Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.

Старший дошкольный возраст является продолжением развития познавательной сферы. У детей развиваются практические умения и навыки в различных видах деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления, а также происходит скачок в развитии речи дошкольника. Данный возраст является периодом развития воображения. К этому возрасту у детей накапливается определенный опыт знаний об окружающем, которые складываются в образы и находят свое отражение в творчестве дошкольника.

Психологические основы, которые формируются к старшему дошкольному возрасту, являются основой развития детского творчества, развития воображения детей и возможности интеграции в разных видах искусства, а также в изобразительной деятельности и в формировании их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.

        Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сенситивного периода в личностном развитии, это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, а также совершенствование общения со сверстниками и взрослыми. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и сверстниками. На этом этапе дошкольного возраста развивается самосознание и формируется самооценка.

        При организации педагогического процесса необходимо учитывать особенности психического развития детей данной возрастной категории

(Н. М. Щелованов, Н. М. Аскарина, М. И. Лисина, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, А. П.Усова, А. Н. Давидчук).

        Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра  проходит путь своего развития от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами.

М. И. Лисина в своих исследованиях указывает, что в дошкольном возрасте наряду с продуктивной деятельностью большое значение отводится игре.

Сюжетно - ролевая игра в этом возрасте остается основным способом познания окружающего мира.

В игровой деятельности, а также и в творческой деятельности дети усваивают элементарные знания, умения и навыки, познают физические свойства предметов и материалов. Ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами. Активно действуя с предметами, у детей развивается практическое мышление, развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Среди разнообразных видов творческой деятельности  большое место в старшем дошкольном возрасте занимает изобразительная деятельность, а также музыка, которые доставляют детям особенное удовольствие.  Исследования психологов показывают, что именно в этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в увлечение. (16, с.101).

В продуктивных видах деятельности детей отражается окружающая их действительность, которая опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В этом возрасте происходит дальнейшее развитие образного мышления. Дети способны решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования предметов, оценивать последствия взаимодействия  групп объектов. Для развития образного мышления особое значение имеют не только наглядные модели, но и представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования. Развитие таких представлений возможно в процессе ознакомления с различными сторонами действительности.

        В различных видах деятельности, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого.

        В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие воображения. Дети способны придумывать разнообразные реальные и фантастические образы, и воплощать их в различных видах продуктивной деятельности.

        Общение в старшем дошкольном возрасте строится за счет овладения речью, за счет освоения коммуникативных умений и навыков на основе познавательных, нравственных, личностных интересов среди сверстников, а также расширяется круг общения с другими взрослыми людьми, например, врач, продавец в магазине игрушек, парикмахер, сосед или знакомый семьи.

        Урунтаева Г. А. назвала дошкольный возраст периодом наиболее интенсивного осмысления смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них (19,с.62).

        В старшем дошкольном возрасте складывается определенная нравственная позиция, формируется стремление к признанию со стороны взрослых и сверстников, у ребенка возникает потребность в достижении успеха и самостоятельности в деятельности. В занятиях продуктивной деятельностью для ребенка особую ценность имеет получаемый результат, который он демонстрирует взрослому с ожиданием от него похвалы, но не критики.

        В общении с взрослым, ребенок обращается за информацией как к эксперту, с целью проверки правильности своих суждений и знаний.

Для детей старшего дошкольного возраста важным становится социальный статус в группе сверстников и выполнение определенной социальной роли главным новообразованием становится внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В  дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. На протяжении дошкольного возраста последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общение, домашний труд, затем за год или два до поступления в школу добавляется учебная деятельность. Все эти виды деятельности интеллектуально и морально развивают его. (16, с.101).

Ребенок осваивает широкий круг видов деятельности, главным итогом которого выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Старший дошкольный возраст является продолжением развития познавательной сферы. У детей развиваются практические умения и навыки в различных видах деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления, а также происходит скачок в развитии речи дошкольника. Данный возраст является периодом развития воображения. К этому возрасту у детей накапливается определенный опыт знаний об окружающем, которые складываются в образы и находят свое отражение в творчестве дошкольника.

Психологические основы, которые формируются к старшему дошкольному возрасту, являются основой развития детского творчества, развития воображения детей и возможности интеграции в разных видах искусства, а также в изобразительной деятельности и в формировании их творческих способностей.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. Психология // Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

3. Григорьева Г. Г. изобразительная деятельность. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 1998.

4. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников /

О. М. Дьяченко. – М.: Знание, 1987.

5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников / О. М.Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. - №6.

6. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2005.

7. Зубарева К. М. Дети и изобразительное искусство / К. М.Зубарева. – М.: Просвещение, 1969.

8. Игнатьев Е.И. психология изобразительной деятельности детей. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1961.

9. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

11. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений.- М.: Мнемозина, 1995.

12. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

14. Немов Р. С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.

16. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.

17. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

18. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2110 «Педагогика и психология» (дошк.) / В. Б.Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

19. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

20. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз,1956.

21. http://www.detskiysad.ru/iso/531.html

22. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8476.php

23. http://www.bestreferat.ru/referat-50638.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Развитие творчества в игре у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовн...

Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста.

так какие же основы развития представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста должен знать каждый воспитатель?...

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Методические основы развития творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста

Дети младшего дошкольного возраста должны освоить различные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная лепка. Изображение предметов в предметной лепке для ребенка является более простым, че...

Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...