Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности на основе ФГОС ДО для детей старшей группы "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Елена Ивановна Белоброва

Формироывание у детей интереса к русской народной игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_belobrova_e.i.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Дымковская игрушка»

Технологическая карта

интегрированной непосредственно образовательной

деятельности

на основе ФГОС ДО

для детей старшей группы

Составитель:

Белоброва Елена Ивановна  воспитатель МБДОУ № 77

г. Энгельс 2014г.


Технологическая карта (конструктор) интегрированной НОД

«Дымковская игрушка» Тема:

«Дымковская игрушка».

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Социальный партнёр: музыкальный руководитель.

Учебно-методический комплект:

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013
  2. Музыкальная палитра №1,2007.
  3. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
  4. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет

Средства:

·        наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы
элементов дымковской росписи;

·        мультимедийные – презентация;

·        литературные - стихи, загадки;

·        музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений,
весёлые русские народные песни (мелодии)

·        оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки;
шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности
рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек
(по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки;
кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по
выбору детей)

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

1.        Обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2.        Развивающие задачи:

·        развивать наблюдательность, способность замечать характерные
особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;


·        развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в
процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в
поиске идентичных элементов;

·        развивать творческую активность в процессе изобразительной
деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании
элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия,
кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек,
прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами
народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

·        обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская
игрушка, дымковская роспись;

·        развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять
результат исследования;

·        Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

3. Воспитательные задачи:

·        воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду
народных мастеров;

·        способствовать проявлению положительных эмоций;

·        воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в
процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать
умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспит анников:

·        Обратить внимание на нерешительность Вики в выборе партнёра для
совместной деятельности;

·        Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и
Ангелины;

·        Предложить Маше и Алёне выбрать стихи для предварительного
заучивания;

·        Поручить Диме и Карине контроль за правильностью выводов при
сравнении элементов росписи дымковской игрушки.

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в продуктивной деятельности, в разговоре.

Эмоционально -отзывчивый

чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и м произведениям.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполне умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениям


сверстниками

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

применение усвоенных способов рисования ватной палочкой самостоятельной деятельности;

стремление создать выразительный и интересный образ использование шаблона или без него, выбирая самостоятель умение самостоятельно делать выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 минут

Ход деятельности:

Этап

Содержание

Деятельность

Деятельность

Планируемый

деятельности

совместной

педагога

детей

деятельности

результат

1 этап

Здравствуйте

Приветствует

Приветствую

Дети

Организацион

ребята, рада

детей задаёт

т друг друга

настроены на

ный

всех вас сегодня видеть. Здравствуйте

—        желаю вам
здоровья!

В слове этом

—        мудрость,

положительный эмоциональный настрой

и гостей

общение

-ситуативный

доброта,

Предлагает и

разговор

Что всегда соседствуют с любовью, И души народной красота! Ребята, а вы готовы сегодня узнать

корректирует выбор детей

Выбор удобного места для творчества


секреты

народных

Создаёт

мастеров из

проблемную

Проявляют

Дымково, о

ситуацию,

Дети обходят

интерес к

красоте их

показывает и

группу в

предстоящей

творчества?

свою

поиске

деятельности

Тогда

заинтересованн

необычного

-загадка

выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? -Весёлая белая

ость

предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети

высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому.


глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун

разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают Шкатулку Мастеров)

2 этап Работа над темой

-проблемная ситуация

Все ли

игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Решают проблемную ситуацию. выбирают игрушку, рассматрива ют элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы.

Умение делать вывод и его

аргументиров ать

-презентация

Вятский край

издавна

славился

художественн

ыми

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный

Слушают, узнают об истории создания дымковской

1.Обогащает

знаниевый

опыт.

2.Проявляет

интерес к


промыслами. Работы талантливых народных умельцев были

повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно

называют эту игрушку – дымка. Почем у игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.


момент на основе наглядных информационн ых средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.


игрушки, рассуждают.


народной игрушке.


А как

выдумаете,

как люди

узнали о

дымковской

игрушке

мастеров?

Зарождение

этого

промысла

связывают с

древним

народным

праздником

«Свистунья»,

к которому в

течение всей

зимы

мастерицы

готовили

разнообразны

е свистульки в

виде коней,

всадников,

коров, птиц.

Весенний

праздник

сопровождала

бойкой

торговлей

свистульками.

Их яркая,

красочная

роспись

соответствова

ла общему

радостному

весеннему

настроению.

Всюду

звучали,

народные

музыкальные

инструменты.


-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит

За ширмой звучат

музыкальные инструменты, поощряет детей за

внимательность и правильные высказывания

Внимательно выслушиваю т, называют музыкальный инструмент

1.Определяет

музыкальные

инструменты.

2.Знает

названия

русских

народных

музыкальных

инструменто

в

-музыкальная игра

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Выбирают

музыкальный

инструмент,

слушают

русскую

народную

мелодию,

стараются

ритмично

попадать в

такт

мелодии,

демонстриру

ют

положительн

ые эмоции

1.Умение выбивать ритм.

2.Получение в процессе игры

положительн ых эмоций. 3.Обеспечена потребность детей в движении.

- подвижная игра «Найди игрушку» (с

музыкальным сопровожден ием)

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми

Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстриру ют

физическую активность

1.        Умение
слушать,
выполнять
выбранные
правила.

2.        Умение
ориентироват
ься в

пространстве .

3.

Реализована потребность детей в общении

-

продуктивная

деятельность

Вовлекает детей в

изобразительну ю

Ребёнок выбирает способ взаимодейств

1. Проявляет творческую активность в процессе


деятельность,

ия при

изобразитель

предлагает

выполнении

ной

детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательн

своей работы: индивидуаль но в паре, в тройке в

деятельности

;

2. Умение

подбирать

необходимые

ости

подгруппе,

материалы

раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или

по желанию использует шаблоны – силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает

для работы;

3.        Умение
делать
логический
вывод;

4.        Умение
следовать
правилам

индивидуально напоминает;

материалы (краски

включает детей

гуашь,

в

кисточки или

самостоятельну ю

ватные палочки),

деятельность;

которые

предоставляет

можно

время для творческой деятельности;

применить

для

изобразитель

предоставляет

ной

выбор техники элементов

деятельности . Если

раскрашивания

возникла

и материалов, наблюдает за детьми во

трудность,

дети

обращаются

время

за помощью

выполнения

к

задания.

воспитателю и друг другу.

3 этап Итог

Привлекает детей к

Делятся впечатления

1. Умение оценивать

творческой

деятельност

и

подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

ми;

выражают собственные чувства к

результат своей

деятельности ;


обеспечивает

проделанной

2. Умение

открытость на

работе;

выражать

ориентированн ую

планируют самостоятель

чувства; 3. Умение

самостоятельну ю или

ную

(совместную)

делать выводы;

совместную с

деятельность;

4. Умение

родителями

высказывают

планировать

деятельность;

эмоциональн

самостоятель

предлагает место, где дети

ый отклик. *(Выставка,

ную

(совместную)

могли бы

ярмарка,

деятельность.

выставить на всеобщее обозрение свои работы.

подарок-предложения детей)

-чтение

1. Вот индюк

Приглашает к

Слушают,

Проявляют

стихов о

нарядный,

чтению стихов

читают стихи

эмоциональн

дымковских

Весь такой он

ое отношение

игрушках *(возможно

складный. У большого

к литературны

на ярмарке,

индюка

м

организованн

Все

произведения

ой детьми для родителей)

расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк.

3.

Удивительны й наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива,

м.


Как

лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт.

  1. Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень.
  2. Кони глиняные мчатся На

подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

В Дымкове, за

Вяткою

рекою,

Драгоценный

продолжая

труд,

Не ища на

старости

покоя,

Труженицы

славные

живут.

Кто-то сделал

индюка-

распушенные

бока,

У кого-то

глина стала


вдруг

павлином.

Кто-то

вылепил

синицу- сразу

стало веселей.

Мастера и

мастерицы

появились на

селе.

-исполнение

*возможно

Выбирают

1. Имеют

русской

исполнение

песню,

чувство

народной

песни

партнёра

ритма и

песни

«Ярмарка»,

(если

мелодики

(социальный

либо другая (по

необходимо),

музыки;

партнёр –

выбору детей)

сочетают

2. Проявляют

музыкальный

движение в с

эмоциональн

руководитель

музыкой

ое отношение

)

самостоятель но

к

музыкальном у произведени

ю

3.Обогащени

е тактильного

опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы. На основе интегрированного подхода. ТЕМА: «Золотая рыбка»

Конспект НОД предназначен для закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по основам безопасности и жизнедеятельности детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по городу Светофорску»

Задачи: 1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице. 2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках. 3. Способствовать развитию позна...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики и программирования в старшей группе в среде ПиктоМир на тему: «Собиратели созвездий»

Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роб...