Проект по художественно-эстетическому развитию "Русская роспись - хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме

Цель: познакомить детей с кистевой росписью - Хохломой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_rospis_-_hohloma.docx130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22»

ПРОЕКТ

по художественно-эстетическому развитию

«Русская роспись – ХОХЛОМА»

комбинированная группа детей 5 – 7 лет

«Медведюшка – Батюшка»

Выполнили: Романова А.Э.

2015г.

Художественно-эстетический проект

«Русская роспись – Хохлома»

Тип проекта: познавательный.

Длительность: кратковременный.

Актуальность: в дошкольном возрасте закладываются основы любви к искусству. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний. Знакомство детей с одним из видов кистевой росписи. Формирование у детей навыков правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки; подбирать палитру цветов, соответствующую виду росписи.

Участники проекта: дети разновозрастной комбинированной логопедической группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: знакомство детей с одним из видов русской кистевой росписи – Хохломой.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к русскому народному прикладному искусству в условиях дошкольной практической творческой деятельности.
  2. Декоративное оформление образца элементами декоративной росписи.
  3. Обратить внимание детей на разнообразие узора, в зависимости от формы изделия.
  4. Воспитывать интерес и художественно-эстетическое отношение к народному прикладному искусству.
  5. Совершенствовать навыки рисования красками (гуашь, акварель) – наносить краску аккуратно, кончиком кисти; мазки делать четкими, в соответствии с рисунком на образце.

Ожидаемые результаты:

Развитие детского интереса к одному из видов прикладного искусства.

Развитие инициативы и любознательности, со стороны детей, в получении новых знаний и умений.

Этапы проекта

Этап

Временной интервал

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Ожидаемый результат этапа

диагностический

1 занятие

Показ дидактического материала

Рассматривание дидактических иллюстраций

Знаю-не знаю

Постановка проблемы

1 занятие

Знакомство с прикладным искусством

Проявление интереса

Желание познакомится

Основной этап

1 занятие –сбор информации из имеющегося в группе

1-2 занятия – работа над проектом с участием родителей

Организация по поиску информации в группе

-----------

Создание проекта

продукт

кульминация

1 занятие – подведение итогов с детьми

Подготовка и проведение коллективной работы.

Подготовка выставки совместных работ родителей и детей.

Участие каждого ребёнка.

Привлечение и заинтересованность родителей.

Коллективная работа,

выставка

Выставка (родители и дети)

рефлексия

0,5 занятия

1 занятие – свободное творчество по мотивам в группе

Рисунок в свободное время

Нравится – не нравится

Количество часов

5,5-6 занятий

(3 часа)

Паспорт проекта

Цель проекта

знакомство детей с одним из видов русской кистевой росписи – Хохломой

Основные задачи проекта

1. Приобщать детей к русскому народному прикладному искусству в условиях дошкольной практической творческой деятельности.

2. Декоративное оформление образца элементами декоративной росписи.

3. Обратить внимание детей на разнообразие узора, в зависимости от формы изделия.

4. Воспитывать интерес и художественно-эстетическое отношение к народному прикладному искусству.

5. Совершенствовать навыки рисования красками (гуашь, акварель) – наносить краску аккуратно, кончиком кисти; мазки делать четкими, в соответствии с рисунком на образце.

Ожидаемые результаты проекта

1.Желание познакомиться

2.Коллективная работа

Разработчик проекта

Воспитатель Романова А.Э.

Сроки разработки проекта

3-4 неделя октября (6 часов)

Участники проекта

Дети разновозрастной комбинированной логопедической группы, родители, воспитатели

Предварительная работа:

  1. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах.
  2. Рассматривание иллюстрации технологии выполнения письма (фонового и верхового), изготовление изделий.
  3. Знакомство с основными элементами росписи (орнаментальные полосы).

Стихи и загадки о хохломе

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Хохлома

Посуда не простая

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она –

Золотая хохлома.

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

***

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!                        (Н. Глазков)

***

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Физкультминутка.

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

 Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

 Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Золотая хохлома

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром.суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».                http://www.gar-ptisa.ru/admin/pictures/3302067b.jpg                        http://www.souvenirdvor.ru/published/publicdata/SOUVENIRSOUV/attachments/SC/products_pictures/NIK_8673ko.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Нет краше Хохломы"

Практическое занятие образовательной области "Художественоо-эстетическое развитие "Рисование"...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Дымковская роспись" для детей раннего возраста

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковск...

Презентация проекта по художественно-эстетическому развитию из опыта работы в группе раннего возраста «Дымковская роспись с детьми раннего возраста»

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковск...

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....

"Городецкая роспись" проект по художественно-эстетическому развитию

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23657442","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Открытое образовательное мероприятие в средней группе по направлению художественно-эстетическое развитие. Тема: «Золотая хохлома, роспись хохломских досок»,

Направлено на воспитание интереса к народным промыслам, любови  и бережного отношения к природе, к народному декоративному творчеству; развитие умений активно и творчески применять ранее ус...