Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Абросимова Юлия Александровна

так какие же основы развития представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста должен знать каждый воспитатель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

В каждом возрасте ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. И поэтому каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем ребенок младше, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5, 5 лет. В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

В дошкольном возрасте детям знание цветов и других признаков предметов помогает ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочить и связывать друг с другом. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу-к настоящему восприятию цвета, а затем и к называнию цвета. Безусловно ознакомление с цветом у детей должно происходить в игровой форме. Например в процессе лепки, рисования карандашами, красками, во время прогулок, во время различных игр. Ребенок, ознакомленный с цветом и формой, при восприятии нескольких цветных предметов может различать их по признаку цвета, он может сгруппировать их по этому признаку и подобрать наименования для полученных группировок: «красные мячи», «зеленые кубики». Ребенок, осуществляя целенаправленное сравнение предметов, учится устанавливать взаимосвязи между знаниями о признаках цвета, формы, координировать их и выражать с помощью языковых средств. При определении взаимосвязи дети опираются в основном на собственный опыт, который организуется взрослыми. При обращении со знакомыми предметами в знакомых ситуациях ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне. Эти три уровня играют большую роль в развитии восприятия, то есть в выявлении признаков различия и сходства предметов, по которым они могут быть классифицированы или объединены в группы. Знакомить детей с цветом мы начинаем последовательно, поочередно. Начинаем с красного, затем синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, потом мы уже можем перейти и к оставшимся цветам. В работе с детьми используют игрушки – автомобили, кубики, различные мелкие предметы и специально подобранный дидактический материал, книги с яркими иллюстрациями. После того как мы представили цвет детям- нужно закреплять материал в течение дня, фиксируя внимание на цвете:

- в дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных играх;

- при рассматривании с детьми книжных иллюстраций нужно подбирать книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречается изучаемые цвета;

- в беседах с детьми заводить разговор о цвете, предлагая каждому ребенку назвать свой любимый цвет;

- во время рисования воспитатель предлагает детям использовать заданные краски, например синего, красного и желтого цветов.

- во время изготовления поделок дети выбирают из предложенной бумаги листы определенного цвета;

-при знакомстве со светофором обращаем внимание на его цвета;

- во время прогулки осенью вместе с детьми рассматривать опавшие листья и называть их цвет;

- во время одевания просим детей называть цвет их одежды;

Итак, в дошкольном возрасте сенсорное воспитание приобретает особое значение, т. к. в этот период развиваются сенсорные процессы.

Уже в три года заканчивается подготовительный этап сенсорного воспитания и начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Венгер Л. А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Знакомить и формировать представления о цвете у детей мы начинаем уже в первой младшей группе. Мы предлагаем деткам игры, упражнения, способствующие накоплению цветовых представлений. К примеру предлагаем выбрать предметы определенного цвета из предложенного нами набора; просим сравнивать предметы разных цветов или одного и того же цвета; просим детей назвать, какие предметы определенного цвета его окружают (цвет определяет и спрашивает педагог). Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, т. е. прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу .

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л. А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, т. к. голубой цвет дети трудно усваивают. И его лучше отложить на момент, когда дети готовы будут понимать холодные и теплые оттенки.

Критериями оценки сформированности восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:

- умение соотносить цвета с образцом;

- умение располагать цвета в соответствии с образцом;

- умение находить цвета и оттенки по названию;

- называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого, дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого) .

В рамках дошкольного образовательного учреждения у ребенка конечно формируются стандарты о цвете объектов окружающего мира, но ребенок может и не замечать богатства и разнообразия цветовой гаммы. Необходимо обращать внимание детей на многообразие оттенков цвета в произведениях искусства и окружающем мире, учить наблюдать, анализировать, эмоционально реагировать на цвет, сравнивать. Когда дошкольник выполняет работу в цвете, он использует яркие, активные цвета, не задумываясь могут ли они сочетаться друг с другом.

Л. Б. Ермолаева-Томина считает именно чувственный аспект, особо важен в развитии художественного восприятия цвета, так как требует изучения различных его качеств, свойств и возможностей.

По мысли Н. Н. Волкова, отличительной особенностью художественного восприятия цвета в изобразительной практике ребенка является обогащенное восприятие цвета, когда, кроме своих основных или собственных качеств, цвет приобретает несобственные.

Г. В. Степанов отмечает три уровня художественного восприятия:

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека на ритмические, колористические и пространственные характеристики произведения;

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека, сложившимися в ходе социального и исторического развития общества;

• уровень, связанный с формированием эстетического отношения к действительности .

Цвет необходимо рассматривать с точки зрения его восприятия и воздействия, где различные цветовые отношения являются специфическим знаком, способом художественной передачи действительности, своеобразной речью ученика, раскрывающего его чувства. Развивая художественное восприятие, педагог должен учитывать, что результатом творчества ребенка является образ как продукт деятельности его мышления. Цвет как средство выразительности способно согласовать те изменения, которые происходят в мире сознания и чувств ребенка в соответствии с замыслом и системой изобразительной грамоты. Специфическая особенность художественного восприятия заключается в особом отношении механизмов, его осуществляющих. Таким образом, основной шаг в развитии художественного восприятии цвета лежит именно в практическом опыте учащихся, в способах визуального восприятия и методах, направленных на художественное познание мира, в получении знаний в области изобразительной грамоты, в установлении смысловых и цветообразных связей, которые соответствуют эмоциям школьника. В итоге через чувственно-мыслительный процесс раскрывается идейно-содержательный компонент постановки, его художественная сущность.

Многие педагоги-практики предлагают познакомить детей с цветами через художественное слово, поэты пишут стихотворения для детей, среди них есть такие авторы: С. Я Маршак <<Разноцветная книга>>, А. Венгер <<Цвета радуги>>, Л. Б. Дерягина <<Сказка о том, как на свете появились краски>>, Н. Ефремова <<Цветная страна>>, О. Емельянова <<Разноцветные потешки>>, Е. Новичихин <<Сколько цветов у радуги>>, Т. Пушкарева <<Кто раскрашивает небо? >>, Л. В. Куклин <<Какого цвета луг? >> и другие. Также можно использовать загадки, раскрывающие цветовой образ мира, песни по этой же тематике, репродукции картин, которые могут быть использованы в работе с детьми по обогащению их представлений о цветовом решении, о колорите (А. Головин <<Цветы>>, К. Моне <<Поле маков>>, С. Куприянов <<Лето>> и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)...

Методические основы развития творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста

Дети младшего дошкольного возраста должны освоить различные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная лепка. Изображение предметов в предметной лепке для ребенка является более простым, че...

консультация для родителей: " Развитие чувства и цвета у детей младшего дошкольного возраста

Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напряму...

Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...