Цифровой образовательный ресурс "Сказ о хохломе"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Сказ о Хохломе

№ сслайда

Содержание беседы

Примечания

1

Титул

 

2

Назовите предметы. Что их объединяет?

Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили избы. Для перевозки делали телеги и сани. Самую привычную в прошлом крестьянскую обувь- лапти- плели из липовой коры. А деревянная посуда говорит о большой роли в жизни русского народа.

 

3

Сказ о хохломе.

 

 

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

 

4

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
   Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
   Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
   Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой.

   Любопытно, что Хохлома не родина промысла, а деревня, куда первые мастера из свозили свои изделия из старинных заволжских деревень – Новопокровское, Кулигино, Семино.

 

5-9

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. А вот когда именно не может сказать никто. Почему?

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

 

Дерево – недолговечный материал.

10

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

 

 

11-13

Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?

- Какие основные цвета в росписи?

Какие значения придаёт народ этим цветам?

 

(Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

 

 

(Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.

14

Верховое письмо – художник поверх полуды наносит рисунок (рисунок на золотом фоне)

 

15

Фоновое письмо – красной или чёрной краской художник наносит только контуры будущего рисунка. Затем  этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность, получается серебристый узор на цветном фоне.

 

16

Травный орнамент или «травка».

Так характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

Дети рисуют.

17

Криуль

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Дети рисуют.

18

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Дети рисуют.

19

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Дети рисуют.

20

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой»(кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки)

Дети используют ватные палочки.

21

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему.

 

22

Кроссворд

  1. Материал, из которого хохломская утварь.
  2. Вид письма по фону.
  3.  Вид растительного орнамента.
  4. Нанесение силуэтного рисунка.
  5. Узор, в котором травки превратились в кудри-завитки.

Что такое декор?

 

 

 

 

 

 

 

Ключевое слово –декор.

23-25

Хохлома – искусство современное. От таких аксессуаров никто не откажется.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hohloma.zip2.19 МБ

Подписи к слайдам:

«осочки»
«завиток»
«капельки»
«кустики»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация цифрового образовательного ресурса «Виды упражнений по артикуляционной гимнастике в коррекционно-образовательном процессе»

1.Систематизировать дидактический материал по логопедической работе с детьми дошкольного возраста.2. Усилить зрительное восприятие  детей дошкольного возраста.3. Обучение педагогов речевой гимнас...

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Письменный отчёт о использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательной деятельности воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Журбенко Е.А.

Современные научно-технические условия развития общества выдвигают новые требования к образовательному процессу. Одним из условий является внедрение инновационных компьютерных технологий, направл...

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе учителя-дефектолога

У большинства современных детей, посещающих ДОУ, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность прост...