Развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Суханова Мария Александровна

Данный материал поможет воспитателю наметить этапы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с декоративно- прикладным искусством «Гжель».

ГБДОУ Детский сад №135 Адмиралтейского района

Автор: Суханова Мария Александровна

Дошкольное детство является благоприятным периодом развития творчества, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них появляется огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Важную роль народного  и декоративно- прикладного искусства в развитии детского творчества отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества. Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Саккулина: « Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада  в формировании художественного вкуса  детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Целью нашей работы явилось создание совместной образовательной деятельности,  направленной  на развитие изобразительного творчества детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с декоративно- прикладным искусством Гжели.

Наша работа строилась в трех направлениях:

1. Знакомство с декоративно- прикладным искусством Гжели. Формирование у детей интереса к предметам гжельской росписи. В данном направлении детям давались сведения о промысле , содержании, назначении предметов, материалов из которых они сделаны , характерных признаках, разнообразии посудных форм.

В этом направлении использовался наглядный метод- показ презентации, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, предметов Гжельской росписи. Словесный метод- рассказ о промысле Гжель, беседа с детьми, чтение стихов, сочинение сказок. Игровой метод- дидактические игры. С целью закрепления знаний о элементах гжельской росписи.

На данном этапе выделяются средства выразительности: элементы росписи, цвет, оттенки, типичные сочетания, композиции ( расположении узора на предмете), связь формы узора с его назначением.

2. Обучение декоративному рисованию .

Формирование  умений и навыков изображения, традиционных технологических приемов изобразительно- выразительных средств гжельской кистевой росписи. Составление узоров декоративно- прикладного искусства Гжели, выделение элементов узора ( геометрические, растительные), чередование элементов по форме, цвету, величине, составление узоров.

Используемые методы : наглядный – рассматривание; практический – раскраски, упражнения в прорисовке элементов Гжели, отработка технических умений – держать кисть, набирать краску, рисовать кончиком кисти, всей кистью. Игровой метод- использование в работе дидактических игр ( « Составь узор по образцу» детям предлагается бумажный силуэт и отдельно вырезанные элементы Гжельской росписи, далее ребенок выкладывает узор по образцу. На развитие композиционных умений использовалась игра « Придумай свой узор» в стиле Гжельских мастеров. Цель игры закрепление знаний о декоративно- прикладном искусстве Гжели , её элементах.

3. Развитие детского декоративного творчества.

Творческое применение полученных знаний , умений и навыков по декоративному рисованию.

Ещё Н.П. саккулина писала: « Дать детям проявлять творчество далеко не достаточно: его надо развивать , воспитывать у ребенка для этого черты поведения и качества деятельности».

Именно по этому работа по развитию детского декоративного творчества шла в процессе восприятия предметов искусства.( Мини – музей

 «Волшебная Гжель в нашей группе) В дальнейшем дети комбинировали элементы с которыми они познакомились , использовали те знания , которые получили в процессе обучения , свой личный опыт по декоративной деятельности , создавали новое .

Развивая и поддерживая интерес к занятиям по декоративному рисованию , мы предоставляем детям больше самостоятельности, лишь по необходимости помогая выполнению поставленных творческих задач.

На  данном этапе детские работы были оформлены в рамку « Гжельский сервиз» для выставки на фестивале творчества « Мелодия русской души» в «Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева», где каждый ребенок получил грамоту за участие.

 30 октября 2014 года  в ГБДОУ № 135  Адмиралтейского района проходило открытое мероприятие на тему « Сказочная Гжель»

         

Данное мероприятие показало  знания о гжельской росписи и ее элементах, представление детей о цвете и  цветовых оттенках. Дети самостоятельно смешивали цвета для получения нужного оттенка , выполняли элементы гжельской росписи, располагали  пропорционально эти элементы, соблюдая чередование, показывая владения  навыками кистевой росписи.

Таким образом , на основе проделанной работы можно увидеть возросший уровень знаний детей старшего дошкольного возраста к гжельской росписи и ее элементам, о цвете и композиции, интерес детей к декоративному рисованию и проявление творчества в реализации своих замыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

         Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...

Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Из опыта работы музыкального руководителявысшей квалификационной категорииАБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы...

«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»

Добрый день уважаемые коллеги!  Сегодня  мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного...