Методика обучения детей с нарушением зрения декоративному рисованию
методическая разработка по рисованию на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

При обучении рисованию детей с нарушением зрения особое значение имеют занятия по декоративному рисованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_dekorativ_risovaniyu.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей

с нарушением зрения декоративному рисованию

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Обучение рисованию воспитатель сопровождает словесными объяснениями. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание.

При обучении рисованию детей с нарушением зрения особое значение имеют занятия по декоративному рисованию. На занятиях воспитатель знакомит детей с разными видами народных росписей: дымковской, городецкой, хохломской и т.п.  Здесь важно научить различению и сравнению объектов, выделению их характерных особенностей орнамента, цвета и др. При формировании у детей с нарушениями зрения графических навыков используют следующие пути обучения: организуют ориентировочно-исследовательскую деятельность; обучают необходимым для этого навыкам на основе подражания; проводят коррекционные упражнения с использованием специальных пособий с целью отработки движений руки; большое внимание уделяют поэтапной инструкции педагога-воспитателя.

Обследование и анализ декоративной композиции организуются фронтально или индивидуально по схеме, соответствующей ведущим признакам изображения. Вначале определяются  признаки основного изображения в узоре: его название, форма. Затем отмечаем его относительную величину в сравнении с другими элементами узора, его цвет. Далее анализируем строение основного элемента, устанавливаем наличие и расположение более мелких деталей узора.

На следующем этапе обучения мы учим детей произвольно управлять движениями рисующей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность и слитность, ритмичность и амплитуду. Освоение графических движений – трудный и длительный процесс для детей с нарушением зрения, поэтому этот этап более сложен как для педагогов, так и для детей.

Одним из эффективных средств, содействующих пониманию и передачи пространственных взаимосвязи декоративной композиции является использование индивидуальных фланелеграфов и вырезанных цветных  контуров, деталей, узоров. Дети создают на фоне фланелеграфа соответствующие композиции по образцу, по наблюдению росписи на натуральных предметах, а позже - по словесной инструкции педагога. Они анализируют расположение элементов росписи и изображают это в композиции на фланелеграфе.Анализ взаиморасположения элементовобразца и анализ, создаваемого изображения происходит как бы одновременно.

Последний этап занятий по декоративному рисованию- подведение итогов работы. Эту часть работы мы строим с учётом зрительных возможностей дошкольников. Задания, в которых дети должны найти предмет с аналогичным узором, позволяют максимально активизировать их зрительное восприятие, совершенствовать навыки анализа, нахождения схожих и различных признаков в изображениях. Постепенно дети учатся правильно оценивать свои рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презентации представлен материал по теме: овощи...

Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст

В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...

Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании.

Конспект методических рекомендаций для проведения дидактических  игр в декоративном рисовании....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Презентация "Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании"

презентация - сопроводнение выступления по теме"Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании"...