Выразительность детского рисунка детей дошкольного возраста.
статья по рисованию на тему

В статье рассматриваются разные средства выразительности такие ка цвет, форма, композиция ,что является одним из важнейших критериев оцнеки творческого характкера рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл средства выразительности20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительность детского рисунка детей дошкольного возраста.

Так что же представляет собой детский рисунок? Чем он привлекает нас взрослых, и что мы ценим в нем?

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств Что обычно поражает в детском рисунке?

Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние.

Многие педагоги, такие как Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина  выделяют и другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невозможного.

А ведь риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих рисунков? Целью  моей  работы как воспитателя  является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. .

Объектом был определен процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, предметом — средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. Много достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых- это  содержательность.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразие переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. «Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.

Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейных контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности.

Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые сочетания, форму, композицию. В творческом рисунке они передают свое отношения к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности. Действительность – основа творческого процесса.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и форма явления, предмета. Появляется активное отношение к изображаемому активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

 Я считаю,что большое значение в процессе сознания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет – самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра, а не обучение, поэтому программа разработана на игровых занятиях. На игровых занятиях по знакомству с цветом для детей 5-7 лет я ставлю следующие задачи:

  • знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
  • знакомство с дополнительными цветами на примере цветовых упражнений;
  • расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
  • развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма;
  • обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных, глаголов.

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка.

При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. – 89с.
  2. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 133с.
  3. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
  4. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с.
  5. Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка - М., 1961. – 140с.
  6. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

   Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи.  В нас...