Конспект занятия "Хохломская роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Аксенова Светлана Михайловна

Ознакомление детей с народным творчеством через художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskaya_rospis.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №31 «Сказка»

Конспект  занятия по рисованию

(старшая группа)

«Хохломская роспись».

Составила и провела  воспитатель  

  Аксенова Светлана Михайловна

г. Саров

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей способность к сопереживанию и сочувствию.

Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, в частности к прикладному . Воспитывать любовь к русской культуре, народному искусству.

Развивающие:

Развивать творческие способности и воображение.

Обучающие:

Закреплять знания о жанре хохломская роспись.

Побуждать  детей выполнять работу в технике хохломской росписи, используя традиционные для этой росписи элементы: завиток, ягодку, травку.

Закреплять знания о цветах характерных для хохломской росписи..

Продолжать упражнять в составлении композиций по собственному замыслу, выделять передний, средний и задний планы.

Продолжать  стимулировать стремление самостоятельно отбирать материалы для реализации замысла.

Материалы:

Силуэты ложек, досок, круги;

Поролоновые тампоны на палочках (тычки);

Кисти художественные толстые, тонкие, средние;

Гелевые ручки  (для травинок, листиков);

Рамочки для готовых работ, сделанные самими детьми.

Готовые работы: расписанные ложки, доски, круги.

Содержание:

В: - Ребята, сейчас я вам прочитаю И.А. Бунин стихотворение, а вы мне скажите про какое время года оно:  

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной».

В: - Ребята, а вы любите осень? За что?

-(ответы детей).

В: - Скажите, а какие цвета любит осень (ответы детей).

Подумайте, вспомните - в какой росписи встречаются такие растения, как ягодки, травка (внимательно выслушиваются все ответы детей)

Звучит веселая задорная музыка, в группу входит торговец, приговаривая:

- Здравствуй, честной народ, я пришел к вам товар показать, да на вас посмотреть. Выставляет предметы с хохломской росписью. Предлагает рассмотреть предметы с росписью и сравнить их. Определить чем они похожи (все предметы деревянные, расписаны растительными узорами).

Торговец рассказывает детям, что это обыкновенная деревянная посуда (показывает детям заготовки), но мастера сделали из нее золотую хохлому без золота, а некоторые и совсем пустые.

- Как же быть? Чем же торговать? (дети предлагают помочь торговцу, раскрасить заготовки).Торговец соглашается и просит выслать ему товар по почте, уходит.

Воспитатель на конкретных предметах показывает, как из деревянной заготовки получаются красочные ложки: после росписи они становятся серебряными, тогда их кладут в печь, и выходят от туда ложки золотые да расписные.

Дети берут предметы в руки, внимательно рассматривают, любуются росписью.

 В:                              Роспись хохломская – словно колдовская

                                   В сказочную песню просится сама,

                                   И нигде на свете нет таких соцветий –

                                   Всех чудес чудесней наша хохлома!

Вопросы к детям: - Из каких элементов состоит растительный орнамент хохломы? (Ягоды смородины, малины, клубники, рябины, вишни, крыжовника, листочки, веточки, завиточки).

- Какие цвета используют хохломские мастера в своих узорах?

(Красный, черный, желтый, золотой, зеленый).

Показать травку – тоненькая, похожа на реснички, а называют ее осочка.

Предложить детям выбрать ту ягоду, которую они нарисуют, посмотреть как она украшена (точки, черточки, тонкие дуги). Два, три ребенка могут рассказать и показать, как они нарисуют свою ягодку или веточку.

Наводящие вопросы: - Как будем рисовать узор (Кончиком тонкой кисточки №1).

- Как можно нарисовать ягоды? ( При помощи тячков).

- Как можно нарисовать листочки? (Прием примакивания кисточки).

- Чем можно обвести узор и раскрасить его? (Гелевой ручкой)

- Основное правило расположения узора? (Ритмично и равномерно по всему узору).

Дети самостоятельно выбирают цвет ложки или доски, круга, его величину. Определяют последовательность рисования: ЗАВИТОК, ЯГОДЫ, ТРАВКА

Уточнить цвета, на красном фоне рисуют – желтым, черным, зеленым. На черном – красным, желтым, зеленым. На желтом – черным, красным, зеленым.

Показать движение руки в воздухе рисование завитка, затем на листе положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения, «как дует ветерок».

Дети приступают к работе: сначала рисуют несколько завитков, затем ту ягоду, которую выбрали на предметах, последним гелевой ручкой рисуют маленькие реснички. Обращать внимание на тонкость, легкость завитков травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше. Каждый элемент любит свой сочный цвет. Три цвета для элементов, а четвертый для фона.

Привлекать детей к рассматриванию узоров на предметах, если это необходимо.  В конце дети выбирают рамочки, приклеивают на них свои работы, делают выставку. Рассматривают, выбирают самые яркие, легкие, нежные завитки, реснички, красивые ягоды.

Собирают посылку для торговца. Дети, которые могут писать , пишут адрес.

В: Читает стихотворение:

                               Хохломская роспись – спелых ягод россыпь,

                               Отголоски лета в зелени травы…

                                Расписная, легкая, нет ее нужней;

                                В ней и щи отменные и кисель вкусней!

ПРИМЕЧАНИЕ: подготовить запасные силуэты ложек разной величины для тех детей, которые быстро выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Настенная роспись «вытыканка».

Конспект занятия в рамках реализации вариативной части программы "Региональный компонент"  Тема. Настенная роспись «вытыканка»....

Информационный материал к занятию "Хохломская роспись"

Информационный материал к занятию  "Хохломская роспись"...

Конспект занятия "Хохломская роспись"

Конспект занятия "Хохломская роспись"...

Конспект занятия "Хохломские чудеса"

Продолжать знакомить детей с народными промыслами....

Открытое занятие "Хохломская роспись"

В этом материале есть конспект открытого занятия с физминуткой и практической работой "Хохломская роспись ложки", презентация "Хохломская роспись", план по распределению времени на...