Консультация "Нужно ли учить детей рисовать?"
консультация по теме

Смагина Марина Ивановна

Перед нами, взрослыми, стоит важная задача – как можно раньше заметить творческие способности ребенка и создать условия, в которых ребенок проявит свои способности, реализует их на практике, в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_uchit_detey_risovat.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли учить детей рисовать?

Перед нами, взрослыми, стоит важная задача – как можно раньше заметить творческие способности ребенка и создать условия, в которых ребенок проявит свои способности, реализует их на практике, в реальной жизни.

Рисование, аппликация, лепка – это те направления изобразительной деятельности, которые доступны даже малышам 1,5-2 лет. Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести в рисунок свои переживания, впечатления, радость, порой страхи и проблемы.

Часто, работая на городских конкурсах детского творчества, с тревогой и разочарованием приходиться отмечать, что детские рисунки  перестают быть детскими. Взрослых не устраивает детский, лубяной рисунок, они видят в нем только примитивность. «Стараясь» получить «полноценный» продукт детского творчества педагоги предлагают ребенку копировать заданный образец. Ребенок податлив и доверчив, ему проще нарисовать по образцу, созданному педагогами, чем по собственным представлениям и переживаниям. Получаем печальный результат – вместо живого художественного образа детского рисунка появляется застывший шаблон. Сегодня шаблоны имеют  признание у окружающих. Воспринимать шаблон легче, это не требуется душевных затрат, но у ребенка закрепляется шаблонное видение и стремление к созданию шаблонов.

Предлагаю поразмышлять – шаблон это плохо или хорошо. Обучаясь только по образцу взрослого, ребенок приобретает хорошие технические навыки, у него появляется определенная уверенность в своих силах, он получает немедленный результат. Но шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Дети могут так и не научиться ничего рисовать, кроме нескольких усвоенных построений отдельных предметов и полностью утратить личные средства выражения.

Чтобы научить ребенка рисовать, недостаточно дать ему карандаш или кисть, важно показать, как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Порой педагоги ограничиваются одним или двумя способами изображения, и снова ведут к шаблону в рисунке.

Вторая, очень сложная, проблема. Воспитатель позволяет себе сказать: «Я не могу учить рисовать, потому, что я сам не умею рисовать». Это говорит только об отсутствии личной мотивации педагога к изобразительной деятельности.

Давая ответ на вопрос, заданный данной статьей, мы утверждаем - детей можно и нужно учить рисовать. Но не художественной технике взрослых, а новому видению и новому пониманию пространства. Главное условие – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Мы поставили цель, провести анализ, определить возраст и причины  появления затруднений, которые испытывают наши воспитанники в изобразительной деятельности:

Особенности изобразительной деятельности

Особенности познавательной деятельности

Возраст возникающих проблем

Затрудняется в создании образа изображаемого предмета.

Проблемы с предметной деятельностью.

До 2 лет.

Затрудняется передавать свойства изображаемых предметов.

Проблемы с освоение сенсорных эталонов

До 3-3,5 лет

Затрудняется передавать свои впечатления, знания об окружающем мире

Проблемы с развитием аналитической деятельности, бедный кругозор, ограничения в разнообразии  видов деятельности

С 3 до 5 лет

Не владеет необходимыми графическими навыками и умениями рисования.

Проблемы  организацией обучения графическим навыкам и техническим навыкам рисования

С 2 до 7 лет

Следовательно, не только и не столько, врожденные способности определяют уровень изобразительных навыков и умений. Без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослого, дети начинают ощущать творческую беспомощность, теряют интерес к рисованию, изобразительной деятельности в целом.

Обучение рисованию дошкольника – это не обучение копированию, это не рисование по образцу, это не передача умение способом «рука в руке».

Понятие «обучение рисованию» очень емкое – это расширение представлений об окружающем мире, это развитие психических процессов, это формирование адекватных и живых эмоций, это набор разнообразных методов и приемов рисования, условия для самореализации, понимание ребенком своей значимости, значимости своего творчества для окружающих. Это целостная система обучения и развития. Отсутствие системы – это случайность в развитии.

Обучение рисованию мы начинаем с изучения окружающего мира. Занятия по рисованию, лепке, аппликации включены в единую цепочку занятий по единой лексической теме. Система лексических тем для каждой возрастной группы носит цикличный характер. Сложность изучаемого материала возрастает. Темы органично сменяют друг друга, обеспечивая педагогу возможность при знакомстве с новым материалом опираться на имеющиеся знания и умения детей. Дети учатся видеть предметный мир, выделять характерные признаки предметов, объектов, явлений, сравнивать отдельные признаки, определять особенности, пропорции, их расположение в пространстве, видеть отдельный предмет в окружении и взаимодействии с другими.

Знакомим ребенка с различными способами изображения, традиционными и нетрадиционными, мы обеспечиваем ему свободу выбора изобразительных средств.

Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет, размер, пропорции. Для изображения любого предмета нужно владеть техническими навыками рисования – свободно и легко проводить линии в любом направлении, аккуратно закрашивать рисунок, правильно использовать материал, правильно пользоваться оборудованием и инструментами. Этими умениями  и навыками ребенок может овладеть только с помощью взрослого.

Очень важно, что и как оценивает взрослый в детской работе. Не должно быть жестких рамок соответствия, в детской работе нужно оценивать  попытки ребенка найти свое, оригинальное изобразительное решение – в цвете, композиции, выборе темы, выборе изобразительного материала. Только при этом условии ребенок будет стремиться показать свою индивидуальность, станет творческой личностью.

Рисунок – это не цель. Цель – желание включиться в творческий процесс. В рисунке ребенок может ощутить, что он все может, ему все доступно.

Мы ответили на вопрос – ребенка нужно учить не рисовать, а побуждать его заниматься изобразительной деятельностью и создавать условия для его включения в творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»

Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»...

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Учим детей и учимся сами!

/основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьмис различными проблемами/....

Мы учимся сами и учим детей

Рекомендации по развитию и воспитанию детей...

Учим детей учиться исследуя новое

Развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения....

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»

Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....