Доклад (из опыта работы) "Обучение детей рисованию и лепке в игре"
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Мазавина Людмила Юрьевна

В своем опыте я поделилась методами и приемами обучения детей рисованию и лепке в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_word.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

CП  ГБОУ  СОШ № 29 г.Сызрани г.о.Сызрань Самарской обл., расположенное по адресу ул.Студенческая д.6

ДОКЛАД

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕ В ИГРЕ»

(из опыта работы)

Автор: Мазавина Л.Ю.,

воспитатель

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ В            

                               ИГРЕ

                       

…Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                         Дети любят, очень любят рисовать!

                         На бумаге, на асфальте, на стене

                         И в трамвае на окне…        

                                                    Э. Успенский

      С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам».   На раннем этапе не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками,  ладошками, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

  Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка. Придаётся большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук  (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У малыша развивается художественный вкус.

  Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, левой придерживать лист.

  Рисование карандашами, красками требует освоения определённых навыков. Надо брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое - не удерживает карандаш.

  Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю лёгким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует аккуратно пользоваться всем материалом.

  У ребёнка не сразу получается рисовать карандашом, т.к. рука ещё не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Ребёнок очень долго учится правильно держать карандаш. Каждое движение даётся ему с трудом. Без помощи взрослого ему не обойтись. Необходимо помочь ребёнку ощутить правильное напряжение пальцев и кисти. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно: большим, средним и указательным пальцами.

                Этим пальчиком поймали,

               Этим пальчиком обняли,

                Этот сверху тут как тут.

  Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

  Лепка -это создание объёмных рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов -пластилина, теста, глины, снега и других.

  На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы  для детского творчества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом -влажный песок.

  Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт-чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок.

  Однако в работе с маленькими детьми можно использовать всё разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин забивается под ногти. Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми  раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое тесто и мягкий пластилин  хорошего качества. Другие материалы можно использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.

 Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижению ребёнком определённого возраста. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать по столу и по другим, совсем не предназначенным  для этого поверхностям. Но, несмотря на все описанные выше трудности, на занятиях с малышами  не следует отказываться от работы с пластичными материалами.

  Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

  Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

  После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребёнку определённую свободу выбора вариантов изготовления поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Необходимо хвалить малышей, не надо бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

  Использование тематических литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового  материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Презентация из опыта работы “ Обучение детей элементам различных видов спорта”

в презентации представлен опыт работы по обучению детей элементам различных видов спорта...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕ В ИГРЕ»

В своем докладе автор делится опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста по обучению рисованию и лепке в игре....

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Рисуем стихи с детьми (из опыта работы) Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкол...

Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

Сообщение из опыта работы  «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...