Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию
статья по рисованию на тему

Иванова Ирина Михайловна

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

И.М.Иванова,

воспитатель МБДОУ «Детского сада № 47 – Центр развития ребёнка»

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества. Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей деятельности и без этого осуществляться не может.

 Уровень развития наглядно – образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни ребенка. Наглядно – образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно – образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно – логического мышления.

Рисование одно из многих видов деятельности содействующее развитию наглядно – образному мышления. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, т.к. приводит к  созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке.

При необходимости  развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно – образного мышления у дошкольников, недостаточно проработаны вопросы применения на практике оригинальных, эффективных, творческих форм организации изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность развивает органы чувств, и особенно зрительное впечатление, основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать, воспитывать воображение, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности. Через нее ребенок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

В развитии наглядно – образного мышления особо следует подчеркнуть роль сюжетного рисования. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д.

В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет, образ. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требует решение и еще одной существенной задачи, а именно – выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и наглядно– образного мышления.

 Работа по развитию наглядно – образного мышления в процессе сюжетного рисования в ДОУ строилась исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием. Учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми строилась в двух направлениях. Первое, это обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умение видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Второе, помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

Тематика занятий включала разнообразное содержание из окружающей деятельности, общественные события, праздники, сказочные сюжеты. Для создания сюжетных рисунков уточнялись пространственные представления – «близко»,  «далеко», «выше», «над», в «ряд» и др.

Детей учили овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием по всему листу и т.д., точнее передавать пропорций, движения, располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). Обращалось внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете.

Анализ психологической диагностики, проведенной до и после опытно – поисковой работы, позволил выявить положительные изменения в развитии наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Развитие наглядно – образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно, если обучать дошкольников доступным способом изображения сюжетного образа.

 Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной    работе педагога , а также при создании педагогических условий можно добиться больших результатов.

Список использованной литературы:

  1.         Болотина, Л.А. Психология и педагогика [Текст]: конспект лекций / Л.А. Болотина, Е.А. Ильина. – М.: МИЭМП, 2005. – 68 с.
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический проект, 2005. – 239 с.
  3. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное образование. – 2003. - № 6. – С. 64.
  4. Возрастная психология [Текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. выс. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344с.
  6. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т.С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности; анализируются методы педагогическог...

Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"

Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.

Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.Предлагаю ознакомиться с тремя этап...