Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности.
консультация по рисованию на тему

Артемьева Ольга Владимировна
  1. Необходимые условия для коллективных занятий изобразительной деятельности, ее особенности в работе с дошкольниками.
  2. Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды.
  3. Специфика организации и руководства изобразительной деятельностью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Своеобразие организации и проведения коллективных

занятий по изобразительной деятельности.

Введение

  1. Необходимые условия для коллективных занятий изобразительной деятельности, ее особенности в работе с дошкольниками.
  2. Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды.
  3. Специфика организации и руководства изобразительной деятельностью детей.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно-эстетического формирования и развития личности ребенка.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации; развивать творчество. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить об общих для всех возрастных группах условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей. Назовем эти условия.

  • Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности в формировании личности и положения Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, мы считаем важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельностью взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание в работе с детьми должно уделяться развитию самостоятельности, предоставлению им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
  • Формирование детского творчества невозможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.
  • Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественной деятельности и искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности детей и всего содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которой лежит образное познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательно-образовательной работы, построенной на основе интеграции.
  • Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием.
  • Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

 Необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления.

  • Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды. При этом активное участие в оформлении помещения должны принимать дети: вместе с педагогами украшать зал для проведения праздников, досуга, народных обрядовых действий; создавать элементы декораций, детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Следует широко использовать в оформлении детского сада детские рисунки, лепку, аппликации, как индивидуальные, так и коллективные композиции; систематически организовывать выставки детского творчества.
  • Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. Это максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развития творчества.
  • Вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий, форм, средств, методов работы, предоставляемых детям материалов и др.
  • Исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, шаблона, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.
  • Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии, формирование такого же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей.
  • Доверие к ребенку, его возможностям; предоставление самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего представления о возможном результате, активизации детей.
  • Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении изобразительной деятельности и развитии творчества.
  • Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительных деятельностей, что означает, прежде всего предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком (включающего искусство и его творцов); знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю; учет местных традиций, включение в процесс познания и творчества разных видов народного искусства (музыкального, народно-прикладного и др.), характерных для региона.

Занятия разнообразными художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослым. Педагог должен помогать дошкольникам, осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяющей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.  

Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована. Так, выполняя коллективные композиции, дети могут работать у доски или за столами, поставленными полукругом; индивидуальные рисунки удобнее рисовать за мольбертами. Очень важно, чтобы во время занятия дети могли встать и подойти к окну, к игровому, книжному уголку, чтобы еще раз посмотреть на объекты, которые они изображают, и в случае необходимости уточнить представления о том или ином предмете, объекте.

Занятия изобразительной деятельностью связаны с подготовкой необходимых материалов и требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий; умение довести начатое дело до конца, оценить свою работу и работу товарища. На воспитание этих личностных качеств педагогу следует обратить особое внимание, не упуская при этом решение задач формирования у детей художественно-творческих способностей.

Литература

  1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации. Издательство Мозика-Синтез Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе « Дружные рыбки» (коллективная работа) Открытый показ

Данный материал включаетследующие образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»

Обратить внимание педагогов на составляющие элементы каждого занятия по изобразительной деятельности....

Роль наглядности в организации проведения занятия по изобразительной деятельности.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности является наглядность....

Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности

В статье раскрывается вопрос значения коллективной изобразительной деятельности, и ее особенности в работе с дошкольниками....