Проект "Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Проект
"Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo.docx519.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Актуальность.

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Именно в искусстве веками концентрировался духовно – практический и ценностно - эвристический опыт человечества. Поэтому художественно – эстетическое воспитание по самой сути своей направлено на формирование внутреннего мира растущего человека и его духовно нравственного облика. В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества детей, восприятие и созидание художественных образов.

Целью проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков формирование эмоциональной заинтересованности;

Паспорт проекта:

Тема: "Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Тип проекта – познавательно - творческий

Участники дети и родители

Задачами:

1.Выявить эмоциональный микроклимат детей в условиях группы и семье.

2.Выявить эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

3.Определить умения чувствовать эмоции, понимать состояние другого человека (жалость, сострадание и т.п.).

4.Выявить понимание и эмоциональное переживание ценности дружбы, доброты, развитие умение владеть своими эмоциями.

Проект включает три направления:

1. Дидактические игры;

2. Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства; ИЗО + нетрадиционные техники);

3. Психогимнастические упражнения

http://www.bestreferat.ru/images/paper/67/86/8808667.png

   формы работы:

- наблюдение;

- диагностика психического развития детей;

- диагностика эмоционального состояния детей;

- занятия с детьми;

-анкетирование родителей

Для того, чтобы дети  научились  выражать в изобразительной деятельности свои эмоции, с детьми проводились такие игры и упражнения, которые наилучшим образом способствовали развитию у дошкольников умения соотносить «чувства и краски»:

- «Мы  рисуем настроение»,

- «Музыка и эмоции»,

- «Рисуем эмоции пальцами»,

- «Рисуем настроение музыки».

 Формы  работы с родителями выделены следующие:

- наглядно-информационные

Открытое занятие для родителей

Знакомство с картиной «Весна» 

Мастер класс

Весенние трели: делаем птичек вместе с детьми и родителями

работа по эмоциональному развитию дошкольников средствами изобразительной деятельности

Специальные занятия по повышению уровня эмоционального состояния.

Индивидуальные занятия. Выставка рисунков.

Консультирование.

диагностика психического развития детей

диагностика эмоционального состояния детей

Методика «Секрет» 

Цель: Изучить уровень развития межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Материал: 3 открытки.

Порядок проведения: ребенку дается инструкция: «Друзей всегда поздравляют с праздниками. Вот тебе 3 открытки. Разложи их в шкафчики ребятам, которых ты хочешь поздравить открыткой в первую, вторую и третью очередь. Никому не говори, это наш секрет».

Обработка результатов: результаты выборов занести в социометрическую матрицу. Проставив выборы каждого ребенка по горизонтали (на пересечении с номером каждого ребенка, которому он отдал открытку), подсчитать количество выборов, полученных каждым ребенком (по вертикали в столбцах); затем определить взаимные выборы, обведя их кружком и соединяя линией, подсчитать количество взаимных выборов у каждого ребенка. По количеству выборов, полученных каждым ребенком определить статус: 1 группа-5-6 выборов, 2 группа-3-4 выбора, 3-1-2 выбора, 4- 0 выборов. Проанализировать мотивировки выборов детей, отнесенных к 1 и 2 группам.

Методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка». Цель: Изучить эмоциональные проявления ребенка и степень их выраженности. Оценочная шкала конкретных проявлений ребенка

Чувственное проявление

Интенсивность

0 1 2 3 4

Обстоятельство

сверхчувствительность возбуждаемость капризность боязливость плаксивость злобность завистливость веселость ревность обидчивость упрямство жестокость ласковость сочувствие агрессивность самомнение нетерпеливость

Примечание: 0 – нет, 1 – немного, 2 – среднее, 3- очень много, 4- крайне много.

Методика «Выбери нужное лицо» 

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка.

Материал: рисунки лиц с выражением эмоций, тексты с историями, герои которых испытывают определенное эмоциональное состояние.

Оценка результатов деятельности :

Высокий уровень эмоционального благополучия

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к изображению и рассказу.

Средний уровень

• Ребенок не всегда аргументирует свой выбор рисунка.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к рисунку.

Низкий уровень

• Ребенок допускает ошибки при выборе рисунка .

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном односложно.

 «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант). 

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?

Далее ребенку предлагается нарисовать рисунок на любую тему.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень эмоционального благополучия (13 - 15 баллов).

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к предметам изобразительной деятельности.

Средний уровень (8 - 12 баллов) .

• Ребенок не всегда аргументирует свой выбор цвета.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к рисунку.

Низкий уровень (5 - 7 баллов) .

• Ребенок часто допускает ошибки при изобразительной деятельности.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном односложно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к изобразительной деятельности.

Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства; ИЗО + нетрадиционные техники);

Специальные занятия по повышению уровня эмоционального состояния

«Знакомство с профессией художника» 

Программное содержание : дать первоначальные знания о профессии художника, значении его труда для людей. Познакомить с орудиями труда художника, особенностями его работы. Воспитывать интерес к профессии художника. Развивать речь, память, внимание.

Материал : репродукции картин различных художников, кисти, краски, мольберт.

Ход занятия: 

Я: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?

Дети : Художник.

Я: Правильно, а вы хотите узнать, кто такой художник? Люди этой профессии – настоящие волшебники, они умеют творить чудеса с помощью кистей и красок. Не каждый художник может стать волшебником, а лишь только самый внимательный, ведь он должен заметить и передать в своей картине то, что мы с вами не смогли увидеть сами.

Стоит художнику взять в руки бумагу и холст, краски и кисти, как начинается чудо. Только что они были белыми и вдруг они ожили. Каждый художник, как писатель, пишет свои картины по своему замыслу. Он может из знакомых людей сделать необычных: грустных и веселых, улыбчивых и серьезных. Глядя на картины, мы можем узнать, как жили люди раньше (демонстрирую детям репродукции картин, разных жанров).

Создавать яркие и неповторимые образы художнику помогают его друзья – краски и кисти. Если художник возьмет темные краски, то получится тревога, грусть. Если яркие – радость, веселье (демонстрирую детям предметы труда художника, даю возможность подержать в руках, подойти ближе, рассмотреть).

Дальнейшее знакомство с художниками и их картинами мы продолжим на следующем занятии.

«Знакомство с картиной «Зимний сон» 

Программное содержание : учить понимать внутренний мир художника, его душу. Побуждать к активному восприятию картины. Вызывать желание высказываться, задавать вопросы. Формировать у детей эстетические чувства.

Материалы: репродукция картины С.А.Куприянова «Зима», музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

Я: Посмотрите, у нас группе появилась картина (закрыта). Как вы думаете, что на ней нарисовано? (предположения детей). Вы хотите узнать, о чем она?

Для этого отгадайте загадку:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …..(пейзаж).

А. Кушнир.

Именно к этому жанру относится наша сегодняшняя картина. Ее автор С. А. Куприянов, называется она «Зима» (открываю картину).

Посмотрите, что изображено на этой картине? Какое время года? (ответы детей). Почему вы так решили? Зима очень красивое время года, похожее на музыку. У каждого свое виденье этого времени года. Нет ни одного художника, которые одинаково бы сказали о зиме. Послушайте, какой видит зиму П. И. Чайковский в музыкальном отрывке «Времена года» (ставлю фонограмму).

О чем, о какой поре года рассказала нам музыка? (ответы детей).

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие краски использовал художник? (ответы детей). Какие краски использовал художник для изображения снега? Почему именно такие? (ответы детей). Как вы думаете, зависит ли цвет снега от времени года? (предположения детей). Какой он зимой? (ответы детей). Какой весной? (ответы детей). Сколько места занимает на картине изображение земли (неба)? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? (ответы детей). Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник? Вам понравилась картина?

А сейчас, я предлагаю вам нарисовать свою зиму, такую, какой вы ее видите. Побудем в роли художников!

По завершению работы происходит анализ рисунков.

 Открытое занятие для родителей

Знакомство с картиной «Весна» 

Программное содержание: учить чувствовать настроение художника. Подводить к пониманию смысла картины, ее средств выразительности. Развивать способность детей к последовательному рассмотрению картины. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Материал: репродукция картины Н. Я. Деменцкой «Ранняя весна».

Ход занятия :

Я: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Как вы думаете, как она может называться? (предположения детей). Почему вы так решили? (ответы). А почему вы решили, что это весна, а не осень? (ответы детей). Вы правы – эта картина называется «Ранняя весна», автор ее Н. Я. Деменцкая.

Это не просто начало весны – это ее рождение. Что находится на переднем плане картины? (ответы детей). Какой художник изобразил реку? (ответы детей). Какой мы видим воду? (ответы детей). Она стоит или движется, как вы думаете? (ответы детей). Какие краски использовал художник? Какие оттенки мы видим? (ответы детей). Какие деревья мы видим на картине? Они еще только начали просыпаться после долгого зимнего сна, на них еще нет листьев.

Обратите внимание на снег. Каким изобразил его художник? (ответы детей). Как вы думаете, он мягкий или грубый? (предположения детей).

Нет он тяжелый, рыхлый, наполненный водой. Этот снег оседает и скоро превратится в талую воду. Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы изобразить снег.

Какое настроение картины?

Каким ты будешь его рисовать?

Как вы думаете, если мне грустно(весело), какими цветами я буду рисовать? Ребята, вам понравилась картина? А что больше всего?

А сейчас, я предлагаю вам нарисовать свою зиму, такую, какой вы ее видите. Побудем в роли художников! Подумайте, какие краски вам понадобятся.

По завершению работы происходит анализ рисунков.

Занятие в нетрадиционной технике «Ветка мимозы» 

Нетрадиционные техники: рисование пальчиком (младшие), скатывание бумажной салфетки (старшие).

Программное содержание : учить техники пальчикового рисования, создавать изображение путем использования точки как выразительности. Закрепить знания и представление о цвете (желтый), форме (круглая). Развитие ассоциативного мышления, восприятие цвета, форм. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.

Материалы: гуашь желтого цвета, клей, салфетки, альбомные листы, на которых нарисованы ветки мимозы, изображение солнышка, иллюстрации с изображением маленьких цыплят. Фонограмма – П. И. Чайковский «Подснежник» из альбома «Времена года».

Ход занятия : Под музыку встречаем солнышко.

Я: Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам в гости. Кто это? (ответы детей). Правильно – это солнышко, пришло к нам вместе с подарком.

Солнышко : Здравствуйте, ребята! Наступает весна, и появляются самые первые цветы, которые очень похожи на меня. Кто знает, как они называются? (ответы детей).

Я: Эти цветы, ребята, называются мимозы. Давайте повторим, как называются цветы! (дети повторяют, малыши по одному).

Обследуется ветка мимозы, предлагаю детям рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать ветки мимозы.

Я : Скажите, пожалуйста, какого цвета цветки? (ответы детей). Какой они формы? (ответы детей). На что похожи?

Показываю иллюстрации с изображением маленьких цыплят. Дети находят сходства цветка мимозы и цыплят.

Солнышко: Ребята, сегодня и принесло вам не только живые мимозы, но и нарисованные, но на них нет ярких, желтых шариков.

Я: Ребята, а давайте порадуем солнышко и нарисуем мимозу! Цветки можно сделать по разному – можно рисовать шарики пальчиком (демонстрирую технику), а можно скатывать из салфеток и потом разукрашивать, тогда они получатся объемными (демонстрирую технику).

По окончанию работы проводится анализ рисунков, отмечается красота получившихся веток.

Я: Ребята, давайте покажем, что у нас получилось солнышку!

Занятие в нетрадиционной технике «Солнышко, которое мне светит» 

Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (младшие), оттиск (старшие).

Программное содержание : вызвать эстетические чувства к природе и ее изображению в нетрадиционной технике, развивать восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал: альбомные листы, гуашь желтая, салфетки, оттиски из картофеля.

Ход занятия: читаю потешку «Солнышко-ведрышко».

Я:

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети-обогрей,

Телят да ягнят,

Да маленьких ребят!

Ребята, солнышко согревает нас спуская с неба свои лучики-ручки. Само солнышко какого цвета? (ответы детей), какой формы? (ответы детей).

Правильно, солнышко круглое, желтое, теплое. Желтый цвет – это теплый цвет, теплый как солнышко. Предлагаю вам нарисовать наше любимое солнышко. Но рисовать мы будем, ни кистями, а чем тогда? Как вы думаете?

Мы будем рисовать ладошкой и пальчиками, также можно использовать простой картофель, вырезав из него лучик (демонстрирую техники).

Дети выбирают понравившиеся техники. По окончанию работы проводится анализ рисунков.

Проводится игра «Солнышко и дождик».

Занятие в нетрадиционной технике «Как я люблю одуванчики» 

Нетрадиционные техники : тычкование.

Программное содержание: учить технике тычкования, совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать чувственное восприятие, выражение образа одуванчика.

Материал: альбомные листы с заготовками со стеблями одуванчика, гуашь желтая и зеленая, карандаши с поролоном для тычкования, салфетки.

Ход занятия : Загадываю загадку:

Я:

желтенький цветочек

Так похож на солнце,

Что ему, наверное,

Солнце улыбается.

Но что, же с ним случилось?

Наш цветок стал белым,

И его пушинки

Ветерок развел.

(одуванчик).

Я : Правильно – это одуванчик. Посмотрите, какой букет я собрала (вношу букет одуванчиков).

Обследуются одуванчики, предлагаю детям рассмотреть, понюхать, аккуратноцветы.

Я : Скажите, пожалуйста, какого цвета цветки? (ответы детей). Какой они формы? (ответы детей). На что похожи? Название одуванчика произошло от слова «дуть», на белорусском языке он так и называется – «дзьмухавец». Как только цветок становится белым, это означает, что он отцвел и его семена разносит ветер.

Носит одуванчик,

Желтый сарафан,

Подрастет – нарядится в белое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

.

Я: Предлагаю вам нарисовать одуванчики, но не совсем обычным способом, этот способ называется тычкование (демонстрирую технику).

По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делают цветочную полянку из одуванчиков.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

Новая кукла

(этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга

(этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка

(этюд на выражение печали ) 

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха ) 

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Лисичка подслушивает

(этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Соленый чай

( этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Дальше этюды могут усложняться – дети могут проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится — другой пугается.

Ниже приводятся примеры таких этюдов.

Про Таню

(горе — радость)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

(радость).

В лесу

(внимание — страх — радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортилла

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

(отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье?

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Консультация для родителей

Консультация

«Проектная деятельность в детском саду.»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

  Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

                       

                                                                                               

                                                                                                       

Консультация для родителей

«Рисование нетрадиционными способами».

      Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

 Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

    Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

    Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

    Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

   Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

 Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

    Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

     Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

    Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете.  Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».

    Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

 Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

 Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

 Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.

 Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.

    А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

 Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

 Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Пять причин научить  ребенка рисовать:

Безусловно, рисование не входит в число навыков, крайне необходимых для малышей первых лет жизни. Поэтому многие родители, равнодушные к идеям раннего развития детей, вообще не озадачиваются вопросом, как научить ребенка рисовать. Тем не менее, это умение, пусть и не столь ценное с прикладной точки зрения, как гигиенические навыки или пользование столовыми приборами, будет весьма полезно малышу.

1) Навыки рисования способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук. А это, кстати, полезно и с точки зрения формирования навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться столовыми приборами.

2) Учась рисовать, ребенок лучше запоминает геометрические формы и цвета. С помощью игр, включающих рисование, можно научить ребенка буквам и цифрам.

3) Рисование помогает развивать у ребенка внимание и концентрацию.

4) Рисование способствует развитию воображения у детей, проявлению их творческого потенциала. Импровизационное рисование помогает развитию и гармонизации личности ребенка.

5) Для родителей обучение ребенка рисованию – прекрасная возможность сблизиться ним еще больше.

Мастер класс

Весенние трели: делаем птичек вместе с детьми и родителями

Весна уже наступила, и отовсюду доносятся трели птиц. Давайте наполним свой дом солнечным настроением, и сделаем вместе с детишками волшебных птичек.

Для работы нам понадобятся:

• лист акварельной бумаги формата А3;
• акварель;
• кисти
• баночка с водой;
• карандаш и ластик;
• клеящий карандаш;
• ножницы;
• нитка с иголкой.

Для начала расчертим лист так, чтобы одна полоска была шириной

4 см, а остальные – по 2 см. Можно сделать все на глаз.

Вырезаем из бумаги полоски и склеиваем, как показано ниже. Затем поэтапно рисуем птичку. Добавляем клюв и глазки. Осталось пририсовать хвостик

Начинаем раскрашивать птичку красками. Это нужно будет сделать с обеих сторон Выбирайте цвета по своему вкусу. Вдев нитку в иголку, прокалываем птичку. Вдев нитку в иголку, прокалываем птичку.

Заклеиваем место крепления Клетка с волшебными птичками готова Клетку можно сделать из цветного картона, а птичек – из разноцветной бумаги. Творите вместе с ребенком, как подсказывает вам ваша фантазия.

Клетка с волшебными птичками готова

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников. - М.: Лайда, 1995.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1990.

3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн: Народная асвета, 1972. .

4. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. - М.: Просвещение, 1993.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. - М.: Просвещение, 1983.

6. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000.

7. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М.: Молодая гвардия, 1986.

8. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985.

9. Запорожец А.В. «Психология». М. Просвещение. 1965 г.

10. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М., 2005.

11. Козлова Н. Г. «Прекрасное – детям. Ознакомление дошкольника с искусством Беларуси». – Мозырь, 2008.

12. Комарова И. А., Ершова Н. В. «Дом наших улыбок». – Мозырь, 2008.

13. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., Просвещение, 1990.

14. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1999.

15. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе - М., Просвещение, 1976.

16. Мухина В.С. «Детская психология». Москва 1985 г.

17. Новоселова С. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад. // Педагогический вестник, № 3,4, 1996.

18. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

19. Программа дошкольного образования «Пралеска». – Мн., 2007.

20. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. // Дошкольное воспитание № 7, 1994.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СП, 2002.

22. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.

23. Собкин В.С., Марич Е.М. Жизненный ориентации родителей детей-дошкольников \\ Вопросы психологии. - №1 2003.

24. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой? - М.: Просвещение, 1978.

25. Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005.

26. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

27. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

28. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности»

   Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.   Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых ...

Доклад "Всестороннее развитие дошкольника средствами изобразительной деятельности"

  Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является с...

"Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности"

«… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте». ПЛАТОН...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....