ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»
проект

Кузнецова Ольга Андреевна

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная общеобразовательная организация Кизнерский детский сад № 6 «Италмас».

ПРОЕКТ

по художественно-эстетическому направлению

Тема: «Золотая хохлома».

                                                                        Тип проекта: творческий,

                                                                        Практико - ориентированный.

                                                                        Вид проекта: долгосрочный

                                                                        Автор проекта: Кузнецова О.А.,

                                                                        воспитатель  изодеятельности                                                                              

                           

                             

2019 г.

Актуальность проблемы

«Самым высоким видом искусства,

 самым талантливым, самым гениальным

 является народное искусство,  

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

                                                                 М.И.Калинин        

     Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений (Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева). Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

     Прекрасным образцом такого искусства, доступным восприятию дошкольников, по праву можно назвать хохломскую роспись. Изучая изделия хохломского промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Не случайно предметы быта, декорированные хохломским узором, прочно вошли в интерьер дошкольных учреждений.

     Однако простое созерцание декоративной росписи не является залогом того, что дети будут приобщаться к народному искусству. Задача взрослого -  научить детей не только испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных красок, но и воспитать в них стремление овладеть секретами росписи, желание самим создавать прекрасное, соблюдая традиции народного промысла, уважение к народному мастеру, создавшему богатство и разнообразие мотивов росписи, чувство гордости за умелость и талант хохломских художников.

     В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия для художественно-эстетического развития детей с использованием народного промысла  Хохлома. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей, вкуса и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием приемов хохломского промысла.                                                                  

     Результаты наблюдения за  детьми в ходе образовательной  деятельности по декоративно прикладному искусству показали, что дети не ориентироваться в различных видах росписи и  испытывают затруднение в определении той или иной росписи, не владеют необходимыми навыками и умениями хохломского письма.

      На этапе мониторинга был проведен опрос детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня знаний и умений по теме хохломской росписи. (Приложение 1). В диагностике принимали участие 10 детей. Первичная диагностика показала, что у 20 % (2 ребенка) детей низкий уровень, у 70 % (7 детей) – средний уровень, у 10 % (1 ребёнок) - высокий. (Приложение 2).

     Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание последующей практической работы, для повышения уровня развития основ художественной культуры ребёнка, в процессе ознакомления с хохломской росписью.

       Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Поэтому было проведено анкетирование родителей «Декоративно-прикладное искусство в жизни дошкольника» (Приложение 3), которое помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно-эстетического развития детей.

     Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию художественно-эстетических способностей детей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей. (Приложение 4).

     Проанализировав  результаты диагностики детей и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что работа по художественно-эстетическому развитию через  хохломскую роспись проводится эпизодически и крайне редко. Считаю, что для развития основ художественной культуры в процессе ознакомления детей с хохломской росписью требуются дополнительные педагогические условия

    Таким образом, на разработку проекта «Золотая хохлома» повлияла необходимость провести с детьми углубленную работу в этом направлении, а так же необходимость вовлечения родителей во взаимодействие с педагогами по вопросу  развития основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство.

Задачи проекта:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями и выразительными средствами хохломской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию и  развитию основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство.
  • Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду;
  • Пополнять развивающую предметно-пространственную среду.

    Решение данных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению. Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
  • Принцип доступности и  систематичности обучения.
  • Принцип связи обучения с жизнью.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип целенаправленности.
  • Принцип связи обучения с другими видами деятельности ребёнка.
  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип построения материала от простого к сложному.

Для решения задач проекта определены методы и приёмы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Длительность проекта: с января по май 2019г.

Участники проекта:

Воспитатели группы

Воспитанники группы

Родители (законные представители) воспитанников группы.

Ожидаемый результат:

дети:

  • познакомятся с хохломским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи;
  • повысится устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров;
  • будут различать и называть вид народного декоративно-прикладного искусства (Хохлома), самостоятельно проводить анализ изделия, выделять характерные средства выразительности и применять в работе полученные знания, умения и навыки;
  • пополнится изо уголок пособиями по народно-прикладному искусству;

родители:

  • вовлечение во взаимодействие с педагогами по вопросу  развития основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство - Хохлому;
  • повысится компетентность в вопросе о народном хохломском промысле, о ее особом стиле росписи.

педагог:

  • повысится профессионализм;
  • овладеет современными методами и технологиями по декоративно-прикладному искусству;
  • самореализация.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

п/п

Этапы

Сроки

1.

Подготовительный этап (организационный)

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Январь - февраль

2.

Основной этап (практический)

-оснащение материальной базы          

-проведение образовательной деятельности и мероприятий

Март - Апрель

3.

Заключительный этап (Обобщающе - результативный этап)

-анализ результатов проекта.

Май

Организационный план проекта

п\п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный этап

1.

Изучение состояния современного дошкольного образования. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Январь

Кузнецова О.А.

2.

Изучение литературы, методических разработок по теме проекта

Январь

Кузнецова О.А.

3.

Выявление уровня  знаний и умений по теме хохломской росписи у детей.

Январь

Кузнецова О.А.

4.

Проведение анкетирования родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»

Февраль

Кузнецова О.А.

5.

Написание перспективного плана по хохломской росписи в соответствии с комплексно-тематическим планированием

Февраль

Кузнецова О.А.

6.

Подбор материала для игр.

Февраль

Кузнецова О.А.

Основной этап

1.

Оснащение изо уголка материалом по хохломской росписи

Март

Кузнецова О.А.

2.

Изготовление лепбука «Золотая хохлома»

Март

Кузнецова О.А.

3.

Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей:

-«Декоративно-прикладное искусство в саду и дома»

-«Золотая хохлома - гордость России»

-«Что такое хохлома?» (Приложение 5) 

Март

Кузнецова О.А.

4.

Составление картотеки игр по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. (Приложение 6)

Март

Кузнецова О.А.

5.

Оформление полочки «Умных книг по хохломской росписи»

Апрель

Кузнецова О.А.

6.

Беседы для детей по знакомству с хохломской росписью. (Приложение 7)

Апрель

Кузнецова О.А.

7.

Проведение непосредственно-образовательной деятельности по хохломской росписи.

(Приложение 8)

Апрель

Кузнецова О.А.

8.

Привлечение родителей к участию в реализации проекта:

 -изготовление раздаточного материала (трафареты, печатки ...)

 -изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с хохломской росписью «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».

Апрель

Кузнецова О.А.

Заключительный этап

1.

Обобщение и систематизация результатов проекта

Май

Кузнецова О.А.

2.

Распространение опыта:

-Показ открытой непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Волшебный завиток хохломы»

-Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»

-Выставка детских рисунков на тему: «Город мастеров»

Май

Кузнецова О.А.

Заключение

       Для определения эффективности проделанной практической работы, направленной на развитие основ художественной культуры ребёнка в процессе ознакомления детей с хохломской росписью, была проведена диагностика детей, анализ продуктивной деятельности и самоанализ.

       Диагностика детей выявила высокий уровень у 30 % детей, и 70 % - имеют средний уровень. Низкого уровня не выявлено.

       Проанализировав работы дошкольников, был сделан вывод, что дети владеют необходимыми навыками и умениями хохломского письма. Все дети достаточно хорошо передают в рисунке образы, сюжеты, замысел, понимают, что от них требуют, рисуют самостоятельно, проявляют интерес к рисованию.

      Правильно изображают величину, соотношение строение, образы Хохломы. В работах присутствует воображение, характер, мысль.

     В свои рисунки дети вносят разнообразие, колорит, используя хохломскую палитру, знают разные способы и приемы рисования, владеют выразительными средствами. Знают, называют элементы хохломской росписи. Знакомы с историей народного промысла, искусством народных мастеров и умельцев и техникой изготовления Хохломы.

      Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

     Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с полочкой «Умных книг»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию основ художественной культуры ребёнка.

     В процессе проделанной практической работы, заметно вырос уровень представлений детей о произведениях хохломского искусства. Это выразилось в обсуждениях и самоанализе детей, умении видеть красоту в предметах быта, в чувстве гордости за народных мастеров. Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к хохломской росписи.

     Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству, раскрыла индивидуальность детей, скорректировала межличностные отношения.

    Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на художественно-эстетическом и нравственном воспитании дошкольника. Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

     В будущем мною будет продолжена работа по формированию и развитии основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство.

Список литературы

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  3. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно – прикладное искусство. Парциальная программа, Санкт- Петербург, Детство – Пресс, 2011год.
  4. И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2009г.
  5. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
  6. И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
  7. Лыкова И. А. Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014
  8. Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет», издадельство «Учитель», 2014
  9. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  10. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  11. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  12. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 2005
  13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 2005.
  14. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с.
  15. Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России.
  16. Яхнин Л.Л. Веселое слово Хохлома; - М.; Малыш, 1987,
  17. Орлова Л.В. Хохломская роспись, - М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.
  18. Дорожкин Ю.Т. Простые узоры и орнаменты Рабочая тетрадь по основам народного творчества.- М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.
  19. «От побасёнок и прибауток до Золотой хохломы». Н.Криницина. Д/в №10-1994
  20. Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного возраста по декоративно-прикладному искусству. Под ред. С.Вохринцевой.
  21. Посмотри и раскрась «Хохлома», «Городецкая роспись», русские народные промыслы, ООО «Аделаида», Москва,2014 год.

Приложения

Приложение 1.

Анализ уровня развития  знаний  детей

о народном декоративно прикладном искусстве.

Определение росписи:

  1. Называет роспись правильно
  2. Называет не правильно
  3. Молчит (сомневается)

Описание изделия:

  1. Описывает достаточно полно
  2. Называет лишь некоторые признаки
  3. Совсем не называет признаков

Сравнение по сходству и различию:

  1. Сравнение полное и последовательное
  2. Указывает сходство и различие по одному признаку
  3. Не проводит действие сравнение

Выражение своего отношения к произведениям народного искусства:

  1. Ярко выраженное положительное обоснованное отношение
  2. Положительное не обоснованное отношение
  3. Не даёт оценки, безразличное отношение.

Анализ выполнения узора на силуэте изделия (соответствие элементов):

  1. Полное соответствие узора
  2. Частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме композиции
  3. Большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи

Анализ выполнения узора на силуэте изделия (уровень творческого решения):

  1. Вносит в соответствии   со   стилем новые    1-2    элемента
  2. Вносит     незначительные элементы
  3. Полностью  копирует изделие

Анализ выполнения узора на силуэте изделия (уровень завершенности):

  1. Роспись завершена    полностью
  2. Завершенность работы    составляет 2/3
  3. Завершенность составляет 1/3

Анализ выполнения узора на силуэте изделия  (техника исполнения):

  1. Высокая
  2. Средняя
  3. Низкая

Оценка работы осуществлялась по 4-х балльной системе:

3 — высокий уровень развития;

2 — средний уровень развития;

1 — низкий уровень развития;

Характеристика уровней знаний  детей о народном                                                               декоративно-прикладном искусстве.

Нулевой уровень (от 0 до 8 баллов).

    Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам сходства и различия. Затрудняется в выражении своего отношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Копирует роспись изделия без детализации. Низкий технический уровень исполнения. Работа часто бывает не завершена.

Низкий уровень (от 9 до 16 баллов).

    Называет один вид росписи. Описание неполное, только одного изделия. В сравнении изделия затрудняется. Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3.

Средний уровень (от 17 до 24 баллов).

    Ребенок называет оба вида росписи. Описывая изделие, называет характерные признаки (1-2). Указывает сходство и различие по одному признаку. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Работа бывает завершена почти полностью (на 2/3). Достаточно высокая техника исполнения.

Высокий уровень (от 25 до 32 баллов).

     Называет оба вида росписи. Описывает изделие подробно, выделяя характерные признаки (не менее 3). При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум   признакам.  Дает детальную,   обоснованную  оценку  своего отношения к изделию. Наблюдаем ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена, техника исполнения высокая.

Приложение 2

Данные диагностики по выявлению уровня развития знаний  детей

о народном декоративно прикладном искусстве.

   Диагностика проводилась  на начало реализации проекта. Первичная диагностика показала, что у 20 % (2 ребенка) детей низкий уровень, у 70 % (7 детей) – средний уровень, у 10 % (1 ребёнок) - высокий.  

Результаты диагностики на начало проекта

Приложение 3.

Анкета для родителей

«Декоративно-прикладное искусство в жизни дошкольника»

Посещаете ли Вы с детьми выставки, экспозиции, картинные галереи?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иногда.

Знакомы ли Вы с декоративно-прикладным искусством, применяемым в работе с детьми?

  1. Да;
  2. Нет;

Из каких источников Вы получили знания об использовании декоративно-прикладного искусства в работе с детьми?

  1. Смотрели передачу по телевизору.
  2. Читаете педагогическую литературу.
  3. Узнали от воспитателей детского сада.

Что, по Вашему мнению, дает ребёнку занятия по декоративно- прикладному искусству?

  1. Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
  2. Развитие фантазии, творческого мышления и воображения;
  3. Развитие пространственного восприятия;
  4. Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  5. Становление некоторых навыков художественного творчества;
  6. Проявление и развитие индивидуальности;
  7. Ничего не дают;
  8. Затрудняюсь ответить.

 

Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иногда.

Имеются ли у вашего ребёнка дома все необходимые художественные материалы для самостоятельного творчества?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. Частично.

Нравятся ли вашему ребёнку занятия по хохломской росписи применяемые в детском саду.

  1. Да;
  2. Нет.

Приложение 4.

Анализ анкетирования родителей воспитанников

     Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к народному декоративно-прикладному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п.

     Результаты  анкетирования показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию художественно-эстетических способностей детей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей.

      Рекомендации родителям: материалы  необходимо располагать в поле зрения ребенка, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, предметами декоративно-прикладного искусства, предлагайте  рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка декоративным рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Приложение 5.

Консультации для родителей

ТЕМА: «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома»

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству

(Н. А. Ветлугина).

    Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

     Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

     С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

     Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

     Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

       Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

    Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Хохлома – красота несравненная.

     Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичны и полосы на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.

     Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

Можно загадать ребенку загадку: "Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют… (хохломой).

Голубая Гжель.

    В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да, такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно — голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Филимоновской игрушка.

      Ценность филимоновской игрушки в ее подлинности, в её корнях, уходящих в глубокую древность. Мастера-филимоновцы  бережно хранят традиции своих предков. Филимоновские игрушки узнаваемы и сказочны одновременно, что очень важно для развития образного мышления и воображения. Герои филимоновской игрушки – это  крестьянки, барыни, солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще всего изображаются коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и петухи. Все филимоновские игрушки изначально выполняли функцию оберегов и магических инструментов.

      Еще одна особенность филимоновской игрушки, что все они имеют свисток. У животных он расположен в хвосте, фигурки людей всегда держат птицу или зверька-свистульку. Эту особенность можно использовать, играя с малышами в музыкальные игры. Научите ребенка дуть в свистульку, слушать и регулировать силу звука, повторять за вами мелодии с разным темпом и ритмом. 

     Начиная с 5-ти лет  расширять представление детей о филимоновской игрушке, рассказывая о происхождении, особенностях изготовления. Старшие дошкольники с удовольствием создают поделки и игрушки из различных материалов по мотивам филимоновской игрушки, осваивают роспись на плоскости и на объеме.

Городецкая роспись.

     В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась. Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.

Жостовские подносы.

     Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы. Роза - королева цветов, её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков. Но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок, это очень длительный процесс.

      В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый. Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

      Полхов-Майданские мастера главные по изготовлению матрешек? Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками – Городецкие, Семеновские, Федосеевские. А Полхов-Майданские из них самые молодые. У мастеров других народных промыслов на первом месте была серьезная работа – они изготовляли нужные в хозяйстве предметы: посуду, орудие труда, а если оставалось время, то делали игрушки на забаву детям. А Полховские мастера наоборот. Прежде делали игрушки на все детские возраста и вкусы: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские музыкальные инструменты и называли все эти изделия забавным словом «таратушки». Ну а потом, если время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся ассортимент игрушек Полхов - Майданских мастеров.  

В росписи  Полхов – Майданской  матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи  используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме   « кругляшек». При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Уважаемые родители, помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

ТЕМА: «Что такое хохлома?»

      За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписные деревянные изделия, выполненные в стиле хохломской, городецкой и других росписей.

     Эмоционального, творческого развития ребенка современная педагогика требует, прежде всего. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд творчества».

      Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития  художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

      Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивляемся мы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медовый аромат, и гудят на все голоса мохнатые пчелы-труженицы?

     Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ее, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполнены. К ним относится и хохлома.

     Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу, выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.

     В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в г.Семенове, селах Семино, Новопокровское.

      Интересен процесс изготовления хохломских изделий. Точеное или столярное изделие грунтуют жидкой глиной, пропитывают сырым льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой 3-4 раза с просушкой после каждого покрытия. Когда олифа на изделии высохнет, его покрывают слоем алюминиевого порошка. Далее изделие расписывают масляными крачками. Снова сушат при температуре 300 градусов. Лак темнеет, придает изделию золотистый оттенок.

       Необходимо обратить внимание детей на главную особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью, то есть кистевым приемом.

     Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Но хохломские мастера работают не только кистью, а и трафаретом. Трафаретом или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть один и тот же узор.

       Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись – гибкие травинки наносятся концом кисти поверх золотого фона и роспись под фон – сначала наносится линейный контур рисунка, затем закрашивается фон и оживляется мягкими мазками оставленный не закрашенным серебряный орнамент. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья сверкают червонным золотом на алом или бархатном фоне.

       Ведущей росписью является травное письмо. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и более – кустиком.

      Травка обычно пишется красным или черным цветом. Ее основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра.

     Роспись по дереву – яркая, красочная, украшает наше жилище, она вносит нарядную декоративность в жилой и общественный интерьер.

     Знакомя детей с хохломской росписью, хохломскими изделиями в доступной для дошкольников форме, нужно рассказать о том, что все эти предметы изготовлены из дерева, а затем исписаны. Детей заинтересует то, что рисунок «золотой», никакого золота в приготовлении этих вещей не применялось (рассказать, как изделие подвергается тщательной, многогранной обработке).

     Рассмотрев рисунок на чаше, ложке, нужно задать вопрос: «Что здесь нарисовано?» Дети без труда узнают ягоды клубники, рябины, цветы, листья. Работа проводится в два этапа: первый этап – беседа (выявление и уточнение знания о росписи), второй – целевая экскурсия в природу для рассматривания и сравнения увиденного с образцами хохломской росписи.

    Следует обратить внимание детей на то, что главная тема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию – завиток. На нем располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «развилка» - травка, мелкие ягоды, штрих.

    Дети постепенно приобретают простейшие знания об особенностях хохломской росписи. Они учатся выделять предметы прикладного искусства Хохломы в окружающем. Начинают обучаться под руководством взрослых и техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а тонкие линии и точки – концом кисти; держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Дети учатся рисовать простейшие элементы: сначала наносить мазки кистью, составлять из них веточку и только потом рисовать ягоды смородины, листья, ромашку. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

      Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.

ТЕМА: «Золотая хохлома – гордость России»

    Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
"Хохлома" - старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, разросшаяся еще к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой. 
Искусство хохломы возникло и развивалось в лесах Заволжья, в массовом местном промысле, изготовлявшем деревянную токарную посуду и ложки, впитывая в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. От одного поколения художников к другому в промысле передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота, известная еще иконописцам Древней Руси и приспособленная местными самобытными изобретателями к декорировке деревянной посуды.  Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
      Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс.
     Хохломской рисунок еще характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создавался лиственно-ягодный, так называемый травный, орнамент – изображения земляники, малины, ежевики, крыжовника, смородины, рябины и т.п. – выполненный сочетаниями красного и золотистого, красного и черного или же золотистого и черного цветов.
В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в Нижнегородской области.
     Сегодня Семенов это развитый туристический центр в котором проводиться фестиваль «Золотая хохлома - душа России». Здесь есть что посмотреть. Туристы могут посетить музейно-туристический центр «Золотая Хохлома» или фабрику «Хохломская роспись», чтобы пройтись по ее цехам, увидеть, как рождается и расписывается деревянная ложка, панно, матрешка, красивая посуда, мебель. Гостям нашего города предоставляется возможность приобрести уникальные изделия народных промыслов. Так семеновская хохлома стала для всего мира визитной карточкой города. Это действительно душа России.

                                                                                           

                                                                                                  Приложение 6

Дидактические игры по ознакомлению детей

с декоративно-прикладным искусством.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование. Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Дидактическая игра «Хохломские  узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Хохломские узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты хохломских изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов хохломской росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры птиц. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Материал и оборудование. Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

Игровое правило. Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

                                                                       

                                                                                        Приложение 7

Беседа для детей по знакомству с хохломской росписью

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

       Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

     Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

     Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

     Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

     И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. («Шпаклюется» -  покрывается тонким слоем глины, становится похожей на глиняную, что гончары лепят. «Шкурится» - специальной наждачной бумагой (которая покрыта очень мелкими частицами камня, можно показать) протирается, чтобы изделие было не шершавое, а очень гладкое. «Олифится» - покрывается специальным быстровысыхающим составом для пропитки деревянных поверхностей.)

      Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.) а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нет:

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий.

       Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда: Братина, ковш, ендова – в старину это большие чаши для напитков, которыми пользовались за праздничным столом

      Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост

– корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Братина  солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

       Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

                                                                                                           Приложение  9

Элементы хохломской росписи

«Криуль» - главный элемент, он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Еще его называют волнистым стеблем.

«Осочки» - самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками

«Капельки» - рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» - это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

«Ягодки» - брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком (Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку). Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

                                                                                                      Приложение 10

Правила рисования краской

  • Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
  • При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
  • При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
  • Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
  • При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
  • Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь

                                                                                               

                                                                                                      Приложение 11

Легенды и сказки для знакомства детей

с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(знакомство со знаками народных орнаментов)

           I  вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

        Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

        Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

        Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».

        Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

        Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

      II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

        Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

        Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

        Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

        Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей.  И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

        Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…

        Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

        После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

Легенда «Золотая Хохлома»

(знакомство детей с искусством Хохломы.)

      I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужи накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и в миг она словно «золотая» стала. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести. Научила она мужика расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее таким способом, что она светится, блестит, словно «золотая». С тех пор стал мастер делать посуду не простую. Узнал про это царь в Москве, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот он и послал своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, рассказала ему обо всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую посуду изготовлять. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей. Никто их больше ни где и не когда не встречал. А «секрет» мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

      II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

      Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.

                                                                                         

                                                                                                         Приложение 12

Художественное слово о народных промыслах.

Русский сувенир.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Припев:

Сувенир, сувенир, русский сувенир.

Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,

Хохломские ложки – лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони,  петушки

И Павловские все в цветах платки.

Припев:

Синь озер голубых, белые снега

Подарила гжели матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар.

Будет рад подарку всяк,

И млад, и стар.

Припев:

                Слова и музыка Э. Чуриловой

О Хохломе.

Терем, терем, теремок

Он не низок не высок

Расписные здесь завалинки

С хохломским узором ставенки

Солнце светит по утру,

Звери к терему идут.

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне.

                        В. Боков

Золотая   Хохлома.

Стоит студеная зима,                                        

Снежинки кружит буйный ветер                                

А золотая хохлома                                                 

Номинает нам о лете.                                        

Ладья: цветущий хвост – корма,                                

Нос – петушиная головка.                                        

Плывет по лесу Хохлома,                                        

Расписанная очень ловко.                                        

Бочонок солнечен весьма,                                        

На нем цветы и земляника.                                        

Семеновская Хохлома                                        

Вся золотисто – краснолика.                                

В тарелочках не полутьма,                                        

Не сумрак в вазах и солонках;                                

Напоминает Хохлома                                        

Родную, милую сторонку!                                                                        

                                Н. Глазков

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Золотые яички".

1 младшая группа, нетрадиционное рисование, способ - тампонирование....

НОД по художественно-эстетическому развитию по теме: «СКАЗОЧНАЯ ХОХЛОМА» для детей старшей группы

Формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению....

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Золотая осень» с использованием нетрадиционных техник в подготовительной группе «Солнышко»

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования осенними листьями, уточнить и обобщить знания об осени.Программные задачи:Обучающие:-Формировать умение прижимать осенний лист к цветной бумаге и ...

Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22420083","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект образовательной деятельностив области «Художе...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Тема: «Золотые рыбки». Старшая группа.

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:*Образовательные:Учить детей рисовать рыбок, соблюдая пропорции, правильно передавая их форму, цвет, строение.Закреп...

«Художественному-эстетическому развитию» На тему: «Золотая осень».

Конспект открытого занятия по рисованию «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в старшей группе. Цель:- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисова...