Ознакомление детей с изобразительным искусством
презентация по рисованию по теме

Захарова Наталья Геннадьевна

В презентации представлены методы и приемы  ознакомления дошкольников с изобразительным искусством 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ознакомление детей с изобразительным искусством»

Слайд 2

Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.

Слайд 3

«раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель) «исправлять природу» (Вольтер) «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» ( Р.Кент ) «озарять светом глубины человеческой души» ( Р.Шуман ) Искусство призвано:

Слайд 4

Изобразительные : Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина) Г рафика, Скульптура Неизобразительная: Архитектура Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное) Виды и жанры изобразительного искусства

Слайд 5

Фактура (характер поверхности худ. произведения ) Композиция (построения худ. произведения) Контур-линия Штрих Линия Цвет Колорит (соотношение цветовых тонов) Пропорции (соотношение величин) Выразительные средства изобразительного искусства

Слайд 6

Четыре группы: Содержательная Изобразительно-выразительная Эмоционально-личностная Воспитательная Программные задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Слайд 7

Предварительная работа включает: Задания и игровые упражнения Показ кукольного театра, драматизация сказок Чтение художественных произведений Слушание музыкальных произведений Наблюдения Знакомство воспитателя с произведением Обогащение искусствоведческих знаний и умений воспитателя Методика ознакомления дошкольников с произведениями искусства

Слайд 8

Этапы ознакомления с живописью

Слайд 9

Задачи: Создание интереса к живописи, к картине художника Формирование умения внимательно рассмотреть картину Эмоционально откликаться на ее содержание Первый этап

Слайд 10

И скусствоведческий рассказ педагога Конкретные вопросы Прием «вхождения» в картину Рассказ-образец личностного отношения педагога к картине . Использование на занятие различных видов искусства Методы и приемы 1 этапа

Слайд 11

Задачи: Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины Выделять выразительные средства Формировать умение «читать» картины Мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению Второй этап

Слайд 12

Вопросы обобщенного характера Прием точных установок Приемы композиционных и колористических вариантов Метод формирования личностного отношения детей к живописи Методы и приемы 2 этапа.

Слайд 13

Задачи: форми­ровать творческое восприятие детьми произведений живописи Третий этап

Слайд 14

Прием сравнения Прием мысленного созда­ния собственной картины по названию, данному художником Прием точных установок Игровые элементы Обучение задавать вопросы Классификация картин Дидактические игры Методы и приемы 3 этапа

Слайд 15

Три группы вопросов: Побуждающие к целостному восприятию Помогающие определить эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека Побуждающие детям выделить средства выразительности Методика ознакомления с портретной живописью

Слайд 16

Пояснение Сравнение Акцентирование деталей Вызывание адекватных эмоций Тактильно-чувствительный метод Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Прием вхождения в картину Метод музыкального сопровождения Игровые приемы: Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью

Слайд 17

Порядок ознакомления: Воспитатель читает текст целиком без показа картинок Читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации Воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций Методика ознакомления детей с книжной графикой

Слайд 18

Узнавание ребенком персонажей , вещей Соотнесение фраз текста с картинками Оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигуры Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению Методы и приемы

Слайд 19

Казакова Т.К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г. Чумечева Р.М. «Дошкольникам о живописи», 1992г. Список литературы:



Предварительный просмотр:

«Ознакомление детей с изобразительным искусством»

  Слайд 2

Искусство - это «образ», образ мира, человека,  сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.

Искусство говорит образным языком , оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

 

  Слайд 3

Искусство призвано:

  • «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)
  • «исправлять природу» (Вольтер)
  • «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р.Кент)
  • «озарять светом глубины человеческой души» (Р.Шуман)

Эти высказывания раскрывают педагогические возможности живописи.

Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

 

  Слайд 4

Виды и жанры изобразительного искусства:

Изобразительные:

Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)

Графика,

Скульптура

Неизобразительная:

Архитектура

Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное)

  Слайд 5

Выразительные средства изобразительного искусства:

  • Фактура (характер поверхности худ. произведения)
  • Композиция (построения худ. произведения)
  • Контур-линия
  • Штрих
  • Линия
  • Цвет
  • Колорит (соотношение цветовых тонов)
  • Пропорции (соотношение величин)

  Слайд 6

Программные задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством:

Четыре группы:

1.Содержательная

Цель: обучать детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении

2.Изобразительно-выразительная

Цель: способствовать восприятию и оценке детьми художественных средств используемых живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения)

3.Эмоционально-личностная

Цель: формировать умение  давать эстетическую оценку произведению (Вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?»)

4.Воспитательная

Цель: формирование нравственно-эстетических качеств, познавательный интерес

  Слайд 7

Методика ознакомления дошкольников с произведениями искусства.

Предварительная работа включает:

  • Задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительной речи, монологической речи,
  • Показ кукольного театра, драматизация сказок , что способствует восприятию детей состояния людей (язык жестов, мимика, движения)
  • Чтение художественных произведений, сюжет которых созвучен с темой картины
  • Слушание музыкальных произведений заданной тематики
  • Наблюдения
  • Знакомство воспитателя с произведением (изучение, определение связи между содержанием и средствами выразительности, построением и настроением произведения, определение акцента, подбор слов необходимых для рассказывания )
  • Обогащение искусствоведческих  знаний  и умений воспитателя оперировать  терминами, характерными только для данного вида искусства

 

Слайд 9

На первом этапе решаются следующие задачи:

  • Создание интереса к живописи, к картине художника
  • Формирование умения внимательно рассмотреть картину
  • Эмоционально откликаться на ее содержание

Слайд 10

Методы и приемы 1 этапа.

1. Искусствоведческий рассказ педагога 
Дается после того ка дети самостоятельно рассмотрели картину

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение  названия картины и фамилии художника;
  • о чем написана картина;
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изо­бражено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (как идет углубление в содер­жание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произ­ведения и средствами его выражения);
  • что красивого показал своим произведе­нием художник;
  • о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут

адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по со­держанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

2.Конкретные вопросы
Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение.

Что изображено на картине?

Где расположены предметы, люди..?

Как вы думаете,  что самое важное в картине?

Как изобразил это художник?

Что в картине самое яркое, бросается в глаза?

Что этим хотел сказать художник?

Какое настроение передал художник?

Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?

Как это удалось сделать художнику!

О чем вам думается, когда вы смотрите на эту картину?

3. Прием «вхождения» в картину
Воссоздание предшествующих или последующих содержанию картины событий

Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

4. Рассказ-образец  личностного отношения педагога к картине.
Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями.

Структура:

  • сообщить кто написал картину и как она называется;
  • рассказать, о чем про­изведение,
  • какими красками написано,
  • какое в нем передано настроение,
  • что особенно понравилось,
  • какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на картину.

5. Использование на занятие различных видов искусства

Умелое использование музыки, выразительное чтение усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

  Слайд 11

Второй этап

Задачи:

  • Развивать умение  самостоятельно анализировать содержание картины
  • Выделять выразительные средства
  • Формировать  умение «читать» картины
  • Мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению

  Слайд 12

Методы и приемы

1.Вопросы обобщенного  характера.
Задаются в том случае, если дети научились внимательно, детально рассматривать картину и приобрели умение ее анализировать

О чем картины?

Почему думаете так, расскажите.

Как бы вы назвали картину?

Почему именно так? (Сравнить с авторским названием)

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, предметах, пейзаже?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

От чего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Что он особенно выделил в картине, чтобы мы увидели?

2.Прием точных установок

«Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина».

Прием помогает научить детей логично рассуждать, и открыть путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи.

3.Приемы композиционных и колористических вариантов

Педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

  • закрытие части композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.)
  • накладывание на изображение образа в картине силуэт­ное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в зависи­мости от изображения на картине.
  • закрытие пленкой другого цвета изобра­женную художником форму

4. Метод формирования личностного отношения детей к живописи

Вместо рассказа- образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используют­ся расчлененные вопросы.

Что понравилось в картине?

Чем она понравилась?

Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину?

О чем думается, что представляется?»

Слайд 13

Третий этап

Задачи: формировать творческое восприятие детьми произведений живописи

Слайд 14

Методы и приемы 3 этапа

1. Прием сравнения

  • вначале сравниваются две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение, затем сравниваются картины одного художника, но разного колористического решения. ( «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана)
  • вначале сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем различные отличительные признаки — по цвету, расположению, освещенности, динамике.

2. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником

Создавая мысленно картину, идентичную названию произведения художника, ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать за­висимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаклю­чения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности.

3.Прием точных установок

Усложняются вопросы. Детей учат не только  излагать свои мысли в определенной последо­вательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по за­конам живописи, а также развивать такие мыслительные действия как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

4. Игровые элементы

Стимулируют  желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине.

«Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»

5. Обучение задавать вопросы

Например: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице.

Конкурс «Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?», «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»

6. Классификация картин

Цель:

Формирование умение целостно воспринимать художественный образ, сравнивать и классифициро­вать художественные произведения по теме, манере исполнения.

7. Дидактические игры

«Художественный салон»

«Экскурсия по выставке картин»

«Найди ошибку в рассказе о картине»

Слайд 15

Методика ознакомления с портретной живописью

Используются три группы вопросов:

  • Побуждающие к целостному восприятию (Кто изображен? Что можешь рассказать о нем? Кого заметил первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке)
  • Помогающие определить эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека. (Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?)
  • Побуждающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: поза, движение, расположение, фон, деталь, светотень)Почему такой фон у картины? Почему художник изобразил в такой позе человека?...

Слайд 16

Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью

  • Пояснение
  • Сравнение  (разные портреты)
  • Акцентирование деталей (закрыть лицо, оставить глаза)
  • Вызывание адекватных эмоций (предлагается вспомнить схожую ситуацию)
  • Тактильно-чувствительный метод (прикосновение к ребенку с целью передать ощущения)
  • Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
  • Прием вхождения в картину (на место изображенного человека)
  • Метод музыкального сопровождения
  • Игровые приемы: «Кто точнее передаст движение руки», «Узнай к какому портрету относится эта музыка», «Открой тайну человека, которую скрыл художник», «Придумай название к данному портрету»

Слайд 17

Методика ознакомления детей с книжной графикой
(Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот.)

Порядок ознакомления:

  • Воспитатель читает текст целиком без показа картинок
  • Читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя
  • Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации
  • Воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций

 Исключение:

Если в тексте встречаются незнакомые  слова , целесообразно до чтения при  объяснении этих слов показать соответствующие картинки.

Слайд 18

Методы и приемы

  • Узнавание ребенком персонажей, вещей
  • Соотнесение фраз текста с картинками
  • Оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигуры
  • Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ...

Ознакомление детей с изобразительным искусством

Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа) Цель: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план....

План ознакомления детей с изобразительным искусством в центре "ИЗО" в группе

План ознакомления детей с изобразительным искусством...

Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.

          Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка – дошкольника – это и процесс предметно – манипулятивной деяте...

Конспект НОД по ознакомлению детей с изобразительным искусством « В гостях у художника Е.И Чарушина» в старшей группе.

Цель: формировать представление детей о художниках – иллюстраторах детских книг, познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Формировать познавательный интерес и первичные представлени...

Конспект образовательной ситуации (занятия) по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Конспект образовательной ситуации (занятия) по ознакомлению детей с изобразительным искусством...