Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.
методическая разработка

Николаева Наталья Владимировна

            Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка – дошкольника – это и процесс предметно – манипулятивной деятельности, и игра, и общение, и развитие воображения, и развитие мотивационно - потребностной стороны личности, и эмоциональное развитее личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ № 468 г. Новосибирск

Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.

                                                               

Николаева Наталья Владимировна

                                                 

                                                  Сентябрь 2019

Тема: Методика ознакомления детей с изобразительным искусством. Натюрморт.

План.

  1. Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.
  1. Роль искусства в воспитании и развитии детей (функции искусства).
  2. Восприятие живописи детьми.
  3. Отбор произведений искусства для дошкольников (принципы отбора)
  4. Задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством.
  5. Формы и методы работы по ознакомлению с искусством детей дошкольного возраста.
  1. Натюрморт.
  1. Особенности натюрморта как жанра живописи.
  2. Мастера натюрморта (голландский натюрморт 17 века – Виллем Клас Хеда; Винсент Ван Гог; Илья Машков; Пётр Кончаловский и другие).
  3. Рассматривание натюрморта с детьми в детском саду.

  1. Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.
  1. Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка – дошкольника – это и процесс предметно – манипулятивной деятельности, и игра, и общение, и развитие воображения, и развитие мотивационно - потребностной стороны личности, и эмоциональное развитее личности.

   Искусство - художественное творчество, одна из важнейших областей духовной жизни человечества; вид творческой деятельности, в котором объединяются познание мира в художественных образах, создание объектов, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале - слове, музыке, танце, красках, пластических средствах; оценка эстетических свойств явлений и наиболее богатый язык общения - язык художественной выразительности.

   Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

   Через искусство дети знакомятся с художественной картиной мира.

   Художественная картина мира - представлена окружающей средой, предметами в художественных образах живописи, литературы, музыки, т.е. в произведениях искусства, художественными свойствами предметов (красота, особенности форм, линий, звуков и т.д.).

      В раннем возрасте основными ступенями развития изобразительной деятельности является –

1. Ярко выраженный интерес ребёнка к изобразительному материалу и познавательные действия с ним,

2.Интерес ребёнка к действиям взрослого с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними,

3. Интерес малыша к следу, оставленному на бумаге и появление ассоциативного образа,

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что – то изобразить.

На всём этом протяжении идёт интенсивное психическое развитие ребёнка (Г.Г. Григорьева).

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

  1. В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. 

В возрасте 5–7 лет особая роль отводится зрительным ощущениям и восприятию. Ребенок получает больше информации об окружающем мире с помощью зрения. Также интенсивно развивается обонятельная чувствительность. Дети старшего дошкольного возраста делают значительно меньше ошибок при различении запахов. Основательные изменения у старших дошкольников появляются в восприятии пространства. Дети всё чаще хотят разобраться во всех формах, которые их окружают. Они пытаются установить, на что похож предмет.

Старшие дошкольники уже умеют сравнивать длины линий, однако хуже решают задачи на глазомер. Глазомер развивается в процессе конструктивной деятельности. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании и играх. В этом возрасте дети уже могут в некоторой мере ориентироваться во времени. Они выделяют существенные признаки в определении времени (ночь – “когда темно”, “когда солнышко спать ложится”). Дети узнают такие категории, как раньше и позже.

В ходе работы по ознакомлению детей с произведениями живописи развиваются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т.д.

Отличительной особенностью восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи является то, что они сразу выделяют цвет, потому что он яркий и знаком детям, они постоянно рисуют, “играют” цветом, легко могут увязать его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать цвет как средство для раскрытия основной идеи содержания, через цвет оценивать эстетические достоинства картины. Труднее всего детям удается выделить композиционное построение картины. Они легко вычленяют композиционный центр (если вопрос воспитателя точен), но затрудняются ответить на вопрос, почему художник расположил в картине людей таким образом, что он хотел этим сказать. Дети узнают, как можно выделить композиционный центр. В дальнейшем они определяют различные способы композиционного решения, но установить зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, поэтому и нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия.

  1. Для полного восприятия ребенком художественного произведения ему необходим социальный опыт. Иногда трудность в восприятии и понимании художественного произведения ребенком вызывают методические ошибки воспитателя: отсутствие вводной беседы и выстроенных вопросов по шаблону. Большое значение при восприятии произведения живописи имеет вопрос, с которым педагог обращается к ребенку. Спрашивая детей об изображении, педагог должен ориентировать дошкольника на перечисление объектов в любом порядке. Вопрос: “Что делают здесь на картине?” – побуждает ребенка к действиям.

   При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе. Перечисленные принципы – это принципы отбора произведений по содержанию. Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные. Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

1.4. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

  1.5. Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

 • обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Для успешной реализации образовательной области « Художественное творчество» в дошкольном возрасте  используются следующие методы и  приемы .

Экспериментирование с изобразительным материалом( «Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в рисовании(отпечаток ладони, пальца, предметов, картофельных штампов).

Игровые приемы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например гипсовые игрушки для росписи, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи(альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.

Настольно- печатные игры для развития умений различать , сравнивать узоры, элементы, формы( игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).

5 Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки(листы с нанесенным рисунком или его части), детские журналы с творческими заданиями ; размещение на видном месте «полуготовых материалов»( листов разной формы и цвета для рисования и аппликаций, заготовок  с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий , аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что являются важными в данной возрастной группе. В уголках творчества необходимо расположить  «сенсорные наборы» ( коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры),  модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга»(или ее вариант), наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

Использование синтеза искусств и интеграция видов деятельности- составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»)

Содержание области интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».

В старшем дошкольном возрасте целесообразным является использование следующихметодов и приемов .

Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.

Разговор об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.

Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий.

Рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности.

Исследования. Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника» «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?» «Знаешь как получить такие оттенки?» «Как предметы попадают в музей?»

Экскурсии в художественные и краеведческие музеи , галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями. Организуется детско- родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция».

Ситуации индивидуального и коллективного творчества , способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату.

Использование современных информационных технологий : ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.

Упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности ( игры «Найди пару», «Подбери палитру»,  «Преврати фигуры», упражнения «Дорисовываете фигур», «Кляксы»)  , ситуации на развитие ассоциирования, эстетической синестезии.

Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности  в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства- музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных) Создание творческих работ при использовании разных видов деятельности , изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти»; сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить . содержание раздела интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».

Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с искусством зависит:

     2.Натюрморт

    В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.

  2.1.  Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён античности. Однако именно в Голландии XVII века натюрморт впервые выделился в отдельный жанр изобразительного искусства.

Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы». Типично голландским видом натюрморта стали монохромные «завтраки», для которых характерны лаконизм содержания, сдержанность колорита и объединяющая роль световоздушной среды.

Нидерланды пережили в первой половине XVII века небывалый экономический и культурный расцвет. Они являлись основным торговым центром Северной Европы, голландские корабли постоянно курсировали между нидерландскими портами и колониями в Азии и Африке. Был достигнут высокий уровень в общественных науках, механике, математике, физике, естествознании. Благодаря всем этим обстоятельствам голландское бюргерство стремилось к увековечиванию своего благосостояния в искусстве. Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера КампенаРогира ван дер ВейденаЯна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику широко стал использовать элементы натюрморта. В XVI веке Бартоломеус Брейн СтаршийДирк БаутсПитер АртсенИоахим БейкеларБартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину. В XVII веке картины предназначались, как правило, для украшения интерьеров и имели камерный формат. Их сюжеты отражали повседневную жизнь голландских бюргеров, причём художники скрупулёзно фиксировали окружавший их предметный мир. Впервые разнообразные предметы заняли место на картине не в силу придававшегося им символического смысла, а исключительно из-за собственной красоты и живописности.

Натюрморт как отдельная отрасль выделился около 1600 года. Новый жанр получил в Голландии название «stilleven» (дословно «тихая жизнь»), хотя этот термин стал употребляться лишь в середине XVII века. Под stilleven голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Поэтому наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мёртвой рыбой и битой дичью в голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц, и даже птиц и зверей.

2.2. В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством. Живописцы следующего поколения (Клас, Хеда и др.) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой; все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». В этом жанре работали Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум и другие.

      Один из талантливых художников  голландского натюрморта   Виллем  Клас Хеда 1593-1682гг.Он был мастером традиционного  натюрморта, который называли  ontbijtjes  ,что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска.  Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, и обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь.

    К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 г. он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 гг.) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом. 

    Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.

     Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.

    Винсент Вильям Ван Гог родился 30 марта 1853 года. Его назвали в честь первого сына, родившегося мертвым ровно год назад. Винсент был старшим из шестерых детей Теодора ван Гога (1822- 1885) и его жены Анны Корнелии, урожденной Карбентус (1819-1907). Теодор, пастор голландской реформированной церкви, и Корнелия, дочь переплетчика из Гааги, обвенчались в 1851 году. Винсент появился на свет в деревне Гроот-Зюндерт, в пятидесяти милях от Бреды, что расположена в Северном Брабанте, в Голландии. Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось уже всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...

     Художник Илья Иванович Машков родился в июле 1881 года в станице Михайловская Хоперского округа, на территории Области Войска Донского. Его родители были государственными крестьянами Рязанской губернии и  пришли на Дон ещё до рождения своего первенца. В семье Машковых было 9 детей и Илья был старшим ребенком. По этой причине Илья Иванович учился в приходской школе до 11 лет, а потом был отдан в торговую лавку на услужение. Вскоре купец начал освобождать юношу от работы в лавке с условием, что Илья будет рисовать вывески и плакаты. Эта работа доставляла будущему художнику огромное удовольствие. Со временем Машков начал копировать красивые картинки из журналов, а потом перешёл к зарисовкам с натуры. Случилось так, что один из учителей Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и предложил ему уроки рисования. Этим учителем был Н.А. Евсеев.

В 1900 голу Илья Машков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Как малоимущему и талантливому ученику, Машкову разрешили давать частные уроки рисования.

    Помимо необузданного «дикого» умения передать на холсте цветом чувственные ощущения, Машков отличался организационными способностями. Он жаждал упорядочивать, собирать, делать — самое время вспомнить о его стремлении создавать руками. Он был одним из организаторов «Бубнового валета», потом его секретарем. В 1915 году его приняли в «Мир искусства». В этом же году — второй брак, на этот раз со своей ученицей, художницей Еленой Федоровой. Она изображена на «Натюрморте с женской фигурой».
  Революцию Машков принял с восторгом, как и многие другие авангардисты. Занимался профсоюзом художников, состоял во множестве сообществ и организаций, преподавал живопись во Вторых Свободных государственных мастерских (в которые превратилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества), а затем — в Высших художественно-технических мастерских.
  Параллельно бурной организационной деятельности он начал писать совсем иного толка картины, так называемые «музейные натюрморты Машкова». Это изобилие фарфора, алой мебели, декоративности. Сопоставив с историческим контекстом, понимаем, что всё это в постреволюционные годы довольно активно разрушалось. И речь отнюдь не о случайном совпадении. На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925-м году Машков выставляет знаменитый триптих «Снедь московская»: «
Хлебы», «Мясо,дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками. Оглянувшись на исторические события, понимаем, что страна в этом время мучительно отходила от попыток создания военного коммунизма и впереди тоже маячили не золотые времена. И вдруг — такая роскошь, такое изобилие! Прощание с едой? 

2.3.Рассматривание натюрморта в детском саду.

    К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.

Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.  Не следует, однако, все рассказывать детям сразу, не узнав, что им известно. Спросите у детей, знают ли они, кого называют художником. Если дети ответят правильно, обобщите и уточните их ответы, сказав, что художник -- это человек, который рисует карандашом на бумаге, пишет красками на холсте; одни художники пишут картины, другие создают иллюстрации к книгам, а есть художники, которые расписывают разные вещи: игрушки, посуду, ткани. Предложить детям найти в группе, вещи, которых коснулась рука художника.

    Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание пейзажной живописи, натюрмортов, некоторых произведений бытового жанра, особенно связанных с изображением эпизодов из жизни детей.  

Закреплять умение выделять, называть, группировать произведения по видам изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство, по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, былинно-сказочный жанр).

    Знакомить с творчеством художников, внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.

    Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, унылый, тревожный, мрачный и др.).

   Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

   Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.

   Воспитывать сочувствие, сопереживание к людям.

Список литературы:

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание.-2000. - №1. - С.8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.-м.: Просвещение, 2005. - 146с.

5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Список интернет ресурсов:

http://svistanet.com

https://artchive.ru/

https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ...

Ознакомление детей с изобразительным искусством

Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа) Цель: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план....

Ознакомление детей с изобразительным искусством

В презентации представлены методы и приемы  ознакомления дошкольников с изобразительным искусством...

План ознакомления детей с изобразительным искусством в центре "ИЗО" в группе

План ознакомления детей с изобразительным искусством...

"Методика ознакомления воспитанников с изобразительным искусством" ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ

Изобразительное искусство - это художественное отражение действител­ьности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.У изобразительного искусства есть четыре основные функции. Знако­мясь с ...

Конспект НОД по ознакомлению детей с изобразительным искусством « В гостях у художника Е.И Чарушина» в старшей группе.

Цель: формировать представление детей о художниках – иллюстраторах детских книг, познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Формировать познавательный интерес и первичные представлени...