Изобразительная деятельность слабовидящих дошкольников.
статья по рисованию на тему

Скачкова Тамара Владимировна

В статье описываются особенности изобразительной деятельности, восприятия, возрастные особенности изобразительной деятельности.детей дошкольного возраста с нарушением зрения.А так же значение изобразительной деятельности для развития слабовидящих дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Изобразительная деятельность слабовидящих дошкольников.

       Слабовидящие дети могут выполнять многие работы изобразительного характера. Но достижение успеха возможно при выполнении следующих условий:

- учёт офтальмологических данных;

- выбор соответствующего вида работы.

       С первых занятий очень важно поддерживать интерес ребят к рисованию независимо от состояния зрения, степени подготовленности, способностей. Ласково обращение к ним, похвала делают детей союзниками педагога. Они ему доверяют, а поэтому стараются лучше исполнить задание и тем самым подвигаются в обучении вперёд, приобретают необходимые знания. Неполноценное зрение затрудняет процесс наблюдения (выделения существенных признаков, определения форм, строения), изображение детьми пропорций, передачу перспективы. Поэтому на первых этапах точность изображения это не главное. Важнее чтобы дети почувствовали изображаемое сердцем, отнеслись к созданному с любовью, с чувством радостного удивления. Это позволит нормализовать духовно-нравственную, интеллектуальную, физическую сферы, вызовет желание отобразить тот или иной объект творчески.

       У детей с нарушением зрения не развиты бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Но ведь известно, каким огромным замещающим потенциалом обладает человеческий организм. Нужно мобилизировать возможности ребенка, раскрыть в нём желание ощутить гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере. Разнообразие работ способствует расширению кругозора детей, помогает ввести их в сферу художественного творчества. На занятиях дети рисуют с натуры, занимаются декоративным рисованием, выполняют по замыслу и представлению сюжетные картины, иллюстрируют художественные произведения, знакомятся с произведениями декоративного искусства.

       Но самым важным видом работ является рисование с натуры. Ребёнок должен тщательно обследовать объект, выделить его характерные особенности, конструкцию, пропорции, определить контур, который явится основой рисунка. Всё это развивает наблюдательность, совершенствует представления о предметах. Слабовидящие дети с интересом работают с фотографиями, картами, литературными описаниями, развивая при этом образное мышление и творческое воображение.

       Дети с нарушением зрения должны быть вовлечены в активную общественную жизнь и по мере своих возможностей способствовать формированию внешней среды.

       Оформление праздника или спектакля - ещё одна возможность для проявления творческих способностей детей . такого рода работа побуждает ребёнка к художествен ной и социальной активности.

Экскурсии на природу, посещение музеев, встречи с интересными людьми - всё это способствует адаптации слабовидящих в окружающей жизни, помогает ему преодолеть робость, делает его более коммуникабельным.

Итак, широкое использование возможностей изобразительного творчества способствует формированию таких нравственных качеств, которые позволяют слабовидящему ребёнку в будущем стать активным и достойным гражданином нашего общества.

Особенности восприятия слабовидящих детей.

      Изобразительная деятельность детей со зрительной депривацией имеет ряд особенностей. Для того чтобы   сформировалось целостное представление об особенностях изобразительной деятельности детей с нарушением зрения, необходимо отметить особенности восприятия предметов окружающего мира данной категории детей. Развитие ребёнка происходит в познавательной деятельности, которая основывается на изучении предметов и явлений окружающего мира, их взаимодействии и взаимовлиянии. Познание предполагает не простое созерцание, а наличие умения сравнивать и обобщать, выделять главное и второстепенное, отличительные и характерные признаки, находить общее и специфическое. Таким образом, речь идет о способности ребенка анализировать окружающие его предметы на основе целенаправленного процесса, наблюдения. Наблюдение представляет собой чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат ощущения, восприятия и представления.

       Процесс наблюдение при нормальном зрении строится, прежде всего, на основе зрительных ощущений. Своеобразие наблюдений при слабовидении проявляется, по словам А.Г.Литвака. "в сокращении и редуцировании (ослаблении) зрительных ощущений или полном их выпадении у тотально слепых". Поэтом}' ощущения при нарушениях зрения формируются на основе использовании всех сохранных анализаторов: осязания, слуха. обоняния, вкуса. Зрение играет определенную роль при слабовидении или остатке зрения.

       Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем этапе .-восприятии. Процесс восприятия включает в себя отражение совокупности качеств и свойств объекта, в результате чего в сознании возникает целостный образ. У слабовидящих доминирующим является зрительно-двигательный тип восприятия. При значительном снижении остроты зрения и при полной слепоте ведущим становится тактильно-осязательный тип восприятия. И в том. и в другом случае процесс восприятия происходит при активном участии слуха.

           При нарушениях зрения какие-либо из свойств (форма, величина, размер, цвет, отличительные и характерные признаки и свойства) могут выпадать. Так. например, при определенных формах зрительной патологии происходят нарушения восприятия формы, размеров, пространства, цветовых характеристик; возникают трудности выделения характерных признаков. Причем, на процесс формирования образа оказывает влияние сложность самой клинической формы нарушения зрения или их сочетание. В результате формируется неадекватный образ, что оказывает негативное влияние на процесс обучения в целом.

       Третьим этапом в цепочке формирования образа предмета являются представления. Представления возникают в мозгу при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств воспринятых ранее объектов. То есть, в данном случае речь идет об образах памяти. Как было отмечено ранее, при нарушениях зрения возникают трудности восприятия предметов и явлений окружающего мира, которые сказываются и на представлениях детей.

      В тифлологической литературе отмечаются следующие особенности представлении при нарушениях зрения: сокращение количества представлений за счет полного или частичного выпадения зрительных образов; представления отличаются фрагментарностью, схематизмом, вербализмом. Обозначенные особенности четко проявляются при воспроизведении объектов окружающего- мира либо при его графическом воспроизведении, либо посредством лепки. Ребенку с нарушением зрения трудно самостоятельно вести целенаправленное наблюдение, предполагающее, прежде всего, изучение предмета. Поэтому предложение выполнения рисунка на свободную тему вызывает у него серьезные затруднения: имея ограниченный запас представлений, причем, зачастую представлений, отражающих предмет не полной' мере или с" шЖшилаи' нарушениями, ребенок испытывает трудности и графического порядка.

       Пониженная острота зрения, индивидуальная клиническая форма создают определенный дискомфорт, и ребенок вынужден менять правильность посадки, наклонять голову. При этом нарушается прослеживающая функция глаза.

       При рисовании с натуры возникают трудности восприятия предметов в пространстве: наблюдаются искажения общей формы, пропускаются важные детали и характерные признаки, которые объединяют предметы в общие группы и в то же время позволяют видеть их особенности, индивидуальность и неповторимость.. Поэтому обучение изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения является длительным, кропотливым процессом, требующим от преподавателя четких знаний протекания психических процессов, индивидуальных клинических форм нарушений зрения и характере видения при них. Педагогу необходимо знать характерные трудности, испытываемые ребенком с нарушением зрения в процессе овладения изобразительной деятельностью с тем. чтобы иметь возможность оказать помощь, используя определенного рода специальную наглядность, нетрадиционные изобразительные техники, учитывая зрительные и графические возможности детей, снимая тем самым зрительное утомление и развивая интерес к безграничному процессу творчества.

Возрастные особенности изобразительной деятельности

                                            слабовидящих детей.

         Мы рассматриваем изобразительную деятельность как средство развития личности ребенка, имеющего как нормальное, так и нарушенное зрение. Происходит лишь смещение акцентов в значении данного вида деятельности для обеих категорий детей: для детей с нормальным зрением — это, прежде всего, возможность развития творческого потенциала; для детей с нарушенным зрением — познание окружающего через изучение предметов и явлений, образующих мир. Воспитание и образование детей со зрительной депривацией требует знания специальных приемов и способов, что в полной мере относится и к обучению изобразительной деятельности. Кроме того, важно знать возрастные особенности развития изобразительной деятельности в детском возрасте и те трудности, которые испытывает ребенок с нарушением зрения. Исследованием детского рисунка занимались такие авторы как А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев, Г.Кершенштейнер. В.С. Мухина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулинаи др. Обобщая данные исследований, можно выделить основные стадии развития рисунка в детском возрасте.

        Первая стадия носит название каракулей и штрихов. Она является характерной для преддошкольного возраста и примерно соотносится со вторым годом жизни. Ребенок впервые берет в руки графический инструмент. Движения его руки еще неумелы, он не в состоянии вести наблюдение, не достаточно развита мелкая моторика. Но у ребенка вызывает интерес тот след, который оставляет карандаш на бумаге. Здесь очень важно участие зрительного анализатора. Именно в этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации. Возраст, в котором начинается формирование первой стадии, может варьироваться, но важно отметить, что решающее значение для развития будущей способности к изображению играет среда воспитания. И чем раньше ребенок овладеет графическим инструментом, чем раньше он научится наблюдать под руководством взрослого, тем быстрее он овладеет азами изображения, и, следовательно, будет направлен на процесс познания.

              Вторая стадия схематического изображения («головоноги»). Она характерна для дошкольного возраста: начинается в среднем в 3-4 года, заканчивается к 6-7 годам становлением рентгеновского рисунка. Стадия схематического изображения еще очень далека от правдоподобного реалистического рисунка. Характерными для данной стадии является то. что ребенок не рисует с натуры. Он рисует по памяти, изображал то, что важно для него и по его мнению. Представляется интересным проследить изображение «головоногое». После 5 года жизни туловище изображается в виде крута, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Ноги расположены далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией контура туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, изображаются с нарушениями.

       На 6 году жизни появляются такие детали, как уши и волосы. В большинстве случаев волосы располагаются по контуру головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контур головы. Первые элементы одежды также выполняются в виде «рентгеновского рисунка».Характерным нововведением в рисунке 7 летнего ребенка является уточнение пропорций: ноги перемещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. совершенствуется прическа и одежда.

         Третья стадия возникающего чувства формы и линии является показательной для младшего школьника и примерно соответствует возрасту от 8 до 10 лет. В этом возрасте, на основе формирования приемов наблюдательности, развития мыслительных процессов, интенсивно приобретаемых знаний о строении, характерных признаках, назначении и использовании предметов окружающего мира, ребенок стремится не только к скрупулезном}1 перечислению признаков предметов, но и пытается передать взаимоотношения частей. Для этой стадии характерно перечисление и изображение большого количества деталей и подробностей, а также более правдоподобное размещение отдельных частей предмета.

             Четвертая стадия правдоподобного изображения соответствует возрасту от 11  до  13  лет.  На данном этапе схематизм в рисунке исчезает, рисунок осуществляется контурной линией без передачи перспективных сокращений: используется штриховая линия — чистая, правильно и уверенно очерчивает контур предмета.

              Пятая стадия пластического изображения соотносится с подростковым возрастом. На эту стадию переходят художественно одаренные дети.

            Знание стадий детского рисунка, особенностей его развития в каждом возрастном периоде позволяет изучать формирование личности ребенка. Так, 1 и 2 стадии характеризуются, прежде всего, развитием физической активности ребенка, который постоянно находится в движении. Поэтому процесс познания происходит в активной деятельности на основе использовании зрительного и тактильно-осязателъного восприятия и на

первый план выдвигается двигателъно-осязательный способ ориентировки в окружающем мире. Но в тоже время ребенок еще не может наблюдать длительное время,, поэтому период сосредоточения и рассматривания чего-либо крайне ограничен.

             Постепенно, и особенно с наступлением нового периода в жизни ребенка — началом обучения в школе — происходит ослабление внешней физической активности и усиление умственной. Данные изменения являются характерными для 3 и 4 стадии. Ребенок уже не просто созерцает, он учится наблюдать, сравнивать, обобщать; он учится выделять особенности предметов, замечает их взаимосвязи и взаимодействие, что отражается в рисунке. В каждый возрастной период ребенок способен передать в рисунке то. что соответствует его уровню познания и развитости графических умений и навыков.

Значение изобразительной деятельности в развитии слабовидящих

детей.

           Достаточно часто у людей, воспринимающих слабовидящих и незрячих детей со стороны, возникает вопрос: зачем их обучают изобразительной деятельности? Так ли уж необходим этот предмет в специальных              для детей с нарушениями зрения?

            В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др). Изобразительная деятельность развивается, формируется и совершенствуется на основе восприятия окружающего мира, умения передавать графически свои впечатления, отображать красивое и безобразное. Так постепенно формируется эстетическое отношение к миру людей и вещей, ребенок учится мыслить нравственными категориями. Изобразительное искусство оказывает немаловажное значение в получении информации о жизни людей, общества; посредством его происходит приобщение к исторической практике, приобретается коммуникативный и социальный опыт.

             Изобразительная деятельность через искусство оказывает целенаправленное воздействие на духовное развитие личности ребенка, на формирование его идеалов и убеждений, то есть имеет непосредственное воспитательное значение.

            Неоспоримо значение изобразительной деятельности для развития и формирования познавательных процессов, наблюдательности, памяти. Умение наблюдать не является врожденным. Оно развивается в процессе обучения, который включает умение анализировать общую форму, синтезировать расчлененное на простые составляющие в единое целое, а затем вновь перейти к анализу, но уже на более тонком уровне, позволяющем рассмотреть и изучить детали и отличительные признаки. Посредством

изучение объекта происходит его запоминание —- развивается зрительная и образная память.

             Изобразительная деятельность напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма — зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности. Даже беглый обзор функций и процессов, участвующих в становлении изобразительной деятельности показывает ее значимость для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуального восприятия мира, формирования представлений о предметах и явлениях, расширения знаний об их взаимосвязи и взаимодействии.

            В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А.Г.Литвак. В.А.Феоктистова, О.И.Егорова, В.А.Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Результатом является ограничение изобразительных возможностей ребенка со зрительной депривацией. Отсутствие достаточного количества представлений об окружающем мире, ограниченные возможности в переструктурировании предметов, отсутствие жизненного опыта сказывается, в конечном счете, на развитии воображения и творческого потенциала. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой, двигательной координацией, а также с отсутствием умения использовать разнообразный изобразительный материал.              

            Нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза. Этим усугубляются причины трудностей изобразительного характера, требующих наличия графических и живописных навыков. При слабовидении, прежде всего, нарушается визуальная связь с окружающим миром.

             В тифлологической литературе отмечается, что ребенок со зрительными нарушениями развивается по общим законам, то есть возрастные периоды развития соотносятся с развитием нормально видящих детей.

           Изобразительная деятельность в детском возрасте встает в один ряд с игровой: для маленького ребенка рисование является абсолютно естественным занятием. Уже на первых этапах вхождения в изобразительную деятельность самые примитивные каракули обозначаются совершенно конкретным словом и имеют определенный образ. Ребенок еще не обладает достаточным словарным запасом, не может четко выражать мысли. И здесь на помощь приходит рисунок. Изобразительная деятельность в детском возрасте предстает как средство самовыражения. Она является важной составляющей эстетического, нравственного и эмоционального развития. Для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность, прежде всего, является средством познания. Ребенок с нарушенным зрением лишен возможности адекватно видеть и самостоятельно изучать предметы. составляющие его окружение. В ходе овладения изобразительной деятельностью решается целый ряд проблем: объект изучается в целом: подробно, на оптимальном расстоянии рассматриваются характерные особенности; многократные повторы позволяют отрабатывать графические навыки, развивать формообразующие движения, совершенствовать мелкую моторику. Изобразительная деятельность позволяет освоить использование различного рода графических и изобразительных материалов, что также

расширяет сенсорную сферу ребенка.

          При умелом педагогическом руководстве занятия рисунком помогают в стрессовых ситуациях, снимают агрессию, страхи, помогают приобрести уверенность. Задача педагога заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изобразительной деятельности для дошкольников (с использованием нетрадиционных методов рисования).

Занятие по изобразительной деятельности для дошкольников             ( с использовани...

Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.

Формы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития....

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Проект "Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6245519","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"436"}}]]«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениал...

Реализация принципа интеграции при организации изобразительной деятельности с дошкольниками

Презентация по реализации принципа интеграции образовательтных областей в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.

В статье описывается значение, актуальность, методика использования нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей детей 3 - 4 лет.Занятия ребёнка с разными изобразительными материалами способствуют не только его художественно эстетическому развитию, а  также и умственному развитию....