное рисование выделяют 18 занятий. При создании декоративных композиций ставим следующие задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольсой игрушке; о городецкой росписи; познакомить с хохломской, жостовской, росписью Полхов-Майдана. Учить выделять характерные элементы композиции, цветовой строй; закреплять умение выполнять декоративный узор на бумаге разной формы; развивать творчество, чувство композиции, ритма, цвета.

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, возникший в старинных деревнях Жостово, Осташкове и др. Московской области. Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну.

«Золотая хохлома» - одна из самых известных росписей в России. Хохломская роспись возникла во второй половине 17-го века на левом берегу Волги. Имя промыслу дало село Хохлома Нижегородской области. Хохломской росписи свойственна своеобразная манера окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Сочетание золотистого, красного и чёрного цветов, пришедшее из иконописи, очень символично: красный, т.е. красивый, - цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; чёрный – цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной».

 В образовательной деятельности мы знакомим детей с главными типами росписи: «травка» и «кудрина». В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. «Кудрина» - цветочно-лиственный узор с широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками.

          Образцами для декоративного рисования и аппликации лучше всего могут служить произведения декоративного искусства или узоры, взятые из произведений и нарисованные на бумаге или выполненные средствами аппликации. Воспринимая образцы подлинного художественного творчества, дети не только усваивают приёмы расположения узора и рисунок узора, т.е. входящие в него элементы – бутоны, розаны, листья, но и сочетание цветов (колорит), и композицию – сочетание элементов в узоре, т.е. выразительные средства декоративного творчества.

        Для образовательной деятельности мы используем перспективный план и циклограмму. (Прилагаются к докладу).

               Начиная работать, мы обновили окружающую среду, особое внимание уделили уголку ИЗО. Нами были приобретены пособия по декоративно – прикладному искусству, раскраски, альбомы разных видов росписей: «Хохлома», «Сказочная гжель», «Жостовский букет», «Цветочные узоры Полхов – Майдана», «Каргопольская игрушка», «Урало – сибирская роспись», «Мезенская роспись», «Дымковская игрушка», «Дымковские игрушки: «Любимые сказки», «Цветные лошадки», «Чудо городецкая роспись», «Роспись городецких мастеров», «Филимоновская игрушка», «Филимоновские свистульки». Так же мы приобрели заготовки досок, которые мы расписали городецкой росписью; изготовили вместе с детьми дымковские игрушки: барышень, козликов, индюка, уточек, лошадок, петушков; пополнили уголок ИЗО филимоновской и каргопольской игрушкой, жостовской росписью, гжелью, лаковой миниатюрой, матрёшками Полхов-Майданской росписи, изделиями хохломы, писанками.                                

               В пополнении уголка ИЗО нам помогали не только дети, но и родители. Ими были изготовлены доски с городецкой росписью, ваза с Полхов –Майданской росписью, кухонная утварь расписанная хохломской росписью.

                В уголок Кубановедения мы приобрели матрёшку, состоящую из пяти частей, расписали её в Кубанском стиле, и получилась « Казачья семья». Обращаем внимание детей на костюмы народов мира, в которых присутствуют узоры.                                                                                                                      

                 В «Кухню» периодически помещаем для игры, предметы домашней утвари городецкой, хохломской и гжельской росписей. Обращаем внимание детей на эти предметы и задаём вопросы: «Какая роспись? Какие элементы росписи присутствуют?» Чтобы детям было легче запомнить, играем в игры: «Найди доску с городецкой росписью», «Возьми ложку с хохломской росписью». Нашим детям очень нравится играть в магазин «Игрушек», где они могут «купить» игрушки с дымковской, филимоновской, полхов-майданской, каргоапольской росписью. С помощью этих игр мы прививаем детям любовь к народному искусству, учим различать виды росписей. Особенно детям нравятся игрушки, расписанные дымковской росписью. Они незатейливые, приятные глазу, в них присутствуют краски доступные детям. Но когда мы начали изучать с детьми дымковскую роспись и рисовать узоры, то столкнулись с проблемой: некоторым детям сложно даётся рисование и расписывание игрушек. А нам необходимо, чтобы дети усвоили этот материал. К каждому ребёнку мы подходим индивидуально и в этом нам помогли изготовленные нами дидактические игры: «Составь узор», «Продолжи узор», «Парные картинки», «Найди по контуру», «Сложи сказку», «Собери картинку», «Составь целое», «Обведи по контуру», «Обведи и раскрась», «С какой росписи птица», «Декоративное домино».

              Игра, «С какой росписи узор», помогает детям называть знакомые виды росписей. В ней присутствуют карточки с изображением росписей, доступные детям. С помощью игры «Парные картинки» продолжаем знакомить детей с дымковской игрушкой, выделять и называть элементы росписи, развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, а самое главное – умение анализировать и сравнивать с другими видами росписей.

              Очень нравится детям игра «Собери сказку». Её мы изготовили по двум сказкам: «Маша и медведь», «Колобок». Все герои сказок выполнены в виде дымковских игрушек. Они красочные, на них нарисованы большие незатейливые узоры. Играя в эти сказки, дети запоминают элементы дымковской росписи.

              Игра «Обведи по контуру» затрагивает очень много задач: ориентировка на листе бумаги; развитие мелкой моторики рук; запоминание фигур дымковской росписи, таких как петушок, олень, уточка, козлик, лошадка, курочка, утята, барышни. Эта игра плавно переходит другую дидактическую игру «Обведи и раскрась», где дети не только обводят фигуры дымковской игрушки, но и раскрашивают элементами дымковской росписи. С помощью этой игры мы развиваем у детей мышление, творческое воображение, зрительную память и приучаем детей видеть во всём прекрасное и в конце игры оценивать не только свою работу, но и других детей.

              Дидактическая игра «Собери картинку» - методом наложения учим детей, находить силуэты дымковских игрушек на листе. Аналогичная игра «Найди по контуру».  В игре «Собери картинку» дети находят несколько силуэтов, а в игре «Найди по контуру» - один.

             Игра «Собери целое», предусматривает собой задание: закрепить знания о дымковской и городецкой росписи; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение. Эта игра нам понадобится и в дальнейшей работе с детьми в старшей и подготовительной группах, т.к. в ней присутствуют не только городецкая роспись и дымка, но и гжель, жостовская, полхов-майданская, хохломская, филимоновская росписи.

             Дидактическую игру «Парные картинки» мы также будем использовать и в старших группах, а пока мы используем в игре картинки с изображением дымковской и городецкой росписи.

             Когда стали изучать игру, «С какой росписи птица», мы показали детям всё разнообразие и красоту птиц, используемых в разных росписях. Обратили внимание детей на то, что дымковские и филимоновские птицы – это игрушки, а городецкая птица нарисована на предметах (досках, прялках и т.д.)

            Научив детей рисовать элементы дымковской росписи, мы предложили им игру «Продолжи узор», где нужно закончить узор на круге, квадрате, полосе, используя волнистую линию, точки, круги, прямые линии.

            В игре «Декоративное домино» мы использовали так же дымковскую и городецкую росписи. С помощью этой игры продолжали знакомить детей с элементами дымковской и городецкой росписью, уметь находить пару, развивать внимание, уметь анализировать.

           Дидактическая игра «Составь узор», изучает городецкую роспись. Узор составляется на круге, квадрате, полосе. За основу берётся изображение розана или птицы, а по краям украшается бутонами, листьями, купавками. Узор выкладывается на основу соответствующую цветовой гамме городецкой росписи, т.е. жёлтый, красный, оранжевый.

          Аналогичная игра «Подбери узор». Эта игра изучает городецкую роспись. В этой игре помимо городецкой росписи любое другое изображение. В данном случае мы взяли изображение тучки, грибочка и снежинки. Дети должны определить с этой росписи изображение или нет.

         Продолжая изучать с детьми городецкую роспись, мы изготовили игру «Укрась дощечку». Дети научились выкладывать узор, начиная с середины крупным элементом и заканчивая мелкими деталями. И только после этого мы предложили детям дощечки и лопатку. Детям очень понравилось выполнять эту работу. Мы сделали выставку этих работ и предложили родителям закрепить вместе с детьми элементы городецкой росписи. Для этого мы раздали дощечки, вырезанные из бумаги. Это было их домашним заданием. Но прежде, мы поместили в родительский уголок консультации на тему: «Городецкая роспись».

               Городецкая роспись по выполнению элементов сложнее, чем дымковская роспись. Она сложна в выполнении элементов, состоит из множества цветов (розаны, бутоны, купавки, листья). Чтобы детям было легче различать элементы городецкой росписи, мы изготовили игры: «Собери купавку», «Собери бутон». Поначалу детям было очень сложно играть в эту игру, потому что нужно накладывать элемент на элемент, но постепенно дети освоили эту игру. Мы использовали игры и на прогулке и во второй половине дня, занимаясь индивидуально.

             Во время работы, обращали внимание детей на то, что в росписи присутствуют не только цветы и листья, но и лошади, люди, птицы. Птицы встречаются не только в городецкой росписи, но и в других росписях. Это подтолкнуло нас изготовить новую игру, «С какой росписи птицы».

             Во вторую половину дня проводим индивидуальную работу с детьми, которые не усвоили или плохо усвоили материал. Для этого устраиваем «Чудо мастерские», «В гости к Дымковским мастерам». Закрепляем с детьми элементы дымковской и городецкой росписи, а также цвета, используемые в росписях. В тёплое время года на прогулке дети украшают заготовками из цветной бумаги, приготовленные нами заранее, вырезанные из картона дымковские уточки, лошадки, козлики, барашки, барыни, городецкие доски, лопатки, ложки.

              Так же мы приобрели раскраски по дымковской и городецкой росписи, где дети раскрашивают карандашами и красками и закрепляют при этом цвета этих росписей.

               На прогулке и во второй половине дня рассматриваем с детьми альбомы: «Дымковские игрушки – «Цветные лошадки», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Филимоновские свистульки», «Филимоновская народная игрушка», «Дымковская игрушка – «Любимые сказки», «Чудо городецкая роспись», «Роспись городецких мастеров».

           Для воспитателей провели семинар – практикум на тему: Приёмы рисования основных элементов дымковской росписи». Задачи семинара: вспомнить историю возникновения дымковской росписи; закрепить элементы росписи; показать, как пользоваться «тычком» (вата, навёрнутая на палочку), бумагой, свёрнутой трубочкой.

            С родителями провели анкетирование, для того чтобы узнать, есть ли у них «багаж» знаний по интересующей нас теме. Анкетирование показало, что родители далеки от неё и не смогут правильно донести это ребёнку. А ведь это наши традиции, наши корни, которые мы не должны забывать. Родители тоже в свою очередь заинтересовались этой темой стали нам задавать вопросы, и мы решили предложить родителям консультации по теме декоративно-прикладного искусства: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «В гостях у городецких мастеров».

           

          Мы будем и дальше продолжать работу по ознакомлению детей с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства, чтобы сформировать всесторонне творческую личность

           В результате проводимой непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий дымковских и городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов, наблюдения в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке и городецкой росписи, дети хорошо научатся ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данных росписей, станут лучше владеть кистью. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

          Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эстетического восприятия у детей раннего возраста, средствами избразительной деятельности.

Закреплять умение правильно держать приспособления для рисования, закрепление цвета, учить детей рисовать....

Развитие эстетического восприятия у детей раннего возраста, средствами избразительной деятельности.

Развивать речь детей, расширять и обогащать словарный запас. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, учить различать цвет (желтый). Прививать аккуратность при рисовании.Развивать у де...

Нетрадиционные техники рисования как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья об использовании нетрадиционной техники рисования "Эбру" в творческом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»

laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....

Доклад на тему: «Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6»  Доклад на тему:«Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного р...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...