НОД «Художественно – эстетического развития» «Гжельская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Дементеева Ирина Михайловна

Знакомить детей с русскими народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Художественно – эстетического развития»

       Тема: «Гжельская роспись»

Подготовительная группа

Воспитатель И.М. Дементеева

МБДОУ № 21 «Колокольчик»

2014 год

Пр.сод. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи из линий, капелек, завитков, точек; рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи. Развивать эстетическое творчество, восприятие предметов народного промысла, видеть их красоту. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал. Изделия гжельской росписи, иллюстрации, дид. игры «Укрась кружку», «Найди отличия», лист бумаги белой, трафареты, палитра, акварельные краски, кисточки, салфетки.

Предварительная работа. Знакомство с русским народно декоративно-прикладным искусством: «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома», «Весёлый Городец».

Активизация словаря. Быль, сервиз.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Вспомните, в гостях, у каких мастеров мы с вами побывали, назовите  росписи.

Дети Мы были в Городце, в Хохломе, в Дымково.

 - Напомните мне, что расписывали в этих городах,  и какие использовали краски.

Дети Хохлома – ложки, миски, бочонки. Красный, чёрный, «золотой» (охра). Ягоды.

Дымково – игрушки. Полоски, кружочки, точки, волнистая линия.

Городец – цветы, сказочные птицы.

- Сегодня я познакомлю вас с новой росписью, расскажу вам быль.

Кто-нибудь знает, что такое быль?

Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.  В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска.…  А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

- Какие изделия изготовляли мастера из глины?

Дети: Чайник, фигурку дворника, сахарницу.

-  Значит, разные вещи можно расписывать гжельскими узорами?

- А какими красками расписывали?

Дети:  Белой и оттенками синей. Эти узоры называются «гжель» (по названию места зарождения).

- Синюю и белую краску к каким тонам можно отнести, «холодный» или «тёплый». Почему?

                                 

   П. Синявский

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

 

Физминутка

Голубые, синие

Небо и ручьи.    (поднимают руки вверх)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.   ( приседание)

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.  (руками показывают волны)

Первые проталинки,

Первая трава.   (прыжки)

- Рассмотрим гжельские узоры: полоски, точки, капельки, «птичьи лапки», завиток, дугообразная линия.

Игра «Найди отличия».

Игра «Укрась кружку»

-Молодцы, ребята, справились с заданием.  И я вам покажу приёмы рисования  узора.

(Показываю)

- Такими узорами расписывали сервизы. А кто из вас знает, что такое сервиз?

Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. И на сервизах все узоры одинаковые.

- Мы будем расписывать посуду. Вы выберете то, что вам нравится, обведите на листе бумаги и придумайте свой узор с использованием элементов гжельской росписи. После занятия мы выберем лучший узор и им распишем чайный сервиз. Поэтому вам надо будет постараться проявить своё творчество, фантазию, выдумку.

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Подведение итога.

- Что вам запомнилось?

- Что понравилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Художественно-эстетическое развитие (рисование) "Роспись козленочка"

НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Русская роспись - хохлома"

Цель: познакомить детей с кистевой росписью - Хохломой....

Отрытая НОД по «Художественно – эстетическому развитию» Рисование «Роспись элемента тувинского орнамента «Рога барана» в технике «Эбру»

Задачи:Образовательные: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру»,   знакомить с элементом тувинского орнамента «Рога барана».Развивающие: Развиват...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Дымковская роспись" для детей раннего возраста

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковск...

Конспект ООД художественно-эстетическое развитие тема: «Роспись пасхального яйца» в подготовительной группе

Конспекторганизованно-образовательной деятельностиобразовательная область:художественно-эстетическое развитиетема: «Роспись пасхального яйца»в подготовительной группе...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по художественно –эстетическому развитию « Городецкая роспись

Цель: Создание образа городецкого узора на разделочной доске. Задачи:Образовательные:побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цв...