Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию – рисование «Дремлет лес под сказку сна»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Демина Виктория Анатольевна

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию – рисование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Организационный момент:

- Сегодня  ребята  я  приглашаю  вас  на  прогулку  в  зимний  лес. Только тише, сейчас деревья спят. Звучит музыка (чтение стихотворения Чолиева «Деревья спят»):

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

- Перед  нами  чудный  зимний  лес.  Гордо  смотрят  на  нас  стройные  высокие сосны, укутанные   Морозом-невидимкой   в  белые   пушистые  косынки.   Это   он,  наверное, оставил следы, когда обходил свои владения.  На  нас  смотрят  лесные  сторожа – ели, тянутся   к   нам  своими  еловыми  лапами;   так  и  норовят  задержать  нас, не пустить будить спящий зимний лес. Все в ожидании. И, кажется, что  сейчас произойдет  что-то очень важное.

Встает первая снежинка: Разукрасилась Зима:

                                                    На уборе бахрома

                                                    Из прозрачных льдинок,

                                                    Звездочек, снежинок.

                                                    Вся в алмазах, жемчугах,

                                                    В разноцветных огоньках,

                                                    Льет вокруг сиянье,

                                                    Шепчет заклинание:

Встает вторая снежинка: «Лягте, мягкие снега,

                                                    На леса и на луга,

                                                    Тропы застелите,

                                                    Ветви опушите!

                                                    Спи, земля моя, усни,

                                                    Сны волшебные храни:

                                                    Жди, в парчу одета,

                                                    Нового расцвета!      

                                                                                     (М. Пожаров.)

-Ребята, да это же снежинки, помощницы Мороза.

Вместе   обе   снежинки: Тише, дети, не шумите,

                                                 Спящий лес наш не будите.

                                                 Нарисуйте Зимний лес,

                                                 Полный сказок и чудес.

                                                 И отправьте их Морозу,

                                                 Положив под ту березу.

                                                 Заскучал уже Мороз,

                                                 До земли повесил нос

                                                 Праздники его прошли,

                                                 И веселье унесли.

- Ребята,   давайте  не  будем   мешать   лесу  видеть  зимние  сны.  Вернемся  к своим рабочим местам и нарисуем для Мороза красивые картины зимнего леса,  поднимем ему настроение, согласны?

Основная часть:

  1. -  Ребята, мы с вами  знаем, что в лесу много разных деревьев. Как же отличить зимой одно дерево от другого?

Обращаю внимание детей на иллюстрации.

Зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по почкам, плодам.

- Легче  других,  лиственных  деревьев,  узнавать  зимой  березу.  Ее светлая с черными         пятнышками кора  видна  издалека. Крупные боковые ветки прижаты к стволу, а моло-дые веточки свисают вниз.

- Дуб, отличается от других деревьев широким стволом, мощными ветками и округлой   кроной.

- Лиственницу, можно узнать по шишкам на ветках.

 - Вспомните, ребята, какие еще деревья легко узнать зимой? (ель, сосну).

- Сосна, дерево светолюбивое. Ее крона расположена вверху ствола. Нижние ветки от-пали, когда им не стало хватать света.

- Ель,  напоминает  пирамиду,  чем ярус ниже, тем он шире. Ее ветки расположены по всему стволу.  

2. Игра «Составь пейзаж» на мольберте:

- Ребята,  мы с вами хотим нарисовать дремлющий зимой лес, скажите мне, пожалуй-ста, к какому жанру живописи будут относиться наши картины? (пейзажу)

- С чего обычно мы начинаем писать пейзаж? (с линии горизонта).

- У нас с вами линия горизонта уже обозначена т.к. мы свои листы затонировали.

Прошу детей показать линию горизонта, дальний план, средний, ближний.

- Скажите мне   ребята, где и какими по размеру мы будем изображать деревья даль-него плана? Среднего? Ближнего?

-первый ребенок составляет дальний план;

-второй, средний план;

-третий, ближний.

 3. Показ  детьми  способов  рисования с обсуждением техники и способов изображе-ния:

- стволы деревьев рисуем с   верхушки, с кончика кисточки, постепенно переходим ко всей плоскости кисти; (для березы используем белую краску)

- веточки рисуем концом кисточки, кисточка в вертикальном положении;                                              

- ель-зеленой краской намечаем ствол  и ветки, обращаем внимание на то, что к низу  ствола ветки удлиняются;

- хвою на ели и сосне изображаем методом тычка, полусухой, жесткой кистью;

- для изображения снега используем прием примакивания.

Практическая часть:

1. Уточняю, с чего дети начнут рисовать и последовательность их работы:

- сначала прорисовываем стволы всех   деревьев; (все березы, затем все остальные деревья)

-Какими  по размеру мы будем изображать деревья дальнего плана? Среднего? Ближ-него?

- потом, намечаем зеленой краской стволы елей, расположение веток;

- зеленой краской изображаем хвою;

- белой краской примакиваем снег.

2. Пальчиковая гимнастика:

-А сейчас ребята, перед работой давайте разомнем свои пальчики

  Перед нами елочка:             (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка елочки)

  Шишечки, иголочки,            (кулачки, указательные пальчики выставлены)

  Снег лежит на елочке,         («комок» из пальцев вверх, вниз)

  Зайчики под елочкой,          («ушки» из указательного и среднего пальцев)

  Звездочки горят,                   (ладони сложены, пальцы расправлены)

  Всем мохнатым елочкам    (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки)

  Спать велят                             (кулачки, указательные пальчики выставлены).                        Н.Нищеева.

3.- А  теперь ребята,  закроем глазки и каждый представит свой лес, открываем и прис-тупаем  к  рисованию.  В процессе  работы, если требуется, оказываю посильную по-мощь. Помогаю в составлении композиции.

После того, как дети прорисуют все деревья, перед изображением снега предлагаю  им отдохнуть.

4.Физминутка

Ребята выходят из-за столов:

Заготовила зима                           (поочередно правую и левую руки на пояс)

Краски все, для всех сама.         (поочередно руки ладонями вверх вперед, вместе к груди)

Полю – лучшие белила.              (наклон, разводим руки в стороны)

Зорям – алые чернила.               (руки вверх, разводим в стороны)

Всем деревьям чистые,              (руки вверху, качаем ручками – влево, вправо) 

Блестки серебристые                  -//-

А на улице ребят                           (кружимся вправо)

Разукрасила подряд.                    (кружимся влево)

Как художник красит разным:   (ручки перед собой, поочередно выставляем каждый пальчик,

Кто играет, красит красным         сначала на одной руке, потом на другой)

Кто боится шевелиться,               (шевелим всеми пальчиками)

Краска синяя годится.                  («ежимся» потираем руками плечи)

Ни за что не выпросить               (наклоны головой влево, вправо)

По другому выкрасить.                (грозим пальчиком).

                                                                                                            (В.Фетисов)

5.Дидактическая игра «Подбери словечко»

- В яркий солнечный морозный день, каким вам кажется снег? (сверкающим, искристым, блес-тящим, серебристым, хрустящим, холодным)

- Мы говорим: «снег идет». А снежинки?...Подберите слова. (порхают, кружатся, летят)

- Когда идет сильный снег, как это можно назвать? (снегопад, вьюга, метель).

                                                                                                             (Из книги «Придумай слово» / Под ред. О.С.Ушаковой.-М.,1996)

6. – На  наших  картинах  не хватает  только снега.  Снег может быть разных оттенков: в тени  он  голубоватый,  светло-сиреневый;   на  солнце  он  розоватый,  светло-желтый.

Чтобы   изобразить его, давайте в палитрах разведем гуашь. Если смешать белую крас-ку  с  каплей  желтой – получится  светло-желтый  оттенок,  с каплей синей – голубой, с каплей красной – розовый.

Дети выполняют, затем изображают снег на деревьях.

Анализ детских работ:

Выкладываем рисунки на одном столе

- Заколдован неведимкой,

  Дремлет лес под сказку сна.

  Словно белою косынкой

  Подвязалося сосна.    (С.Есенин).

-Унас ребята получился настоящий зимний лес, скажите, ребята к какому жанру живо-писи относятся наши картины?

- Какими приемами изображения мы пользовались?

- Что больше всего вам понравилось в нашем занятии?

- Чему новому вы научились?

- Как вы думаете, Морозу понравятся наши рисунки?

Находим подарки от Мороза под «снегом». Общая благодарность за рисунки.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зим-него  пейзажа, вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразитель-ном творчестве.

Задачи:

- Учить детей создавать картину зимнего леса, видеть цветовые богатства зимней при-роды,  получать  нежные  оттенки  путем  смешения трех основных цветов с белилами, для изображения снега.

- Развивать  композиционные  умения,  закреплять  понятие  о  линии горизонта, даль-нем, среднем, ближнем плане.

- Воспитывать интерес к отражению в художественной форме  своих  представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Словарь: обогащать словарь образной лексикой.

Материал: репродукции или иллюстрации картин, тонированная детьми бумага (тони-рованный  верх,  белый  низ),  краски  гуашь  (всех цветов),  палитры, жесткие и мягкие кисти, салфетки, вода.

Предварительная работа:  

- Оформление композиции «Дремлет лес под сказку сна»;

- рассматривание  картин,  иллюстраций  с изображением  зимних  пейзажей  (Д.Алек-сандров     «Зимняя  сказка»,   И.Грабарь   «Зимний  пейзаж»,   «Февральская  лазурь», А.Куинджи «Солнечные пятна»; плакаты «Зима», «Зимний лес»);

- чтение литературных произведений о зиме (С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев «Чародей-ка  зима»,  Д.Зуев  «Зимний лес»,  В.Фетисов «Краски зимы»,  М.Пожаров «Заклинание зимы», А.Пушкин «Идет волшебница зима»);

-тонирование листов бумаги.

Методы и приемы:

- художественное слово;

- музыкальное сопровождение;

- объяснение, инструктаж, демонстрация;

- игра;

- индивидуальная помощь.

Дифференциация подачи материала:

- в первой группе дети работают самостоятельно;

- во второй группе дети пользуются советом, помощью товарищей, воспитателя.

                               КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО

                   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                         РИСОВАНИЕ

                    «ДРЕМЛЕТ ЛЕС ПОД СКАЗКУ СНА».

                                                                            Воспитатель: Демина В.А.

                                                                                                                                           2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно- эстетическому воспитанию (рисование с использованием аппликации) «Загадай желание золотой рыбке» в средней группе.

- Учить детей рисовать с помощью подручного материла-  поролоновой губки, сочетать рисование и аппликацию в одной композиции;- Развивать технику примакивания, умение проводить волнистые линии;- В...

Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»

Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в сказку"

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохлома" для старшей подготовительной группы....

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования Тема: «Краски осени»

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому воспитаниюс детьми старшей группы с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития. Сказка-потешка "Сорока-белобока"

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития.Сказка-потешка "Сорока-белобока"...