Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности на основе ФГОС ДО для детей старшей группы "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Формироывание у детей интереса к русской народной игрушке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_belobrova_e.i.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Дымковская игрушка»
Технологическая карта
интегрированной непосредственно образовательной
деятельности
на основе ФГОС ДО
для детей старшей группы
Составитель:
Белоброва Елена Ивановна воспитатель МБДОУ № 77
г. Энгельс 2014г.
Технологическая карта (конструктор) интегрированной НОД
«Дымковская игрушка» Тема:
«Дымковская игрушка».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр: музыкальный руководитель.
Учебно-методический комплект:
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013
- Музыкальная палитра №1,2007.
- Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
- О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет
Средства:
· наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы
элементов дымковской росписи;
· мультимедийные – презентация;
· литературные - стихи, загадки;
· музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений,
весёлые русские народные песни (мелодии)
· оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки;
шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности
рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек
(по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки;
кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по
выбору детей)
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи:
· развивать наблюдательность, способность замечать характерные
особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
· развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в
процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в
поиске идентичных элементов;
· развивать творческую активность в процессе изобразительной
деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании
элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия,
кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек,
прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами
народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
· обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская
игрушка, дымковская роспись;
· развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять
результат исследования;
· Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
3. Воспитательные задачи:
· воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду
народных мастеров;
· способствовать проявлению положительных эмоций;
· воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в
процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать
умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспит анников:
· Обратить внимание на нерешительность Вики в выборе партнёра для
совместной деятельности;
· Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и
Ангелины;
· Предложить Маше и Алёне выбрать стихи для предварительного
заучивания;
· Поручить Диме и Карине контроль за правильностью выводов при
сравнении элементов росписи дымковской игрушки.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально -отзывчивый | чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и м произведениям. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и | умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполне умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениям |
сверстниками
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных способов рисования ватной палочкой самостоятельной деятельности; стремление создать выразительный и интересный образ использование шаблона или без него, выбирая самостоятель умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 минут |
Ход деятельности:
Этап | Содержание | Деятельность | Деятельность | Планируемый |
деятельности | совместной | педагога | детей | |
деятельности | результат | |||
1 этап | Здравствуйте | Приветствует | Приветствую | Дети |
Организацион | ребята, рада | детей задаёт | т друг друга | настроены на |
ный | всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам В слове этом — мудрость, | положительный эмоциональный настрой | и гостей | общение |
-ситуативный | доброта, | Предлагает и | ||
разговор | Что всегда соседствуют с любовью, И души народной красота! Ребята, а вы готовы сегодня узнать | корректирует выбор детей | Выбор удобного места для творчества |
секреты | ||||
народных | Создаёт | |||
мастеров из | проблемную | Проявляют | ||
Дымково, о | ситуацию, | Дети обходят | интерес к | |
красоте их | показывает и | группу в | предстоящей | |
творчества? | свою | поиске | деятельности | |
Тогда | заинтересованн | необычного | ||
-загадка | выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили? Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? -Весёлая белая | ость | предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому. |
глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают Шкатулку Мастеров) | ||||
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку | Решают проблемную ситуацию. выбирают игрушку, рассматрива ют элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументиров ать | |
-презентация | Вятский край издавна славился художественн ыми | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный | Слушают, узнают об истории создания дымковской | 1.Обогащает знаниевый опыт. 2.Проявляет интерес к |
промыслами. Работы талантливых народных умельцев были
повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно
называют эту игрушку – дымка. Почем у игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
момент на основе наглядных информационн ых средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.
игрушки, рассуждают.
народной игрушке.
А как
выдумаете,
как люди
узнали о
дымковской
игрушке
мастеров?
Зарождение
этого
промысла
связывают с
древним
народным
праздником
«Свистунья»,
к которому в
течение всей
зимы
мастерицы
готовили
разнообразны
е свистульки в
виде коней,
всадников,
коров, птиц.
Весенний
праздник
сопровождала
бойкой
торговлей
свистульками.
Их яркая,
красочная
роспись
соответствова
ла общему
радостному
весеннему
настроению.
Всюду
звучали,
народные
музыкальные
инструменты.
-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания | Внимательно выслушиваю т, называют музыкальный инструмент | 1.Определяет музыкальные инструменты. 2.Знает названия русских народных музыкальных инструменто в | |
-музыкальная игра | Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение | Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстриру ют положительн ые эмоции | 1.Умение выбивать ритм. 2.Получение в процессе игры положительн ых эмоций. 3.Обеспечена потребность детей в движении. | |
- подвижная игра «Найди игрушку» (с музыкальным сопровожден ием) | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми | Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстриру ют физическую активность | 1. Умение 2. Умение пространстве . 3. Реализована потребность детей в общении | |
- продуктивная деятельность | Вовлекает детей в изобразительну ю | Ребёнок выбирает способ взаимодейств | 1. Проявляет творческую активность в процессе |
деятельность, | ия при | изобразитель | ||
предлагает | выполнении | ной | ||
детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательн | своей работы: индивидуаль но в паре, в тройке в | деятельности ; 2. Умение подбирать необходимые | ||
ости | подгруппе, | материалы | ||
раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или | по желанию использует шаблоны – силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает | для работы; 3. Умение 4. Умение | ||
индивидуально напоминает; | материалы (краски | |||
включает детей | гуашь, | |||
в | кисточки или | |||
самостоятельну ю | ватные палочки), | |||
деятельность; | которые | |||
предоставляет | можно | |||
время для творческой деятельности; | применить для изобразитель | |||
предоставляет | ной | |||
выбор техники элементов | деятельности . Если | |||
раскрашивания | возникла | |||
и материалов, наблюдает за детьми во | трудность, дети обращаются | |||
время | за помощью | |||
выполнения | к | |||
задания. | воспитателю и друг другу. | |||
3 этап Итог | Привлекает детей к | Делятся впечатления | 1. Умение оценивать | |
творческой деятельност и | подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); | ми; выражают собственные чувства к | результат своей деятельности ; |
обеспечивает | проделанной | 2. Умение | ||
открытость на | работе; | выражать | ||
ориентированн ую | планируют самостоятель | чувства; 3. Умение | ||
самостоятельну ю или | ную (совместную) | делать выводы; | ||
совместную с | деятельность; | 4. Умение | ||
родителями | высказывают | планировать | ||
деятельность; | эмоциональн | самостоятель | ||
предлагает место, где дети | ый отклик. *(Выставка, | ную (совместную) | ||
могли бы | ярмарка, | деятельность. | ||
выставить на всеобщее обозрение свои работы. | подарок-предложения детей) | |||
-чтение | 1. Вот индюк | Приглашает к | Слушают, | Проявляют |
стихов о | нарядный, | чтению стихов | читают стихи | эмоциональн |
дымковских | Весь такой он | ое отношение | ||
игрушках *(возможно | складный. У большого | к литературны | ||
на ярмарке, | индюка | м | ||
организованн | Все | произведения | ||
ой детьми для родителей) | расписаны бока. 2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. 3. Удивительны й наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива, | м. |
Как
лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт.
- Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень.
- Кони глиняные мчатся На
подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.
В Дымкове, за
Вяткою
рекою,
Драгоценный
продолжая
труд,
Не ища на
старости
покоя,
Труженицы
славные
живут.
Кто-то сделал
индюка-
распушенные
бока,
У кого-то
глина стала
вдруг | ||||
павлином. | ||||
Кто-то | ||||
вылепил | ||||
синицу- сразу | ||||
стало веселей. | ||||
Мастера и | ||||
мастерицы | ||||
появились на | ||||
селе. | ||||
-исполнение | *возможно | Выбирают | 1. Имеют | |
русской | исполнение | песню, | чувство | |
народной | песни | партнёра | ритма и | |
песни | «Ярмарка», | (если | мелодики | |
(социальный | либо другая (по | необходимо), | музыки; | |
партнёр – | выбору детей) | сочетают | 2. Проявляют | |
музыкальный | движение в с | эмоциональн | ||
руководитель | музыкой | ое отношение | ||
) | самостоятель но | к музыкальном у произведени | ||
ю 3.Обогащени | ||||
е тактильного | ||||
опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы на тему: «Приключения в стране дорожных знаков»
Цель занятия прививать навыки безопасного поведения на дорогах....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы. На основе интегрированного подхода. ТЕМА: «Золотая рыбка»
Конспект НОД предназначен для закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»
КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»
Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по основам безопасности и жизнедеятельности детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по городу Светофорску»
Задачи: 1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице. 2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках. 3. Способствовать развитию позна...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам алгоритмики и программирования в старшей группе в среде ПиктоМир на тему: «Собиратели созвездий»
Цель: создание условий для развития логического мышления и навыков алгоритмики и элементарного программирования.Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о роботах, учить управлять роб...