Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Подарки для матрёшек"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Насурлаева Наталья Александровна

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Китовский детский сад «Улыбка»

Конспект интегрированного занятия

                 в старшей группе

« Подарки  для матрёшек».

                                                                                                         Провела воспитатель

                                                                                                      Насурлаева Н.А.

                                                                                                           

                                                               2014

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения и особенностях росписи русской матрёшки;
  • Расширять представления о Семеновской, Загорской, и  Полхов-Майданской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
  • поощрять желания детей использовать смешанную технику рисования «восковые мелки и акварель»
  • Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении подарков для матрёшек.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.
  • Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров.

Методические приёмы:

Эмоциональный настрой, сюрпризный момент, поощрения, музыкальное сопровождение, игровые методы и приёмы.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: ИКТ, игровая, методика нетрадиционного рисования

Словарная работа: 

Русская  матрёшка, Матрена, Загорская, Семеновская,Полхов-Майданская, сарафан, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской,Загорской,  Полхов-Майданской;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены);

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;

Оборудование: 

Русский народный костюм для педагога, игрушка матрешка, иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской, презентация «Русская матрёшка».

 Раздаточный материал: 

Заготовки для украшения платочка для матрёшки, восковые мелки разного цвета, акварельные краски, кисти, медали «Мастер».

Содержание занятия.

(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).

                    Хозяйка встречает гостей в горнице:

                                  Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается  рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

                              (Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)

Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка (воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею).

Появилась первая матрёшка в России давно, более 100 лет назад.

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца.

                               (Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)

Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они переодели её в русский сарафан с передничком, голову прикрыли платочком весёлым.
 Расписали  матрёшку на славу: губки бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг,  и назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек:
                                   (
Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим их.

        Семёновская матрёшка
                                    (Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Ребёнок:                    Я из тихого зелёного

Городка Семёнова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Хозяйка: В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет-…

Ответы детей:(жёлтый, лимонный, зелёный, бордовый).

Хозяйка: Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра!

Вы ребятки не зевайте,

А в кружочек все вставайте.

(хозяйка берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает немножко!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Хозяйка: Следующая матрёшка из села Загорска – Загорская  матрёшка.

                               (Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Ребёнок:                   Я – Загорская матрёшка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Хозяйка: Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок.

И третья матрёшка из села Полхов-Майдан – Полхов-Майданская матрёшка.

                               (Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)              

Ребёнок:                   Я – матрёшка из Майдана

Могу стать звездой экрана

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными:

Спелыми и красными.

Хозяйка: У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

А сейчас самое время повеселиться!

Собирайся детвора, ждёт вас русская игра!

Проводится игра « Бабушка Маланья».

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу  начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова Движения:

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение.

Хозяйка: Делу время - потехе час. Приглашаю вас пройти за ваши рабочие места, где мы сможем сделать красоту своими руками.По русскому обычаю гостям дарят подарки. Я предлагаю вам сегодня украсить платочки для наших матрёшек. Но прежде, чем приступить к работе, давайте поиграем нашими ручками.

                 Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»

            (на пальчики надеваются бумажные матрёшки на резиночках)

Шли подружки по дорожке  

Было их немножечко:

Две Матрёны, две Матрёши

И одна Матрёшечка.

Хозяйка:А сейчас мастера за работу всем пора.

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки, маленькие точки.

Постараемся немножко –

Станут радостней матрёшки!

(дети украшают платочек узорами)

Хозяйка:Ребята, вам понравилось делать подарки для матрёшек?

А, что интересного вы узнали о матрёшке?

О каких матрёшках мы сегодня поговорили?

Сувениром, какой страны является матрёшка?

За то, что вы изготовили подарки для матрёшек, я приготовила вам награду – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили. Молодцы!

А сейчас пришло время расставанья. Давайте скажем матрёшкам до свиданья!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская матрёшка

Слайд 4

Загорская Семёновская Полхов - Майданская

Слайд 5

Семёновская

Слайд 6

Загорская

Слайд 7

Полхов-Майданская

Слайд 8

Загорская Семёновская Полхов - Майданская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...