конспект НОД по рисованию "Осеннее путешествие"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Ворушило Наталия Сергеевна

занятие преднознаенно для детей старшей группе детского сада по нетрадиционному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osenne_puteshestvie.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Осеннее путешествие»

в старшей группе

Подготовил и провер воспитатель

МБДОУ №16:

Ворушило Наталия Сергеевна

Цель: Создание образа волшебной осени живописным или графическим способом.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционных  техниках,  обогащать творческий опыт путем совмещения нескольких средств изображения;  учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания осеннего пейзажа; создать  условия, помогающие установлению закономерностей и связей в природе на примере осеннего времени года, закрепление  и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства.

Развивающие: развивать воображение, детское творчество при самостоятельном выполнении работы, мелкую моторику рук, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру, творческую индивидуальность, овершенствовать  технику работы в разных техниках рисования; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию,   вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, создать условия для воспитания аккуратности, добросовестности при выполнении работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.

Методы и приёмы:  художественное слово, вопросы к детям, беседа, показ приёмов рисования, объяснение, напоминание, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», прослушивание аудизаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», поощрение, рассматривание иллюстраций, пение песни о осени, чтение стихов и пословиц.

Материалы и оборудование:

ватман, капустные листья, соль, клей пва, гуашь, акварель, трафареты, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, влажные сафетки, бумажные салфетки, зубные щетки, клеенки на каждого ребенка, баночки с водой, рисунки и фотографии осеннего пейзажей на магнитной доске.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень», листопад.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей, заучивание стихотворений о осени, дид. игра «Десять птичек-стайка», слушание аудизаписи «Птицы в лесу».

Форма работы:  групповая.

Продолжительность:  25 мин.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент – письмо от осени.
  3. Отправление в путешествие.
  4. Беседа, с показом презентации.
  5. Игровые упражнения.
  6. Сюрпризный момент  - приход Осени.
  7. Творческая поисково-экспериментальная работа.
  8. Художественно творческая деятельность (нетрадиционная техника рисования).
  9. Физминутка.
  10. Высказывание детей.
  11. Итог.
  12. Прощание.

Ход НОД

Дети входят в музыкальный зал, звучит тихая музыка. Встают полукругом.

Воспитатель: Подойдите все ко мне, встаньте полукругом.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом. Давайте представимся нашим гостям.

« Мы из «Колоска» ребята

Мы, ребята-дошколята

В садик мы с утра идем

Там танцуем и поем.

В «Колоске»  мы все друзья (обнимаются)

Ведь без дружбы нам нельзя!»

Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг,

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

 (Цель – создание чувства группового единства).

Воспитатель:  А теперь поприветствуем гостей.

Поздаровайся дружок,

Пожелай здоровья,

Лечат очень хорошо

Доброта с любовью.

Здравствуйте! Исәнмәсез!

Дети здороваются.

Воспитатель: А теперь мои друзья все внимание на меня.

Показываю детям письмо-сюрприз.

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнаете ответ:

Всю зелень леса взяла и перекрасила

Добрая волшебница все вокруг украсила

Ярко-желтым цветом землю разукрасила

Все вокруг искрится

Все переливается

Как же это чудо

В природе называется?

Дети хором отвечают: Осень! (по татарски көз)

Воспитаталь:  Правильно. Вот что пишет вам Осень: "Ребята, я вас приглашаю к себе в  осенний лес». Отправимся в путешествие?

Воспитатель: Ребята, нас приглашают  в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.

Смотри, все замечай и ничего не пропускай. (Звучит музыка).

Воспитатель: Дорога предстоит трудная.

 Мы пройдем дорожками (маршируют)

 Мы пройдем тропинками (танцевальный шаг)

 Обойдем мы озеро (шаг крадучись)

 Обойдем мы дерево (на носочках, руки вверх)

 Ручеек по радуге перейдем

 И в страну волшебную попадем («по радуге» руки в стороны)

 Воспитатель:  Вот мы и на месте.  В сказочном, осеннем лесу. ( Звучит спокойная мелодия, шум леса)

Зал украшен осенними листьями, стоят деревья с желтыми листьями. Столы, стулья, мультимедийный экран.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Мы знаем, что время года сейчас – осень (көз).

Звучит музыка, входит Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости.  

Воспитатель: Осень хочет вас проверить. Сколько месяцев осенью. Назовите их (дети называют названия месяцев).

Осень: Да, прихожу я к вам в гости сентябре – это первый месяц. Потом  наступает второй месяц, октябрь – золотая осень.

Осень: А скажите мне,   почему осень называют золотой?

Дети:  Золотые листья, золотые деревья. Потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому все кажется золотым. На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья – как золотой ковер.  

А  последний месяц  ноябрь – его еще называют Предзимник. Он находится перед зимой.

Демонстрация слайдов под музыку Вивальди «картины осени». Негромко звучит музыка из цикла Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним об осени, какая она.

Приходит осень  к нам в гости в сентябре, когда солнце всё еще ярко светит  из-за горизонта. Немного  холодает, но еще тепло. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. Все деревья  и  кусты разукрашены по-своему, по-осеннему: кто - то в жёлтый наряд,  кто - то в ярко-красный. Люди надевают плащи, куртки, сапоги (слайд ).

В октябре пустеют поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток...

Всё чаще небо покрывают серые тучи, а в них на большой высоте начинается рождение дождя (слайд ).

 Кружатся в воздухе и падают на землю листья, один  красивее другого! Все разные (слайд ).

Ноябрь последний осенний месяц. Его еще называют Предзимник. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы (слайд ).

Дети становятся полукругом.

 Осень: Игра «Да  - нет». Я вам задаю вопрос, а вы, если это правда,  говорите – да, если не правда – нет.

 вопросы:

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Осенью   желтеют листья?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру.

Воспитатель: Посмотрите, какие деревья стоят  красивые, нарядные,

Листья желтые летят,

 Падают, кружатся,

 И под ноги просто так

 Как ковер ложатся!

 Что за желтый снегопад?

 Это просто …

Дети: Листопад.

Игра - физминутка «Мы по лесу шли…»

Воспитатель: Осень в гости к нам пришла

Дождь и ветер принесла

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги к нам ложатся

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем…

Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова,  находят тот листок, о котором говорится в тексте.

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли,

Мы листик дубовый нашли…

Мы  лист березвый  нашли…

Мы  кленовый лист нашли!

Воспитатель:  Посмотрите,  сколько разных листьев мы собрали. Ребята, а вы знаете, с каких деревьев они упали. Назовите.

Дети называют, с каких деревьев собрали листья.

Воспитатель: Вот ветер - шалун закружил наши листья в осеннем хороводе. Танец с листьями.

Осень: Дети, какие вы молодцы, так не хочется с вами расставаться, но уже скоро придет моя сестра зима и я должна уступить ей место. Я хочу, чтобы вы не забыли теплые осенние деньки и сохранили на бумаге память о них, давайте нарисуем сделаем «Осеннюю картинку».

Осень: Поэтому, я предлагаю вам стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать  будем не так как обычно, карандашами или красками, а по  волшебному, необычно.

Воспитатель: Мы будем рисовать пейзаж. Пейзаж – это значит изображение природы. Рисовать мы с вами будем осень, значит,  пейзаж у нас будет осенний.

Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон. Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по-волшебному.…Теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся волшебному рисованию.

Объяснение:

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать не кисточками, а листьями капусты.

Воспитатель: Посмотрите на лист капусты, на что он похож?

Дети: Лист похож на дерево (дети рассматривают листья пекинской капусты и определяют схожесть со строением дерева).

Воспитатель: Листик губкой намажу

 Снизу желтенькой я краской.

 Сверху я его проглажу –

 Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

 Ничего нет проще.

 Я могу наштамповать

 Небольшую рощу.

Воспитатель:  Обратите внимание, что листочки нужно тонировать губкой с той стороны,  где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение,  положить его на поднос. Вытираем руки влажной салфеткой.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним,  в какой цвет окрасились осенью деревья (дети отвечают  красный – кызыл, желтый – соры, оранжевый – кызыл соры)

Экспериментирование:

Осени и Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас нет оранжевой краски, что нам нужно сдела?

Дети: Подружить красную и желтую краску (смешать), получиться оранжевый цвет.

Осень: Молодцы, ребята.

Воспитатель: А еще мы нарисуем кусты с помощью трафарета, а закрашивать его будем с помощью ватной палочки.

Воспитатель: Что ещё можно нарисовать возле дерева?  (грибы, листья на земле) Грибы можно нарисовать с помощью оттиска из картошки. (показ)  

Воспитатель:  Рисуем клеем будущую листву на земле, а сверху посыпаем цветной солью.  

Воспитатель: А сейчас подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Осенниии листочки».

Мы листики осенние, (фонарики)

На ветках мы сидим.  

Дунул ветер - полетели, (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Мы летели, мы летели  

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал  (руки плавно поднять вверх)

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (руки плавно опустить вниз)

И на землю тихо сели.

Коллективная работа. Дети сами выбирают рабочее место. Выполнение работ детьми.  

Под музыку дети рисуют. (Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень»).

Воспитатель: Сейчас каждый из вас закроет глазки и пофантазирует, подумать, какие деревья будут у вас в осеннем лесу, как вы их расположите на рисунке? Вначале лучше нарисовать деревья и кусты. А потом листья под деревьям и грибы.

Можно приступать к работе (дети под музыку создают осенний пейзаж при помощи листьев капусты). Дети приступают к работе.

Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения.  

 Воспитатель: Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза) пейзаж». Давайте  полюбуемся ею. Анализ работ

Осень: Спасибо, дети! Мне очень с вами понравилось, вы сделали замечательные осенние деревья, точно такие же, как у меня в лесу. Эта работа будет напоминать о теплых осенних деньках. Я  хочу, чтобы частичка нашего знакомства  осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный сундучок вас порадовал. (открываю сундучек – достаю подарки для детей.  А мне пора с вами прощаться. До свиданья, ребята!

Воспитатель: Спасибо тебе, Осень. До свидания.  

Анализ работы:

Воспитатель: Вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.

 - Вы справились с заданием?

- Как вы считаете, что было самым трудным?

- Что было легким?

А нам в обратный путь собираться.

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад.

Ручеек по радуге перейдем

 Обойдем мы озеро

 Обойдем мы дерево,

 Мы пройдем тропинками,

 Мы пройдем дорожками

 И в детский сад  придем.

Воспитатель подводит итог занятия:

Воспитатель:  Вот мы и вернулись в детский сад.

- Где мы с вами сегодня побывали?

 -Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие?

- Вот наше занятие-путешествие закончилось. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

- До свидания. Саул булыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект занятия по физвоспитанию "Путешествие на остров "Спортус""

Представлен конспект сюжетного физкультурного занятия с использованием круговой тренировки....

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.Целевые ориентиры дошкольного образования: слушает ст...

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&r...

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции. Целевые ориентиры дошкольного образования: слушает стихотворения А....

Конспект Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в Фиолетовый лес. Знакомство с обезьянкой - восьмёркой" в подготовительной группе с использованием технологии В.В. Воскобовича

Данный конспект разработан на основе методических рекомендаций И.А. Помораевой и В.А. Позиной   по ФЭМП (Октябрь занятие № 3)...