«Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Сорокина Елена Александровна

Художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное рисование на объёмной форме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_petushok.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной  образовательной  деятельности  воспитателя с детьми «Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки»

Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: расширять представления детей о русской народной игрушке.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Создать условия для совершенствования умения расписывать узорами объёмную фигуру с использованием элементов дымковской росписи.
  2. Продолжать формировать умения самостоятельно выбирать и использовать различные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
  3. Формировать навык работы акриловыми красками.

Развивающие задачи:

  1. Создавать условия для развития эстетического восприятия.
  2. Продолжать развивать чувство ритма, цвета, композиции.
  3. Продолжать развивать и поддерживать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
  2. Продолжать формировать у детей бережное отношение к рукотворным предметам.
  3. Содействовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к работам сверстников.
  4. Совершенствовать умение ребёнка адекватно воспринимать ситуацию своего неуспеха.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленности.

Планируемый результат:  участие детей в проведении сравнительного анализа продуктов деятельности, выполненных в различных техниках; продукт деятельности – дымковская игрушка (петушок).

Материалы и оборудование:

Оборудование для педагога: 

  • русский народный костюм;
  • стрелки-указатели;
  • презентация «Дымковские игрушки»;
  • мультимедийный центр;
  • предметы народных промыслов;
  • элементы дымковской росписи;
  • диск с музыкальной записью.

Оборудование для воспитанников: 

  • глиняные заготовки дымковских петушков (фигурка для раскрашивания);
  • палитра;
  • акриловые краски: синяя, красная, зеленая, желтая, оранжевая;
  • кисти (тонкие и толстые);
  • стаканчики с водой;
  • салфетки;
  • фартуки;
  • нарукавники для работы.

Предварительная работа:

  • Беседа по теме: «Народные промыслы»;
  • Рассматривание и обследование дымковских игрушек;
  • Прорисовка элементов росписи предметов народного промысла;
  • Мастер-класс для родителей по лепке дымковского петушка;
  • Чтение малых фольклорных форм по предложенной теме.

Этап, его продолжительность

Задачи

этапа

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Виды

деятельности

Ожидаемый

результат

Вводно-организационный

Формирование интереса   к содержанию НОД

1. Организация внимания воспитанников на вход воспитателя в группу в русском народном костюме.

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости дорогие. Давно я вас жду, поджидаю, путешествие не начинаю. Пришла я к вам в гости. У порога не засечена дорога. Красному гостю – красное место.

2. Привлечение детей к диалогу.

- Может, вы мне подскажете, кто раньше носил такие наряды?

- Вы совершенно правы. Раньше, на Руси такой наряд носили барыни, матушки, водоноски, мастерицы, русские девушки.

  1. 3. Проводится игра с использованием ЭОР развивающая игра «Русские народные».

4. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель просит ребёнка посмотреть, кто стучит.

- Кто - то приходил и оставил следы. Как вы думаете, для чего нужны стрелки?

- Какое направление показывают эти стрелки? Куда они могут нас привести?

- У вас очень интересные предположения. А как вы думаете, как можно проверить ваши предположения?

- Ребята, вы совершенно правы, мы можем совершить путешествие по стрелкам. Все готовы?

4. Воспитатель вместе с детьми по стрелкам переходит из группового помещения в музыкальный зал, обращая внимание на стрелочки-указатели

1.Обучающиеся играют в групповой комнате. Отвлекаются от игры при появлении воспитателя, здороваются, обращают внимание на костюм.

2. Предполагаемые ответы детей.

3. Воспитанники отгадывают русские народные загадки.

4. Ребёнок идёт в раздевалку, находит следы и стрелки-указатели. Возвращается в группу, и сообщает об этом.

Предполагаемые ответы детей.

Беседа, обсуждение.

Психологически – эмоциональная готовность воспитанников к общению.

Актуализация

Актуализация имеющихся представлений

1.Направление деятельности  воспитанников наводящими вопросами:

- Ребята, как вы думаете, куда же мы попали? (Если дети не отвечают на предложенный вопрос, воспитатель обращает внимание детей на экран и на выставку декоративно-прикладного искусства).

- Правильно, мы попали в мастерскую народных умельцев.

А я хозяйка мастерской. Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое название - Россия. Как вы думаете, чем славится наша страна?
2. Привлечение внимания воспитанников к изделиям декаративно-прикладного искусства.

- Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера.

Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

3. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

- А вот какие это мастера, вы догадаетесь сами, отгадав загадки:

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивиться

Чудо на фарфоре – синяя купель,

Это называется просто роспись…..

(Гжель)

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

1.Воспитанники участвуют в диалоге.

Предполагаемые ответы детей.

2. Воспитанники рассматривают изделия,  участвуют в диалоге, высказывая  свое  мнения  с опорой на имеющиеся представления.

3. Воспитанники отгадывают загадки.

Беседа, обсуждение, наглядный показ.

Рассматривание изделий, обсуждение.

Воспроизведение имеющихся представлений.

Обобщение имеющихся представлений

Обобщение  знаний   о декоративно-прикладном искусстве.

1. Направление деятельности  воспитанников наводящими вопросами:

- Что такое Гжель?

- Что такое Хохлома?

- Что такое Дымка?

1. Воспитанники берут изделия народно-прикладного искусства, рассказывают о них.

Формирование умения получать  сведения об  объекте  в процессе  его  практического  исследования.

Динамическая пауза

Предупреждение утомляемости

Воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Физкультминутка «Петушок»

Петушки по двору шагали, утро возвещали - шагаем по кругу.

Петушок стоит весь яркий – остановились, руки на поясе, повороты вправо, влево.

Гребешок он чистит лапкой - поглаживание головы руками.

Ах, красавец-петушок – руки в стороны.
На макушке гребешок – руки вверх.

Под клювом бородка – руки к подбородку.

Очень гордая походка – шагаем на месте.

Лапы кверху поднимает – руки вверх.

Важно головой кивает - наклоны головы.
Раньше всех петух встает, громко на заре поет: ку-ка-ре-ку!

Воспитанники встают в круг и выполняют движения по тексту.

Игра малой подвижности.

Снятие  напряжения, эмоциональная и  физическая разрядка.

Расширение  имеющихся представлений

Воспитатель сообщает детям, что все мастера уехали на ярмарку, и предлагает детям стать мастерами.

- Ребята, какой сегодня удивительный день сюрпризы продолжаются и продолжаются. Мы сегодня будем дымковскими мастерами, которые раскрасят красивых петушков. А петушки не простые, их слепили для вас ваши родители. Давайте рассмотрим их, из каких частей они состоят?

- Кто из вас вспомнит, каким цветом мы можем раскрасить гребешок и бородку? Клювик? Крылышки? Подставочку?

- А кто из вас может вспомнить, какие узоры используют дымковские мастера? (По мере того, как дети называют элементы росписи, воспитатель вывешивает их на мольберт) 

- А кто из вас может сказать, что мы рисуем толстой кисточкой, а что тонкой?

Воспитанники участвуют   в диалоге, называют части дымковского петушка.

Предполагаемые ответы детей.

Воспитанники называют элементы росписи.

Ответы детей.

Рассказ воспитателя,

наглядный показ.

Обобщение представлений о  дымковской игрушке, способе  её изготовления.

Рефлексия

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок у нас горластый.

По утрам кричит он здравствуй.

На ногах его сапожки,

На ушах его серёжки.

На головке гребешок.

Вот какой наш петушок.

Воспитатель уточняет, какие трудности дети испытывали в процессе работы.

- Ребята, время нашего путешествия подошло к концу, но мы можем попробовать себя в дальнейшем в нашей группе в роли не только дымковского мастера, но и в роли гжельского, хохломского мастеров.

После завершения работы дети ставят петушков на свободном столе для высыхания. Рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного. Рассказывают, чем им понравился тот или иной петушок.

Беседа, обсуждение, фронтальная работа.

Выявление результатов усвоения учебного  материала.

Формирование элементарных умений анализа собственной деятельности.


Используемые электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ИЗО деятельности в средней группе «Украсим петушка» (По мотивам дымковской росписи).

Развивать художественно- творческие способности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Учить детей расписывать петушка элементами дымковской росписи (круги, линии прмые, волнистые, к...

Конспект интегрированной ОД по ИЗО деятельности в средней группе «Украсим петушка» (По мотивам дымковской росписи).

ЦЕЛЬ: Развивать художественно-творческие способности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Учить детей расписывать петушка элементами дымковской росписи (круги, линии прямые, волнистые, ...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности ( Роспись по мотивам дымковской игрушки)

Конспект отрытого занятия в средней группе                                  по изобразительной деятельности...

Конспект занятия "Роспись петуха по мотивам дымковской игрушки"

Учить детей расписывать  петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона.  Воспитыват...