Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Что может краска?»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Мамелина Юлия Викторовна

Формирование у ребенка эмоционально-чувственного развития. Расширение диапазона цветовосприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelno.docx258.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Что может краска?»

Цель: Формирование у ребенка эмоционально-чувственного развития. Расширение диапазона цветовосприятия.

Задачи:

Расширение представления детей о смешивании цветов и умение их различать.

Развитие фантазии и творческого воображения.

Укрепление здоровья детей, через использование на занятии нетрадиционных методов оздоровления: гимнастика для глаз.

Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.

Воспитание этического отношения к цвету и краскам.

Предварительная работа: проведение ряда занятий: “Страна цвета”, “Цветик- семицветик”, гимнастики для глаз, физкультминуток, подвижная игра « Краски», упражнение на ощущение цвета, его настроение, чтение сказок: “Зеленушка”, В. Кротов, “Рыжий город”, Г.Юдин, “Голубой светофор”.Д. Родари.

Материалы и оборудование:

4 плоскостных фигуры с изображением Красной, Синей, Желтой и Белой королевы, палитра  для смешивания цвета; силуэт белых лепестков; ваза для цветов с лепестками синих и красных оттенков .  Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для экспериментов для смешивания красок, палитра, баночки с водой. Пособие  В. Воскобовича   Коврограф «Ларчик»,  «Лепестки», «Волшебные веревочки», «Разноцветные квадраты» 

Описание.

 Воспитатель берет в руки краски и спрашивает детей:

«Хотите, я вам расскажу сказку о трех царевнах царства красок?»

«В некотором царстве, Красочном государстве жили-были три прекрасные царевны: Красная, Желтая и Синяя.

Самой горячей, яркой, величественной, веселой была Красная царевна.

Доброй, солнечной, золотой, богатой была Желтая царевна.

Спокойной, тихой, печальной считалась Синяя царевна.

(Воспитатель на доске располагает трех человечков:  красного, желтого и синего)

                                         http://ramdou14.ucoz.org/kraski1.jpg

 

Каждую царевну окружали предметы, животные и растения, которые подходили ей по характеру и цвету. 

(Воспитатель размещает на доске изображение  домов, животных и растений, выполненных в гамме трех основных цветов.)

http://ramdou14.ucoz.org/kraski2.jpg 

Все остальные краски очень завидовали трем важным царевнам. Зеленой краске тоже хотелось быть главной и иметь свой дом, красивые цветы и многое другое.

«Я так приятна для глаз,- говорила она.- Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не царевна?»

Но, краски дружно возражали ей:

 «Ты прекрасная и очень привлекательная, но зеленый цвет не основной, не главный. Всю многоцветность мира можно передать только с помощью трех красок — красной, желтой и синей. А если тебя начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится».

«Это не так! Я тоже хочу быть главной»,— твердила упрямая Зеленая краска.

Надоели царю царства красок эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная.

Ребята, оказывается у красок тоже имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета. Сейчас я вам покажу это.

(воспитатель рассказывает детям последовательность выполнения опыта. На столах стоят  прозрачные стаканчики с водой, краска. Карточки с полученными цветами помещаем на доску.

Воспитатель читает стихотворение.

Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.

(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

http://ramdou14.ucoz.org/kraski3.jpg

А синий мы с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? Зеленый.

(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

http://ramdou14.ucoz.org/kraski_4.jpg
А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.

(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

http://ramdou14.ucoz.org/kraski5.jpg
И сразу все поняли, почему в их царстве только 
три основные краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета.

Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтой краски:

 http://ramdou14.ucoz.org/slajd6.jpg                                                                

Прошло уже много времени, а в царстве красок  продолжают жить-поживать три царевны Красная, Синяя и Желтая.

Если вы, ребята, не верите, что эти три краски — самые главные, основные, то можете, смешивая их, убедиться в этом сами».

(дети экспериментируют с тремя основными цветами. Воду в стакане смешивают с желтой краской. Воду в другом стакане смешивают с синей краской. В пустой стакан наливают половину желтой воды с добавлением синей воды)
                               

Ребята, представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было?

(Рассуждения детей).

Воспитатель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы.

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У  ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз.

Смотрим вправо – никого,  Резко перевести взгляд вправо, влево
Смотрим влево – никого. 
Раз – два, раз – два               
Круговые движения глазами
Закружилась голова.
Глазки закрываем,                
Закрыть глаза ,глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,         
Резко переводить взгляд вверх, вниз
Вверх посмотрим, раз и два.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять ты подними.
Пальцами погладь глаза,     
Гладим веки указательными пальцами
Отдыхать пришла пора.

Ребята, я знаю сказку про растение. Послушайте ее.

                                                                               «Цветик- разноцветик»

На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.
-  Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого, – хвасталась Ромашка.
-  А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, – высокомерно вступила в разговор Роза.

И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.

«Какой же я безобразный», – грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.

- Я хочу быть разноцветным, – простонал цветочек, вытирая слезы.

И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.

Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели. Цветик-разноцветик – так назвали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.

( «Дошкольное воспитание» N04,1999 г, статья Т.Сергеевой «Логопедические сказки-помощницы».)

Используя пособие В. Воскобовича « Коврограф» и « Лепестки», воспитатель  предлагает детям собрать «цветик-семицветик» на коврографе.  Воспитатель прикрепляет последовательно   красный, синий, жёлтыйлепестки.          

http://ramdou14.ucoz.org/kraski8.jpg

Теперь располагаем между лепестками основных красок лепестки с полученными цветами .

Между красным и жёлтым лепестком располагаем   оранжевый лепесток.

Между красной и синей располагаем  фиолетовый лепесток.

Между синем и жёлтым  располагаем зелёный лепесток.

Воспитатель:

- Ребята, какого цвета не хватает нашему цветику-семицветику?        

Правильно голубого. А самое интересное — смешивая между собой главные и неглавные цвета , можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки цвета.

Как получить этот цвет?

                          Синий + белый = голубой

http://ramdou14.ucoz.org/kraski9.jpg

Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой.             

Добавляют седьмой лепесток голубого  цвета.

http://ramdou14.ucoz.org/slajd11.jpg

  На доске ваза и  2 сердцевинки : красная, синяя. Дети делятся на 2 группы

Воспитатель предлагает детям раскрасить лепесток смешивая основной цвет с белым для получения оттенка основной краски затем собирают цветы и рассматривают оттенки красного и синего 

Рефлексивный компонент.

В конце занятия воспитатель  хвалит каждого ребёнка и интересуется:

-- Какие краски были у нас сначала? 
-- Это самые главные краски. Почему? 
-- Правильно, потому что из них можно сделать все остальные.
-- Какие цвета мы из них сделали, и как мы их для этого смешивали между собой?
(Ответы детей.)

                   

Воспитатель читает стихотворение

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Е.Руженцева «Сказки про краски»


 Общий просмотр и обсуждение работ, отмечаются свои достоинства.

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...